Ракеты и дроны РФ повредили 93 памятника истории и архитектуры Одессы, охраняемых ЮНЕСКО. Лишь в результате обстрела 5 ноября пострадали шесть из них. Предоставит ли организация средства на восстановление, как она помогает преодолевать последствия и как будет взаимодействовать с Одессой в будущем?
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
В апреле 2023 года генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле привезла в Одессу оригинал свидетельства о включении исторического центра Одессы в Список всемирного наследия. «Для нас это важно, поскольку так мы стараемся уберечь от вражеских ракет то, что ценим и чем гордимся», – говорит городской голова Одессы Геннадий Труханов. Однако это не остановит Россию от попыток уничтожить украинскую культуру, добавляет он.
Вечером 5 ноября Россия в очередной раз атаковала Одессу ракетами и дронами. Пострадали шесть памятников культурного наследия в историческом центре. Одна из ракет попала в место рядом с Одесским национальным художественным музеем, которому в тот день исполнилось 124 года.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Взрывная волна выбила окна на главном фасаде здания ХІХ века, повредила входную дверь, в залах – обваленные потолки, а на стенах появились трещины, описывает нанесенный ущерб директор департамента культуры, международного сотрудничества и европейской интеграции Одессы Иван Липтуга. По его словам, разрушены также расположенные рядом строения-достопримечательности.
Исторический центр Одессы был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в январе 2023 года. Как это помогает городу и каковы перспективы этого сотрудничества?
Как устроена помощь ЮНЕСКО
Защита ЮНЕСКО – гарантия, что Россия понесет наказание за совершенные преступления, уверен Труханов. В частности, речь идет о выплате нанесенного ущерба. «Для этого мы с представителями ЮНЕСКО внимательно фиксируем все повреждения в пределах объекта и его буферной зоны», – говорит мэр.
Гаагская конвенция предполагает ответственность стран за умышленное повреждение культурного наследия, добавляет Липтуга. «Зафиксированные международными организациями, например ЮНЕСКО, факты повреждений, можно будет использовать в качестве свидетельства для рассмотрения дальнейших уголовных дел в международных институциях, – говорит он. – Но на это нужно время». Также ЮНЕСКО помогает городу подробно описать и оцифровать достопримечательности. «Это важно для восстановления наследия в случае разрушения», – объясняет Труханов.
ЮНЕСКО – не финансовый институт, возмещающий ущерб владельцам разрушенных зданий, но он может оказывать экстренную помощь в чрезвычайных ситуациях, говорит Липтуга. Например, привлекая деньги других стран, организация может помочь учреждениям культуры хранить экспонаты и предоставляет материалы для ликвидации повреждений вроде выбитых окон.
Восстановление таких памятников, как, например, собор или музей – длительный процесс. ЮНЕСКО с итальянскими организациями, занимающимися охраной памятников, обсуждают помощь в консервации, а в будущем – восстановлении Спасо-Преображенского кафедрального собора, говорит Липтуга. «Что касается музея – работа уже началась, и, думаю, первая помощь придет буквально на днях», – предполагает владелец компании Termopal Николай Викнянский. Именно он руководил проектом по внесению Одессы в Список всемирного наследия.
Ответственность за другие достопримечательности Липтуга возлагает прежде всего на владельцев. Причина – согласно действующему законодательству, из городского бюджета нельзя покрывать расходы на ремонт объектов, не принадлежащих территориальной общине.
«ЮНЕСКО – не скорая помощь, которая срочно реагирует по звонку, – резюмирует Липтуга. – Реальной помощи предшествуют серьезные бюрократические процедуры. Это общеевропейская практика».
О каких деньгах может идти речь? В октябре 1991 года войска тогдашней Югославии окружили хорватский Дубровник, историческая часть которого вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979-м. С 1992 по 1994 год Дубровник получил от организации четыре выплаты на общую сумму $107 000. Их назначение – реставрационные работы, составление документации, организация консультаций по сохранению исторических памятников города.
Результаты сотрудничества. Как защита ЮНЕСКО может помочь Одессе
Пока что результаты сотрудничества с ЮНЕСКО продемонстрировать сложно, констатирует Липтуга. «Идет война – разумеется, мы не можем показать отстроенные достопримечательности», – говорит он. Но сотрудничество позволяет упорядочить градостроительную документацию: создать план управления объектом всемирного наследия и синхронизировать внутренние регламентирующие документы. Это необходимо, чтобы повысить эффективность управления и защиты исторического центра Одессы.
После утверждения документов в городе они переходят на рассмотрение правительства и в конечном счете становятся основой внутренних городских регуляторных актов о правилах застройки, торговли, рекламы или землеустройства и других сфер жизни города. «В этом и заключается эффективность включения в список ЮНЕСКО: у нас есть шанс повысить стандарты и сделать город более привлекательным и комфортным», – говорит Липтуга.
Город расширяет территорию, находящуюся под охраной ЮНЕСКО с 237 га до 618 га, говорит Липтуга. Под защитой окажутся топонимы, демонстрирующие мультикультурность города, объясняет Викнянский. К примеру, в Одессе есть улицы Большая и Малая Арнаутская, которые подчеркивают этнику арнаутов, но пока не попадают в список. Такая же ситуация с улицами Еврейской и Болгарской.
Распространить охрану на топонимы рекомендовал Международный совет по охране памятников и исторических мест, говорит Викнянский. Но в список следовало внести отдельные небольшие части города, считает он. Туда же попала вся историческая часть. «Она не может быть полностью охраняемой ЮНЕСКО, несмотря на то, что мы хотим ее защитить, – говорит Викнянский. – Потому что даже замену трубы придется согласовывать с ЮНЕСКО, Минкультом, МИДом, археологами и другими специалистами». Утвердится план управления объектом ЮНЕСКО, документация, и все будут следовать единым правилам — ЮНЕСКО не будет согласовывать каждую трубу или окно, возражает Липтуга (Этот комментарий добавлен после публикации — Forbes).
Сотрудничество с ЮНЕСКО позволит восстановить и системно подойти к сохранению наследия с помощью мирового опыта и практик, говорит Труханов. Деньги на это восстановление должны поступать из нескольких источников, считает Липтуга, в том числе из городских и государственных бюджетов и от бизнеса. «Мы будем пытаться привлечь деньги из фондов, сотрудничающих с ЮНЕСКО, – добавляет он. – Но статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО не гарантирует, что на восстановление [Одессы] средства будут выделяться автоматически».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.