Вечером, 10 августа, украинское правительство объявило, что кредиторы Украины согласились на два года отказаться от платежей по украинскому госдолгу. Это позволит Минфину сэкономить на выплатах около $6 млрд в период до августа 2024 года, отметил министр Сергей Марченко. Почему это важное достижение правительства перед сложным 2023-м годом?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Голосование среди кредиторов завершилось 10 августа. Принять предложение Минфина согласилось не менее половины держателей каждого из выпусков облигаций и в общей сложности две трети всех кредиторов. По информации собеседника в правительстве, доля крупнейшего из них не превышала 10% общей суммы долга, о которой говорилось в этом соглашении.
Какие возможности Украине дает эта операция, как она ограничивает правительство и чем это отличается от реструктуризации госдолга в 2015-м, считавшемся техническим дефолтом?
О чем Украина договорилась с кредиторами
Правительство предложило владельцам всех облигаций, или так называемых евробондов, выпущенных Украиной с 2015-го по 2021-й годы, отсрочить выплаты по ним на 24 месяца. По этим бумагам Украина привлекла около $17 млрд.
Благодаря этому Украина не будет платить проценты или погашать тело задолженности до августа 2024 года. Компенсация инвесторам за отсрочку – проценты будут начисляться на два года дольше. Однако Украина имеет право при улучшении экономической ситуации досрочно вернуться к обычному графику обслуживания долга.
Отсутствие дополнительных расходов на $6 млрд в течение двух лет облегчит жизнь правительству. По словам двух собеседников в правительстве, знакомых с предварительными оценками Минфина, из-за разрушений и убытков, нанесенных вторжением РФ, Украине не удастся существенно сократить дефицит госбюджета в ближайшие годы. Сейчас Минфин ориентируется на дефицит в 2023 году на уровне около $25–30 млрд.
Это дефолт?
Накануне соглашения главные мировые рейтинговые агентства синхронно снизили кредитные рейтинги Украины до преддефолтного уровня.
В 2015-м, в последний раз, когда Украина вела масштабные переговоры с кредиторами, Минфину Натальи Яресько удалось договориться о списании 20% долга (около $3,7 млрд) с $15 млрд, которые нужно было оплатить в 2015–2019 годах, и отсрочку на четыре года. Украине же пришлось дать более существенную компенсацию, чем сейчас. Владельцы облигаций получили новые бонды с более высокой ставкой (7,75% вместо 7,22%, но на меньшую сумму) и ВВП-варранты на $3,2 млрд. По этим бумагам Украина обязалась в течение 20 лет отдавать кредиторам определенный процент от экономического роста свыше 3%.
Наиболее существенное отличие от соглашения 2015-го – сейчас Украине удалось избежать любых проблем с выплатами. С начала года правительство заплатило по еврооблигациям $860 млн. «Это была проактивная операция, то есть мы сделали это не потому, что не имели другого выхода, – говорит на правах анонимности собеседник в правительстве. – К тому же после первых недель войны сами кредиторы стали спрашивать нас: why do you pay?».
Можно ли провести реструктуризацию и попытаться списать часть долга? Маловероятно, ведь у правительства нет понимания, какой будет макроэкономическая ситуация через несколько лет, добавляет собеседник.
Что с другими долгами
Кроме долговых обязательств правительства, в периметр соглашения попали облигации двух госкомпаний – «Укравтодора» ($700 млн со ставкой 6,25% годовых с погашением в 2028-м) и «Укрэнерго» ($825 млн, 6,875% годовых, погашение – в 2026 году). Почему только эти компании? Только их обязательства были подкреплены госгарантией.
Другие госкомпании должны договариваться о реструктуризации/отсрочке в отдельности. Свои (трудные) переговоры с кредиторами уже ведет НАК «Нефтегаз». Также внешние долги есть у «Укрзализныци», «Сбербанка» и «Укрэксимбанка».
Ничего не изменилось и с долгами Украины по кредитам от международных финансовых учреждений. Крупнейший заемодатель среди них – МВФ, которому правительство до конца 2023 года должно уплатить $4,6 млрд.
У Украины пока нет ясности относительно судьбы этого долга – активная фаза переговоров с Фондом, вероятно, начнется только в сентябре. Один из вариантов, о котором будет говорить украинская сторона – краткая программа. Благодаря ей можно будет перекрыть старые долги перед Фондом и профинансировать текущие потребности бюджета: до тех пор, пока Украина не договорится с МВФ о долгосрочном плане сотрудничества (для этого нужно более четкое понимание макроситуации в ближайшие годы), рассказывает собеседник в правительстве.
Похожая схема была применена в конце 2018-го, когда МВФ открыл Украине 14-месячную программу на $3,9 млрд, учитывая год двойных выборов в 2019-м.
Какие риски у ВВП-варрантов
Отдельное предложение правительство имело к держателям ВВП-варрантов, особых ценных бумаг, появившихся в результате реструктуризации в 2015-м. Во-первых, Минфин предложил сдвинуть выплаты на год. Во-вторых, установить «потолок» годовых выплат в эквиваленте 0,5% ВВП (до сих пор было не более 1% к 2025 году, далее – без ограничений). В-третьих, заложить в соглашение возможность для Украины выкупить варранты полностью или частично по номиналу в течение 2024–2027 годов.
Минфин время от времени выкупал варранты, оставив на рынке около 80% от первоначального выпуска. Зачем возможность выкупа сейчас? По подсчетам Минфина, из-за потенциально высоких темпов экономического роста после обвала в 2022-м (более 30%, по прогнозу НБУ), Украина рискует столкнуться с необходимостью платить по варрантам около $2 млрд в год, тогда как весь выкуп будет стоить $2,6 млрд.
Что Минфин будет делать эти два года
После реструктуризации 2015-го Украина два года не могла привлечь средства на международных рынках капитала. Только в сентябре 2017-го правительство разместило 15-летние еврооблигации на $3 млрд. Тогда часть этих средств использовали на рефинансирование долгов, которые нужно было погасить в 2019-м и 2020-м годах.
По схожей логике Минфин будет действовать и сейчас. «Мы надеемся в течение следующих двух лет вернуться с новым выпуском облигаций», – говорит собеседник в руководстве Минфина. Лучший для правительства вариант, по его словам, привлечь на рынке дополнительные средства и погасить по крайней мере часть обязательств, которые вернутся в расходную часть госбюджета уже в 2024-м.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.