Давно ожидаемая бизнесом реформа Бюро экономической безопасности (БЭБ) проходит со скандалом. Верховная Рада готовится к голосованию за правительственный проект перезагрузки БЭБ, не устраивающий ни бизнес, ни международных партнеров. Есть ли у документа шансы пройти первое чтение в зале парламента и стоит ли теперь надеяться на реальную реформу Бюро?
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Депутаты финансового комитета Верховной Рады (ВР) 21 февраля поддержали правительственный законопроект о перезагрузке Бюро экономической безопасности (БЭБ). Аналогичное решение в этот же день принял правоохранительный комитет ВР.
Перезагрузка БЭБ, созданного в 2019-м как единственный орган, расследующий экономические преступления, – не только обязательства украинской власти перед Международным валютным фондом и одна из ключевых евроинтеграционных реформ. Это также одно из обещаний президента Владимира Зеленского, которое он дал бизнесу во время встречи с недавно созданным Советом предпринимателей.
Правительственный законопроект перед нардепами представил министр юстиции Денис Малюська. К подготовке документа был причастен заместитель главы Офиса президента (ОП) Олег Татаров, говорят два нардепа и собеседник в ОП, знакомые с ходом реформы. Готовить ее начали еще осенью прошлого года.
Ключевая проблема – с критикой документа выступили более 10 общественных организаций и бизнес-ассоциаций и послы государств G7. Едва ли не главный противник среди нардепов – заместитель председателя финкомитета Ярослав Железняк (фракция «Голос»), который является автором альтернативного законопроекта.
Причины критики – отсутствие быстрой переаттестации сотрудников БЭБ и несовершенство процедуры отбора главы бюро.
Законопроект будет вынесен в зал голосований ВР уже на этой неделе. Готов ли парламент голосовать за правительственный законопроект и какой финал ждет реформы БЭБ?
Кто и почему критикует вариант перезагрузки БЭБ от правительства
Главный спор вокруг правительственного законопроекта №10439 связан с переаттестацией действующих кадров БЭБ. Кабмин предлагает провести ее только через год после завершения военного положения.
«Данное предложение – это перезагрузка БЭБ без фактической перезагрузки», – отметил во время заседания финкомитета заместитель председателя Железняк. Он является автором альтернативного проекта №10439-2, предусматривающего обязательную переаттестацию работников сразу после избрания нового директора БЭБ.
Почему чиновники считают, что спешить с переаттестацией работников не стоит? В условиях войны есть нехватка квалифицированных кадров, поэтому набрать необходимых специалистов будет сложно, отметил на заседании комитета министр юстиции Малюська. «У нового руководителя будет достаточно механизмов, чтобы провести очистку рядов БЭБ, если это действительно потребуется», – сказал он.
Один из способов избавиться от плохих кадров, по мнению министра, – мобилизация. «В госструктурах можно забронировать 50% штата, поэтому новый руководитель может в первую очередь предоставить бронирование наиболее честным и профессиональным кадрам», – объяснил эту логику Малюська.
Другая дискуссионная норма – роль международных партнеров Украины в конкурсе на главу БЭБ. В правительственном проекте конкурсная комиссия состоит из шести членов: по три от Кабмина и международников. Решение считается принятым, если его поддержали не менее четырех членов комиссии, и из них по меньшей мере два международных. Если голоса разделятся поровну и в течение 24 часов повторные голосования ничего не дадут, решение будет считаться принятым, если его поддержат три члена комиссии, где как минимум двое – представители международных партнеров.
В альтернативном проекте №10439-2 предусмотрены семь членов комиссии, из которых четверо – от международных партнеров. Решение будет считаться принятым, если за него проголосовали по меньшей мере четыре члена комиссии, из которых как минимум трое – международники.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.