Рецессия, долговые ловушки и политические игры – макроэкономическая и политическая ситуация у главных стран-доноров Украины не самая лучшая. А в бюджете Украины заложено $41 млрд внешнего финансирования. Какие перспективы получения Украиной этой международной помощи? Рассказывает Артем Щербина, директор по инвестициям Capital Times
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
На старте 2023 года многие международные экономисты и эксперты прогнозировали вхождение развитых экономик в рецессию. Это придавало пессимизма относительно объема международной и военной помощи Украине со стороны западных партнеров. Тем не менее глобальная экономика завершает год с темпом 2,7% (против ожиданий 2,1% на начало года), а рецессия зафиксирована только в Германии.
Сейчас ожидания на 2024 год снова пессимистичные. Рост мирового ВВП прогнозируется на уровне 2,4%, сильное замедление ожидается в ЕС, Великобритании и США. К тому же следующий год – период парламентских и президентских выборов во многих странах. При таких предпосылках вопрос международной поддержки Украины чрезвычайно актуален.
Рассмотрим экономические аспекты поддержки Украины со стороны наших партнеров.
Ситуация в мировой экономике
Вспомним февраль 2023-го, когда прошел ровно год от перехода глобальных центральных банков из мягкой стимулирующей политики (как реакции на падение экономики из-за COVID-19 ) к жесткой и сдерживающей политике (как реакции на высокую инфляцию и сверхприбыли корпораций).
Учетная ставка ФРС США в тот момент возросла с 0,25% до 4,5%. Именно в феврале мир увидел первые крупные банкротства банков в США и Европе со времен Lehman Brothers. И все аналитики, предполагавшие рецессию в 2023 году, подтвердили свою правоту.
Однако центробанки снова встали на защиту любых экономических проблем. Проблемные банки были поддержаны в США многомиллиардной порцией ликвидности. А центральный банк Швейцарии позволил поглотить проблемный Credit Suisse его вечным конкурентом UBS и еще и де-юре профинансировал это соглашение. Рынки, корпорации и население получили новые стимулы, и экономика снова заработала.
На сегодняшний день процентные ставки в мире достигли своего максимума. В США – 5,5%, в ЕС – 4,5%, в Великобритании – 5,25%, в Польше – 5,75%. При этом высокая инфляция преодолена, низкий уровень безработицы сохранен, а экономическое развитие продолжено. Можно утверждать, что центральные банки научились умело управлять предложением денег в экономике и правильно реагировать на изменения конъюнктуры. Этот тезис уместен и в контексте действий Национального банка Украины.
Есть, конечно, накопившиеся проблемы, которые так и не были решены в 2023 году. Именно поэтому на 2024-й прогнозы по глобальной экономике достаточно сдержанные.
Дело в первую очередь в долговой ловушке, в которую себя загнали США, Италия, Греция, Франция, Бразилия, Япония и другие. В этих странах уровень долга по ВВП превышает 100%. При текущих процентных ставках в 4–6%, например, стоимость обслуживания долга в США достигла $1 трлн. Такое финансовое обременение подогревает температуру обсуждения бюджета на 2024 год в парламенте США, от чего страдает и Украина.
В Европе, кроме изменения парадигмы функционирования кредитного рынка (в ЕС в течение 10 лет процентные ставки были отрицательными), назрела структурная проблема зависимости национальных экономик от внешнего энергетического ресурса и экспортного потенциала.
Германия испытала эти проблемы первой – в стране зафиксирована рецессия. Слабость ощущает на себе и экономика Великобритании, где торговые отношения с материковой Европой остаются напряженными после Brexit.
Учитывая указанное, продолжительность удержания высоких процентных ставок в мире может быть короткой. Смягчение монетарной политики уже наблюдается в Польше, Бразилии, Венгрии и Украине.
В контексте мировой экономики следует выделить отдельным вопросом политический аспект. В 2024 году состоятся парламентские выборы в ЕС и отдельно в Австрии, Бельгии, Германии, Индии, Иране, а также выборы президента в США, России, Тайване и соседних Молдове, Румынии, Словакии.
Во многих странах вопрос Украины будет использован в политических целях. Подобная ситуация, конечно, может повлиять на объем военной и финансовой поддержки.
Ситуация в Украине
Экономика Украины, вопреки постоянным террористическим ракетным атакам со стороны России, почти двум годам полномасштабной войны и эмиграции населения, быстро восстанавливается. По итогам 2023-го реальный ВВП, по оценкам Capital Times, вырастет на 5,1% с последующим ростом в пределах 3–4%. Такая динамика намного выше ожиданий МВФ или Всемирного банка, что свидетельствует об устойчивости экономики Украины и высоком потенциале, несмотря на военное положение.
С начала полномасштабного вторжения государство Украина получило значительную финансовую поддержку от международных партнеров. Это позволило Украине нарастить объем государственных расходов с $55 млрд в 2021 году до $82 млрд в 2022-м и до $98 млрд по итогам 2023-го.
Доля государственных расходов в ВВП при этом выросла с 27% до 54%. То есть государственные расходы, а именно оборонный бюджет, стали основой обновления национальной экономики. И этот тренд продолжится.
Значение международной финансовой поддержки для Украины сложно недооценить. Именно поддержка партнеров позволила поддержать экономику, обеспечила наращивание золотовалютных резервов НБУ, стабилизировала ситуацию на валютном рынке и сделала возможным финансирование социальных сфер.
Что касается военной помощи, то с 24 февраля 2022 года по 1 декабря 2023-го Украина получила военную помощь на сумму более $100 млрд. Основными донорами стали США ($49 млрд) и ЕС ($48 млрд). Ожидается, что в 2024 году объем военной помощи превысит $50 млрд.
Далее предусматриваю изменение формата поддержки Украины, в частности, из-за увеличения объемов собственного военного производства, создания специализированных оборонных фондов и т.д.
Если посмотреть на планы финансирования обороны в разрезе стран, то общие расходы Украины с учетом помощи могут составить $93 млрд. По этому показателю Украина входит в топ-5 стран по объему оборонного бюджета. Однако это все равно меньше расходов нашего врага.
Что в итоге
Монетарная политика центральных банков последние 15 лет и борьба с инфляцией с 2022-го привели к рекордным долгам в развитых странах, большинство из которых выступают донорами Украины как в финансовом, так и военном аспектах. Такая ситуация влияет на возможность политиков накануне парламентских и президентских выборов в Европе и США договориться между собой о дальнейшей поддержке Украины.
Прибавляет неопределенности и ситуация на Ближнем Востоке и Тайване. Рост геополитических рисков заставляет страны увеличивать расходы на оборону, тем самым еще более усугубляя вопросы финансирования социально важных и общественных инициатив. Это сказывается на рейтингах политиков у власти и поддержке населением выделения помощи Украине.
Однако привлечь необходимые $35–40 млрд финансовой помощи в 2024 году Украине вполне реально. Вопрос только в тайминге этих поступлений.
Что касается военной поддержки, то план поступлений техники и вооружения не покроет все возможные потребности Украины. Враг параллельно наращивает свою мощность более быстрыми темпами. Поэтому внутренние процессы и внутреннее производство в Украине должно стать приоритетом. Сюда же следует направлять основные инвестиции и побуждать банки к согласованию выделения кредитов инновационным defense-tech компаниям.
2024 год не будет простым. Но следует постоянно помнить об основной цели – быть свободными и счастливыми в нашей родной Украине. К победе!
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.