Монетарная политика Национального банка остается достаточно жесткой: новая учетная ставка в 20% превышает годовую инфляцию более чем на 11 процентных пунктов. Зачем такая жесткость? Именно курсовой стабильностью Нацбанк занимается в первую очередь, объясняет руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Каковы прямые последствия уменьшения учетной ставки?
Нацбанк решил не идти против своих собственных прогнозов и снизил учетную ставку всего на 2 процентных пункта – до 20%. Именно такая динамика ставки была заложена в июльском обзоре регулятора, также предусматривавшего снижение ставки до 19% в ноябре и до 18% в декабре.
Но эти ставки прогнозировались при несколько более высокой динамике ожидаемой инфляции, тогда как фактически потребительские цены в Украине падают значительно быстрее, примерно на 2 процентных пункта быстрее ожиданий НБУ. В июле инфляция замедлилась до 11,3%, тогда как в январе регулятор прогнозировал 18,7% на конец второго квартала 2023 года и столько же на конец года.
Курс доллара США и инфляция
Казалось, более скромный рост цен должен привести к более решительной реакции НБУ по смягчению монетарной политики. Но она остается достаточно жесткой: новая ставка Нацбанка превышает годовую инфляцию более чем на 11 процентных пунктов.
Зачем такая жесткость? Если мы уже можем констатировать, что двусмысленную инфляцию Нацбанк успешно преодолел.
Дело в том, что главным переносчиком высокой инфляции в Украине является валютный курс, а точнее ожидания украинцев по курсу доллара США. Чем выше курс доллара закладывает бизнес в свои операции, тем большие цены в гривне на товары и услуги он будет выставлять.
Соответственно, усилия монетарной политики Нацбанка в первую очередь направлены на то, чтобы в Украине царила валютная стабильность, которая будет обеспечивать относительную стабильность цен.
Поэтому получается, что именно курсовая стабильность занимает Нацбанк в первую очередь. Недаром в своем выступлении по результатам решения НБУ по учетной ставке глава Нацбанка Андрей Пышный упоминал о валютном рынке и обменном курсе 15 раз. Это несколько чаще, чем о процентной ставке (12 раз), являвшейся основным предметом его доклада, и лишь немного меньше, чем о ценах и инфляции (19 раз), которые являются основным фокусом монетарной политики НБУ.
Более того, в пресс-релизе по результату решения правления по учетной ставке Нацбанк четко заявил, что он готов корректировать свою монетарную политику именно в случае «ужесточения рисков для курсовой устойчивости».
Следовательно, НБУ дает сигнал всем украинцам: валютная стабильность является приоритетом его политики. Гривня должна оставаться привлекательнее доллара, то есть «зарабатывать значительно больше» доллара. Следовательно, процентные ставки в гривне должны превышать прогнозы роста курса доллара.
Для ожиданий по отношению к доллару это означает, что даже если Нацбанк и сделает какой-то «решительный шаг» по либерализации валютного рынка (например, откажется от фиксированного официального курса доллара), он еще достаточно долго будет держать доллар на сегодняшнем уровне.
Последствия уменьшения учетной ставки в действующих условиях
Прямым последствием уменьшения учетной ставки стало снижение ставок по депозитным сертификатам НБУ (фактически безрисковыми вкладами коммерческих банков в ценные бумаги НБУ). Ставки по этим сертификатам уменьшаются также на 2 процентных пункта, до 16% для вкладов на один день и до 20% – для трехмесячных.
Отдельно Нацбанк анонсировал, что на покупку трехмесячных депсертификатов банки смогут направить лишь 35% суммы долгих (3+ месяцев) депозитов населения (до этого могли направить 70%).
Очевидно, такое решение свидетельствует о провале самой идеи с трехмесячными депозитными сертификатами. Ведь такие безрисковые и супердоходные бумаги (ставка по которым равна учетной ставке) были введені Нацбанком именно для того, чтобы стимулировать банки активно переводить короткие вклады населения (с их карточных или текущих счетов) в длинные депозиты.
До последних решений НБУ, привлекая депозит от украинца, банк мог без риска зарабатывать на нем через депозитные сертификаты 20,8% годовых. Отталкиваясь от такого заработка, рассчитывалась ставка по длинному депозиту.
С последним решением НБУ потенциальный безрисковый заработок банка на таких депозитах уменьшается до 17,4%, или на 3.4 процентных пункта. Если бы существовали банки, успешно привлекавшие длинные депозиты у населения, рассчитывая на высокую ставку депсертификатов, то последнее решение НБУ им бы существенно навредило.
Похоже, таких не было (а банки просто пользовались супервозможностью зарабатывать более высокую ставку на своей старой базе длинных депозитов), да и после последнего решения НБУ уже не будет. Ведь заработок на длинных депозитных сертификатах оказался столь непредсказуемым. Следовательно, вероятным следующим решением может стать отказ от идеи дорогих трехмесячных депсертификатов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.