Вечером, 10 августа, украинское правительство объявило, что кредиторы Украины согласились на два года отказаться от платежей по украинскому госдолгу. Это позволит Минфину сэкономить на выплатах около $6 млрд в период до августа 2024 года, отметил министр Сергей Марченко. Почему это важное достижение правительства перед сложным 2023-м годом?
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Голосование среди кредиторов завершилось 10 августа. Принять предложение Минфина согласилось не менее половины держателей каждого из выпусков облигаций и в общей сложности две трети всех кредиторов. По информации собеседника в правительстве, доля крупнейшего из них не превышала 10% общей суммы долга, о которой говорилось в этом соглашении.
Какие возможности Украине дает эта операция, как она ограничивает правительство и чем это отличается от реструктуризации госдолга в 2015-м, считавшемся техническим дефолтом?
О чем Украина договорилась с кредиторами
Правительство предложило владельцам всех облигаций, или так называемых евробондов, выпущенных Украиной с 2015-го по 2021-й годы, отсрочить выплаты по ним на 24 месяца. По этим бумагам Украина привлекла около $17 млрд.
Благодаря этому Украина не будет платить проценты или погашать тело задолженности до августа 2024 года. Компенсация инвесторам за отсрочку – проценты будут начисляться на два года дольше. Однако Украина имеет право при улучшении экономической ситуации досрочно вернуться к обычному графику обслуживания долга.
Отсутствие дополнительных расходов на $6 млрд в течение двух лет облегчит жизнь правительству. По словам двух собеседников в правительстве, знакомых с предварительными оценками Минфина, из-за разрушений и убытков, нанесенных вторжением РФ, Украине не удастся существенно сократить дефицит госбюджета в ближайшие годы. Сейчас Минфин ориентируется на дефицит в 2023 году на уровне около $25–30 млрд.
Это дефолт?
Накануне соглашения главные мировые рейтинговые агентства синхронно снизили кредитные рейтинги Украины до преддефолтного уровня.
В 2015-м, в последний раз, когда Украина вела масштабные переговоры с кредиторами, Минфину Натальи Яресько удалось договориться о списании 20% долга (около $3,7 млрд) с $15 млрд, которые нужно было оплатить в 2015–2019 годах, и отсрочку на четыре года. Украине же пришлось дать более существенную компенсацию, чем сейчас. Владельцы облигаций получили новые бонды с более высокой ставкой (7,75% вместо 7,22%, но на меньшую сумму) и ВВП-варранты на $3,2 млрд. По этим бумагам Украина обязалась в течение 20 лет отдавать кредиторам определенный процент от экономического роста свыше 3%.
Наиболее существенное отличие от соглашения 2015-го – сейчас Украине удалось избежать любых проблем с выплатами. С начала года правительство заплатило по еврооблигациям $860 млн. «Это была проактивная операция, то есть мы сделали это не потому, что не имели другого выхода, – говорит на правах анонимности собеседник в правительстве. – К тому же после первых недель войны сами кредиторы стали спрашивать нас: why do you pay?».
Можно ли провести реструктуризацию и попытаться списать часть долга? Маловероятно, ведь у правительства нет понимания, какой будет макроэкономическая ситуация через несколько лет, добавляет собеседник.
Что с другими долгами
Кроме долговых обязательств правительства, в периметр соглашения попали облигации двух госкомпаний – «Укравтодора» ($700 млн со ставкой 6,25% годовых с погашением в 2028-м) и «Укрэнерго» ($825 млн, 6,875% годовых, погашение – в 2026 году). Почему только эти компании? Только их обязательства были подкреплены госгарантией.
Другие госкомпании должны договариваться о реструктуризации/отсрочке в отдельности. Свои (трудные) переговоры с кредиторами уже ведет НАК «Нефтегаз». Также внешние долги есть у «Укрзализныци», «Сбербанка» и «Укрэксимбанка».
Ничего не изменилось и с долгами Украины по кредитам от международных финансовых учреждений. Крупнейший заемодатель среди них – МВФ, которому правительство до конца 2023 года должно уплатить $4,6 млрд.
У Украины пока нет ясности относительно судьбы этого долга – активная фаза переговоров с Фондом, вероятно, начнется только в сентябре. Один из вариантов, о котором будет говорить украинская сторона – краткая программа. Благодаря ей можно будет перекрыть старые долги перед Фондом и профинансировать текущие потребности бюджета: до тех пор, пока Украина не договорится с МВФ о долгосрочном плане сотрудничества (для этого нужно более четкое понимание макроситуации в ближайшие годы), рассказывает собеседник в правительстве.
Похожая схема была применена в конце 2018-го, когда МВФ открыл Украине 14-месячную программу на $3,9 млрд, учитывая год двойных выборов в 2019-м.
Какие риски у ВВП-варрантов
Отдельное предложение правительство имело к держателям ВВП-варрантов, особых ценных бумаг, появившихся в результате реструктуризации в 2015-м. Во-первых, Минфин предложил сдвинуть выплаты на год. Во-вторых, установить «потолок» годовых выплат в эквиваленте 0,5% ВВП (до сих пор было не более 1% к 2025 году, далее – без ограничений). В-третьих, заложить в соглашение возможность для Украины выкупить варранты полностью или частично по номиналу в течение 2024–2027 годов.
Минфин время от времени выкупал варранты, оставив на рынке около 80% от первоначального выпуска. Зачем возможность выкупа сейчас? По подсчетам Минфина, из-за потенциально высоких темпов экономического роста после обвала в 2022-м (более 30%, по прогнозу НБУ), Украина рискует столкнуться с необходимостью платить по варрантам около $2 млрд в год, тогда как весь выкуп будет стоить $2,6 млрд.
Что Минфин будет делать эти два года
После реструктуризации 2015-го Украина два года не могла привлечь средства на международных рынках капитала. Только в сентябре 2017-го правительство разместило 15-летние еврооблигации на $3 млрд. Тогда часть этих средств использовали на рефинансирование долгов, которые нужно было погасить в 2019-м и 2020-м годах.
По схожей логике Минфин будет действовать и сейчас. «Мы надеемся в течение следующих двух лет вернуться с новым выпуском облигаций», – говорит собеседник в руководстве Минфина. Лучший для правительства вариант, по его словам, привлечь на рынке дополнительные средства и погасить по крайней мере часть обязательств, которые вернутся в расходную часть госбюджета уже в 2024-м.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.