Какие книги рекомендуют читать топы IT-компании Jooble? На их полках – культовый мануал из ненасильственного общения, который помог перестроить культуру Microsoft, шаблон для написания рабочих писем от первой женщины-консультантки McKinsey, которую CFO компании читал четыре раза, и книга о том, как научиться приветствовать изменения
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Основанный в Украине агрегатор вакансий Jooble работает на семидесяти рынках. Размер команды – более 500 сотрудников, одна из главных ценностей – комфорт работников и чувство причастности. Неудивительно, что большинство книжных советов топ-менеджеров компании касаются управления, развития гибких быстрых команд, эффективной коммуникации и коллективной работы.
«Ненасильственное общение. Язык жизни», Маршалл Розенберг, 1999
Советует CEO Jooble Дмитрий Гринь
О чем эта книга
«Книга номер один, трансформировавшая культуру Microsoft из убийственной в креативную», – отзывается о «Ненасильственном общении» CEO компании Сатья Наделла. Его время как руководителя Microsoft было определено основными идеями из этой книги и началось с того, что он попросил всех топов компании прочесть ее, пишет Business Insider.
Ненасильственное общение – концепция, которая учит быть честным без критики, оскорблений и агрессии. Автор идеи и книги – клинический психолог Маршалл Розенберг.
У ненасильственного общения четыре компонента. Наблюдение за фактами – в противоположность оценке и обобщению. Ощущения – по концепции Розенберга, идентифицируя ощущения и отмежевывая их от мыслей, людям легче понимать друг друга и разрешать конфликты. Потребности – в ненасильственном общении они делятся на девять категорий, таких как: безопасность, любовь, креативность, восстановление. Запросы – как альтернатива требованиям; они должны быть четкими, положительными, конкретными и предполагать возможность ответа «нет».
Отзыв Гриня:
«Когда меня просят порекомендовать книгу, первой всегда приходит в голову «Ненасильственная коммуникация» Маршалла Розенберга. Она посвящена пониманию эмоций и потребностей – своих и других. Использование техник ненасильственного общения позволяет эффективно разрешать конфликты в любом коллективе. Члены группы, практикующей NVC, чаще чувствуют себя услышанными, что способствует построению доверия и позволяет не тратить эмоциональные ресурсы на построение многослойной защиты».
«Непринятие перемен. Как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации», Роберт Киган, 2009
Советует глава отдела продаж Татьяна Горбунова
О чем эта книга
Авторы Роберт Киган и Лиза Леи показывают, как сочетание индивидуальных убеждений с коллективными создают мощный иммунитет к изменениям в компании. Их главная идея: противостояние изменениям исходят не от страхов, а от скрытых майдсетов. Итак, главная задача – найти их, понять и преодолеть. Это поможет каждому приглушить свой иммунитет к переменам и помочь сдвинуть вперед потенциал организации.
Ученые Киган и Леи проводят совместные исследования более 25 лет. Киган – профессор кафедры обучения и профессионального развития взрослых в Гарварде, Леи – директор группы смены лидерства в университете. За их книгой стоит корпус исследований и кейсов, позволивших авторам не только обозначить проблему, но и предложить инструменты для ее решения.
Отзыв Горбуновой:
«Быстрая адаптивность – одна из ключевых компетенций, которая должна быть в компании, чтобы работать и расти во время постоянных изменений и неопределенности. «Неприятие перемен» – о том, как, развивая культуру обучения, экспериментов и постоянного совершенствования, компании могут лучше реагировать на изменения рынка, технологический прогресс и другие внешние давления. Несколько лет назад эта книга помогла мне смело погрузиться в долгий и кардинальный процесс трансформации в команде продаж Jooble».
«Принцип пирамиды. Логика в письме и мышлении», Барбара Минто, 1985
Советует CFO Артем Дубовецкий
О чем эта книга
Барбара Минто была первой женщиной, которую McKinsey & Co наняли на позицию консалтера в 1960-х годах. Она – автор инструмента и книги «Принцип пирамиды». Его используют для обработки и структурирования большого количества информации, чтобы рассказать историю, написать сообщение, отчет или презентацию.
Один из шаблонов текста по Минто – «ситуация – усложнение – вопрос – ответ». Так консалтер предлагает сопровождать отчеты и писать рабочие письма. Ситуация – это утверждение, с которым знаком и согласен читатель. Этот элемент ставит читателя в контекст автора. Вопрос и ответ на него – суть любого отчета, и именно здесь, по Минто, часто возникают проблемы. Одна из возможных – нечеткий вопрос.
Отзыв Дубовецкого:
«Это моя любимая книга по убедительной коммуникации. Я читал ее полностью четыре раза и ежедневно вспоминал «технику пирамиды», сочиняя что-то в рабочие чаты. Все это время она оставалась на моем столе в офисе, дома во время пандемии, и в местах, которые были временным офисом после начала войны.
Когда-то я считал себя человеком математического склада ума, который не в состоянии писать. Сейчас деловое письмо – мой сильный софт скилл. Эссе, жалоба, запрос, что угодно теперь только вопрос того, понимаю ли я, что хочу сказать, а не многодневных мучений перед тем, как сесть и написать».
«Как меняются мысли: удивительная наука веры, взглядов и убеждений», Дэвид Макрэйни, 2022
Советует директор по развитию талантов Анастасия Хижняк
О чем эта книга
В 2019 году портал Statista провел исследование конспирологических теорий, в которые верят американцы. 47% опрошенных считают: Ли Харви Освальд – не единственный участник покушения на президента США Джона Кеннеди. 22% не верят в то, что изменения климата реальны.
Почему люди склонны доверять конспирологии? Почему кто-то никогда не меняет мысль, а кто-то делает это мгновенно? Именно это изучает научный журналист Дэвид Макрэйни в книге «Как меняются мнения».
На основе последних исследований в области психологии и нейронаук Макрэйни описывает причины, почему люди уверены в своей правоте. Автор убежден: не всегда возможно уговорить человека изменить мнение. Однако если внимательно прислушиваться к ней, это становится реальным.
Отзыв Хижняк:
«Споры иногда превращаются в соревнования в том, кто может представить больше фактов. Однако факты часто подвергаются разным интерпретациям, что позволяет найти подтверждение почти любым идеям. При встрече с многими неизвестными факторами мы ищем способы убедить коллег, что наше решение будет успешным. Но мы часто забываем, что люди формируют свое мнение не только на основе фактов, но также через собственный опыт. Эта книга учит работать с историями, в которые верят другие. Это не обязательно приведет к быстрым победам в дискуссиях, но может сделать людей более открытыми к последним, даже если они противоречат их глубоким убеждениям».
Команда команд, Стэнли Маккристал, Крис Фасселл, Тантум Коллинз, Дэвид Сильверман, 2015
Советует CPO Максим Беляк
О чем эта книга
Автор «Команда команд» Стэнли Маккристал – экс-генерал американской армии. В 2004 году он возглавил объединенную оперативную группу специальных операций, которая должна была бороться с Аль-Каидой. Маккристал заметил: хотя силы НАТО имели больше людей, вооружения и опыта, Аль-Каида противопоставляла этому быстроту и непредсказуемость. Чтобы победить, его воины должны были стать «командой команд» – гибкой, живой, стремительной.
В книге Маккристал и его соавторы переводят военный опыт на организационный. Один из их советов – во время кризисов давать небольшим группам больше свободы для эксперимента и возможность делиться опытом со всей организацией. По Маккристалу, у которого в конце его военной карьеры было 150 000 подчиненных, это помогает принимать лучшие и более быстрые решения.
Отзыв Беляка:
«Книга выдвигает идею перехода от традиционных иерархических структур к гибким и взаимосвязанным моделям внутри организаций. Она совпадает с моим личным видением важности воспитания культуры доверия, прозрачности и открытого общения для эффективного сотрудничества и принятия решений в компании. С вторжением книга стала только более актуальной: она иллюстрирует, насколько важна гибкость и адаптивность для преодоления вызовов».
«Выбор: прими возможное», Эдит Эва Эгер, 2018
Советует Head of Traffic Acquisition Анна Гринчук
О чем эта книга
Один из поклонников книги «Выбор» Билл Гейтс описывает ее как «отчасти мемуар, отчасти – гид по проживанию травмы». «Многие люди найдут комфорт и спокойствие в том, как Эгер предлагает справляться со сложными ситуациями», – говорит Гейтс.
В начале 40-х годов прошлого века Эдит Эгер была танцовщицей и участницей сборной Венгрии по гимнастике. Когда по стране начали распространяться антисемитские настроения, Эгер исключили из сборной, а позже вместе с семьей отправили в Аушвиц. По дороге в лагерь мать сказала Эдит: «Никто не может отнять у тебя то, что ты задумала». Когда семью привезли в Аушвиц, мать сразу отправили в газовую камеру, а Эдит заставили танцевать для немецкого офицера СС Йозефа Менгеле.
Десятилетия спустя Эгер – психотерапевт, живущая в США и помогающая пациентам преодолеть собственные травмы. Впрочем, до визита в Аушвиц в 1990-х она не полностью преодолела свои. Проработав прошлый опыт, в 2017-м – когда ей было 90 лет – Эгер написала «Выбор», книгу о том, как исцеляться и проживать травму. Одна из ее главных идей – привычка ставить вопрос «Что дальше»?
«У тех, кто выживает, нет времени спрашивать «Почему я?», – пишет Эгер. – Единственный релевантный вопрос для них – «Что дальше?».
Отзыв Гринчук:
«Один из главных тезисов книги и терапии Эгер – человек сам заковывает себя в тюрьму, которую создает в уме. Мы ставим себе ограничения и верим, что они реальны. Мы видим лишь один возможный сценарий развития событий, отвергая другие, и считаем, что некоторые вещи нельзя изменить. Выбор – это наше право.
Еще одно важное мнение – человек может застрять в прошлом, но он может выбрать, как проживать сегодня и будущее. Люди могут страдать из-за болей прошлого и потерь, или отпустить прошлое и выбрать счастливое настоящее. Эта книга помогла мне осознать собственные ментальные ограничения и начать освобождаться».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.