Фінансова допомога Україні /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Украина рассчитывает получить $41 млрд международной помощи в 2024 году. «Потянут» ли основные страны-доноры? Рассказывает Артем Щербина

Ожидания на 2024 год пессимистические. Рост мирового ВВП прогнозируется на уровне 2,4%, сильное замедление ожидается в ЕС, Великобритании и США Фото Shutterstock

Рецессия, долговые ловушки и политические игры – макроэкономическая и политическая ситуация у главных стран-доноров Украины не самая лучшая. А в бюджете Украины заложено $41 млрд внешнего финансирования. Какие перспективы получения Украиной этой международной помощи? Рассказывает Артем Щербина, директор по инвестициям Capital Times

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

На старте 2023 года многие международные экономисты и эксперты прогнозировали вхождение развитых экономик в рецессию. Это придавало пессимизма относительно объема международной и военной помощи Украине со стороны западных партнеров. Тем не менее глобальная экономика завершает год с темпом 2,7% (против ожиданий 2,1% на начало года), а рецессия зафиксирована только в Германии.

Сейчас ожидания на 2024 год снова пессимистичные. Рост мирового ВВП прогнозируется на уровне 2,4%, сильное замедление ожидается в ЕС, Великобритании и США. К тому же следующий год – период парламентских и президентских выборов во многих странах. При таких предпосылках вопрос международной поддержки Украины чрезвычайно актуален.

Рассмотрим экономические аспекты поддержки Украины со стороны наших партнеров.

Ситуация в мировой экономике

Вспомним февраль 2023-го, когда прошел ровно год от перехода глобальных центральных банков из мягкой стимулирующей политики (как реакции на падение экономики из-за COVID-19 ) к жесткой и сдерживающей политике (как реакции на высокую инфляцию и сверхприбыли корпораций).

Учетная ставка ФРС США в тот момент возросла с 0,25% до 4,5%. Именно в феврале мир увидел первые крупные банкротства банков в США и Европе со времен Lehman Brothers. И все аналитики, предполагавшие рецессию в 2023 году, подтвердили свою правоту.

Однако центробанки снова встали на защиту любых экономических проблем. Проблемные банки были поддержаны в США многомиллиардной порцией ликвидности. А центральный банк Швейцарии позволил поглотить проблемный Credit Suisse его вечным конкурентом UBS и еще и де-юре профинансировал это соглашение. Рынки, корпорации и население получили новые стимулы, и экономика снова заработала.

На сегодняшний день процентные ставки в мире достигли своего максимума. В США – 5,5%, в ЕС – 4,5%, в Великобритании – 5,25%, в Польше – 5,75%. При этом высокая инфляция преодолена, низкий уровень безработицы сохранен, а экономическое развитие продолжено. Можно утверждать, что центральные банки научились умело управлять предложением денег в экономике и правильно реагировать на изменения конъюнктуры. Этот тезис уместен и в контексте действий Национального банка Украины.

Есть, конечно, накопившиеся проблемы, которые так и не были решены в 2023 году. Именно поэтому на 2024-й прогнозы по глобальной экономике достаточно сдержанные.

Дело в первую очередь в долговой ловушке, в которую себя загнали США, Италия, Греция, Франция, Бразилия, Япония и другие. В этих странах уровень долга по ВВП превышает 100%. При текущих процентных ставках в 4–6%, например, стоимость обслуживания долга в США достигла $1 трлн. Такое финансовое обременение подогревает температуру обсуждения бюджета на 2024 год в парламенте США, от чего страдает и Украина.

В Европе, кроме изменения парадигмы функционирования кредитного рынка (в ЕС в течение 10 лет процентные ставки были отрицательными), назрела структурная проблема зависимости национальных экономик от внешнего энергетического ресурса и экспортного потенциала.

Германия испытала эти проблемы первой – в стране зафиксирована рецессия. Слабость ощущает на себе и экономика Великобритании, где торговые отношения с материковой Европой остаются напряженными после Brexit.

Учитывая указанное, продолжительность удержания высоких процентных ставок в мире может быть короткой. Смягчение монетарной политики уже наблюдается в Польше, Бразилии, Венгрии и Украине.

