Когда адепты ИИ-инструментов говорят, как те полезны для оптимизации производительности, молниеносного анализа данных и уменьшения количества рутинных задач, не все принимают во внимание негативную сторону процесса. Три исследования выявили существенные неприятные последствия для работников, интегрировавших ИИ в свою работу. Harvard Business Review описывает эти исследования и предлагает решение выявленных проблем. Forbes пересказывает главное из материала.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Перспективы искусственного интеллекта захватили мир. ИИ уже доказал, что может сравниться с человеком или даже превзойти его в разных задачах: от анализа юридических документов и прогнозирования продаж до тестирования кандидатов на работу. Компании все чаще говорят, что их наибольший риск – не взять на вооружение ИИ. Исследования показывают, что 35% международных компаний уже используют ИИ, а мировой рынок этой технологии может составить $1,85 трлн к 2030 году, сообщает Harvard Business Review.
Впрочем, существует риск, что чрезмерная автоматизация задач работника и первостепенное внимание компании к технологиям приведет к негативным последствиям для самого главного ресурса – человека. Исследователи задались вопросом: влияет ли ИИ на социальную связь работника с работой и удовлетворенность своим ежедневным трудом. Выявленные результаты заставляют беспокоиться поспешным введением ИИ, считает HBR.
Как ИИ способствует изоляции
Исследователи HBR установили две цели своих исследований.
- Проверить, как работа с ИИ влияет на связь (а скорее ее отсутствие) с коллегами.
- Зафиксировать настоящие и вредные последствия нехватки связи.
Исследование №1
Были изучены различные сферы и их участников, которые используют ИИ в работе.
Первое исследование включало 166 участников-инженеров тайваньской биомедицинской компании, которые в среднем работали там три года, а ИИ использовали около двух. Изучение влияния ИИ длилось три недели. Исследователи спрашивали участников о частоте использования ИИ, расспрашивали коллег о связи с испытуемыми, а их родных – о потреблении испытуемыми алкоголя после работы и наличии бессонницы.
Исследователи увидели, что инженеры, которые вовсю применяли ИИ в работе, проявляли больше желания общаться с коллегами и ради этого проявляли эмпатию и помогали. Но эти же инженеры акцентировали внимание на обострении ощущения одиночества, которое приводило к большему потреблению алкоголя и бессоннице.
Исследования №2 и 3
Чтобы проверить результаты предыдущего исследования, HBR провело еще два.
- 120 консультантов по недвижимости в индонезийской компании управления собственностью (средняя продолжительность работы – три года, а пользование ИИ – два).
- 294 сотрудника отделов операций, бухгалтерии, маркетинга и финансов малазийской технологической компании (средняя продолжительность работы – более трех лет, работа с ИИ – более полутора лет).
В этих компаниях работники использовали ИИ-инструменты для ежедневной деятельности, таких как: поиск информации, создание нового контента и генерация идей. Исследователи случайным образом выбирали тех, кто в течение трех дней не пользовался ИИ, и сравнивали их с пользовавшимися по определенным критериям.
Выяснилось, что те, кто продолжил работать с ИИ, опять-таки стремились к большему общению и связи с коллегами и были более одинокими, а это приводило к тем же результатам, что и в предварительном исследовании: использованию помощи коллегам как способа сближения и большему потреблению алкоголя (в одном исследовании) и бессоннице у тех, кто чувствовал себя более одиноким.
В целом эти исследования демонстрируют: чем больше работники используют ИИ, тем более социально изолированными они чувствуют себя. С одной стороны, это подталкивает людей к сближению с коллегами, а с другой – чувство одиночества провоцирует бессонницу и большее потребление алкоголя.
Как защитить людей
«Подумаешь, отсутствие связи с коллегами. Небольшая потеря», – может сказать кто-нибудь. Но ряд исследований доказывают, что люди, испытывающие эмоциональную и социальную связь на работе, больше вовлечены в работу, более производительны и преданны своей организации. Они более склонны к сотрудничеству, инновациям и выявлению инициатив, выходящих за пределы их обязанностей. А вот работники, чувствующие себя изолированными и далекими от коллег, чаще и быстрее выгорают, не выходят на работу и быстрее увольняются. Эти данные тоже взяты из статьи HBR.
Издание предлагает дальнейшие шаги для того, чтобы не потерять надежных работников из-за чрезмерного внимания к технологиям.
- Следите за благополучием. Как уже установил журнал, одинокие, отстраненные люди менее продуктивны, поэтому следует проверять не только производительность работников, но и их благополучие, социальную вовлеченность в организации, удовлетворение от работы и восприятие поддержки от коллег. Так можно избежать обострения ментальных и физических проблем от засилья ИИ в рабочей жизни.
- Переделать рабочие процессы. Ментальное здоровье ваших работников может улучшиться, если они будут знать, что организация учитывает потребности человека при внедрении ИИ. Компании следует не просто обязать всех пользоваться ИИ-инструментами, но и организовать рабочие процессы так, чтобы применить сильные стороны как человека, так и машин. Дайте вашим сотрудникам чувство контроля и автономии в применении ИИ.
- Понять, что ИИ – это прежде всего инструмент. Компаниям следует понять, что ИИ – не средство автоматизации и оптимизации, а инструмент помощи человеку. Если этот инструмент работает хорошо, у работника появляется время лучше познакомиться с коллегами, что будет способствовать сотрудничеству и обмену идеями. Работодателю следует поощрять социальное взаимодействие среди работников, а не воспринимать его как отвлечение от «настоящей работы»
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.