В Верховной Раде зарегистрировали обновленный законопроект о пенсионной реформе и введении обязательных пенсионных накоплений. Среди инициаторов – почти все руководство президентской партии «Слуга народа». Поможет ли это реформе
Законопроект №9212 – вторая попытка нардепов за время полномасштабной войны внести в зал Верховной Рады (ВР) реформу о накопительной пенсионной системе. Первая инициатива в ноябре прошлого года не нашла широкой поддержки.
«Предыдущий закон имел долгую политическую историю, с 2019-го документ переписывали четыре раза, – говорит глава комитета соцполитики ВР Галина Третьякова. – Для того чтобы изменить политическое отношение к закону, решили его перезагрузить».
Главное изменение – авторский состав. К документу приобщились глава партии «Слуга народа» (СН) Елена Шуляк, глава депутатской фракции СН Давид Арахамия, первый заместитель главы ВР Александр Корниенко и более 40 нардепов.
Сам текст закона не претерпел существенных изменений. Документ по-прежнему предлагает ввести обязательное пенсионное накопление для всех граждан моложе 55 лет. Первые три года финансировать реформу предлагают за счет бюджета.
У реформы не слишком много шансов на успех, говорят три нардепа из бюджетного и финансового комитетов Рады. Главные причины – дефицит бюджета, недостаточная поддержка международных партнеров и слабая адвокация реформы среди нардепов.
Почему дискуссия о пенсионной реформе снова вернулась в стены парламента?
Как выглядит пенсионная реформа и зачем она нужна
Накопительную пенсионную систему нужно было внедрять еще вчера, говорит соавтор законопроекта Третьякова. Главная причина – демографические показатели. По оценкам ООН, каждый пятый украинец уже достиг 65-летнего возраста, а по данным Минсоц, средний возраст ухода на пенсию в Украине – 54,8 года, говорит нардеп.
Чтобы не столкнуться с проблемами наполнения Пенсионного фонда в будущем, авторы закона предлагают переходить на накопительное пенсионное обеспечение уже сейчас.
Накопительная пенсионная система предусматривает, что отчисления из заработной платы граждан будут поступать не в общий Пенсионный фонд, а на индивидуальные счета каждого гражданина в Государственном накопительном пенсионном фонде. Его должен создать Кабмин.
На новую модель могут перейти все украинцы младше 55 лет, для других система выплат останется без изменений. «Накопительная пенсионная система будет существовать рядом с солидарной», – констатирует Третьякова.
Источников финансирования реформы в первые три года внедрения два – прямые отчисления из бюджета и процент от ЕСВ. «Государство будет компенсировать работодателю процент ЕСВ, который тот направил в накопительный фонд», – уточняет глава соцкомитета.
Если закон будет принят, то в 2024 году начнется только подготовительный процесс – разработка нормативных документов и инфраструктуры. «Нужно будет создать для каждого человека счета в негосударственном пенсионном фонде. Это сложные финансовые механизмы», – говорит Третьякова.
Переходный период реформы рассчитан на три года:
- 2025 год – по 1% отчислений из ЕСВ и бюджета;
- 2026-й – по 1,5%;
- 2027-й – по 2%.
Есть ли у этой реформы шансы на успех и что думают доноры Украины
Несмотря на большой авторский состав, реформа почти не продвигается среди нардепов, говорит депутат из финансового комитета на правах анонимности. «Фактически сейчас это делает только Третьякова, мы не видим большой адвокации этого процесса», – говорит он.
Три собеседника-нардепа шансы на принятие закона оценивают как очень низкие.
Третьякова утверждает, что реформа уже согласована на уровне Министерства финансов. В Минфине подтвердили Forbes, что получили законопроект, но еще не успели его полностью проработать. «Продолжается работа по разработке положений указанного законопроекта, по результатам которой будут подготовлены соответствующие выводы», – ответили на запрос в министерстве.
На комитет закон попадет 26 апреля. Если нардепы проголосуют за, то в начале мая документ могут вынести на заседание президентской фракции, а затем – и в зал парламента, говорит соавтор реформы. На момент публикации пресс-служба Минфина не ответила на запрос Forbes относительно позиции министерства.
Международные партнеры, среди которых тему пенсионной реформы курирует Всемирный банк, пока не слишком заинтересовались этой идеей, отмечает на правах анонимности один из участников украинской делегации на недавних Spring Meetings МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне. «Они не против реформы, но предупреждают, что есть хорошие примеры, а есть плохие, – отмечает собеседник. – У партнеров пока нет ощущения, что Украина станет хорошим кейсом».
Почему? У Всемирного банка много вопросов к имплементации реформы, добавляет участник делегации. Во-первых, в отношении финансового рынка: кто будет управлять этими накоплениями, как их будут защищать, как будет регулироваться процесс, как будет действовать новый государственный фонд, существующий пока только на бумаге. Во-вторых, макроэкономическое влияние и способность Украины самостоятельно профинансировать реформу, которая может усугубить проблемы с госбюджетом.
Еще одна проблема: пенсионная реформа – это всегда потеря рейтинга власти, если это не просто повышение пенсий без каких-либо условий, говорит нардеп из финансового комитета. Именно поэтому он дает очень низкие шансы, что Верховная Рада в итоге поддержит этот законопроект.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.