В контексте мировой экономики следует выделить отдельным вопросом политический аспект. В 2024 году состоятся парламентские выборы в ЕС и отдельно в Австрии, Бельгии, Германии, Индии, Иране, а также выборы президента в США, России, Тайване и соседних Молдове, Румынии, Словакии.

Во многих странах вопрос Украины будет использован в политических целях. Подобная ситуация, конечно, может повлиять на объем военной и финансовой поддержки.

Ситуация в Украине

Экономика Украины, вопреки постоянным террористическим ракетным атакам со стороны России, почти двум годам полномасштабной войны и эмиграции населения, быстро восстанавливается. По итогам 2023-го реальный ВВП, по оценкам Capital Times, вырастет на 5,1% с последующим ростом в пределах 3–4%. Такая динамика намного выше ожиданий МВФ или Всемирного банка, что свидетельствует об устойчивости экономики Украины и высоком потенциале, несмотря на военное положение.

С начала полномасштабного вторжения государство Украина получило значительную финансовую поддержку от международных партнеров. Это позволило Украине нарастить объем государственных расходов с $55 млрд в 2021 году до $82 млрд в 2022-м и до $98 млрд по итогам 2023-го.

Доля государственных расходов в ВВП при этом выросла с 27% до 54%. То есть государственные расходы, а именно оборонный бюджет, стали основой обновления национальной экономики. И этот тренд продолжится.

Финансирование государственного бюджета Украины

Оборонный бюджет стал основой восстановления национальной экономики

Значение международной финансовой поддержки для Украины сложно недооценить. Именно поддержка партнеров позволила поддержать экономику, обеспечила наращивание золотовалютных резервов НБУ, стабилизировала ситуацию на валютном рынке и сделала возможным финансирование социальных сфер.

Что касается военной помощи, то с 24 февраля 2022 года по 1 декабря 2023-го Украина получила военную помощь на сумму более $100 млрд. Основными донорами стали США ($49 млрд) и ЕС ($48 млрд). Ожидается, что в 2024 году объем военной помощи превысит $50 млрд.

Далее предусматриваю изменение формата поддержки Украины, в частности, из-за увеличения объемов собственного военного производства, создания специализированных оборонных фондов и т.д.

Если посмотреть на планы финансирования обороны в разрезе стран, то общие расходы Украины с учетом помощи могут составить $93 млрд. По этому показателю Украина входит в топ-5 стран по объему оборонного бюджета. Однако это все равно меньше расходов нашего врага.

Расходы на оборону в мире, 2024 год

Общие расходы Украины с учетом помощи могут составить $93 млрд. По этому показателю Украина входит в топ-5 стран по объему оборонного бюджета

Что в итоге

Монетарная политика центральных банков последние 15 лет и борьба с инфляцией с 2022-го привели к рекордным долгам в развитых странах, большинство из которых выступают донорами Украины как в финансовом, так и военном аспектах. Такая ситуация влияет на возможность политиков накануне парламентских и президентских выборов в Европе и США договориться между собой о дальнейшей поддержке Украины.

Прибавляет неопределенности и ситуация на Ближнем Востоке и Тайване. Рост геополитических рисков заставляет страны увеличивать расходы на оборону, тем самым еще более усугубляя вопросы финансирования социально важных и общественных инициатив. Это сказывается на рейтингах политиков у власти и поддержке населением выделения помощи Украине.

Однако привлечь необходимые $35–40 млрд финансовой помощи в 2024 году Украине вполне реально. Вопрос только в тайминге этих поступлений.

Что касается военной поддержки, то план поступлений техники и вооружения не покроет все возможные потребности Украины. Враг параллельно наращивает свою мощность более быстрыми темпами. Поэтому внутренние процессы и внутреннее производство в Украине должно стать приоритетом. Сюда же следует направлять основные инвестиции и побуждать банки к согласованию выделения кредитов инновационным defense-tech компаниям.

2024 год не будет простым. Но следует постоянно помнить об основной цели – быть свободными и счастливыми в нашей родной Украине. К победе!

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине