Крупнейшая украинская авиакомпания сменила президента. Почему это произошло и какие задачи стоят перед новым руководителем перевозчика?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Президент крупнейшей авиакомпании страны МАУ Евгений Дыхне покинул свой пост – его контракт истек 18 сентября 2022 года. Дыхне руководил компанией три года. Новым президентом МАУ стал бывший финансовый директор аэропорта Борисполь Кирилл Звонарев.
Одна из главных причин смены руководства – корпоративный конфликт среди акционеров авиакомпании МАУ, проявившийся в декабре 2021 года. Тогда глава наблюдательного совета и совладелец авиакомпании МАУ Арон Майберг рассказал Forbes о неудачных попытках уволить Евгения Дыхне, которые на тот момент продолжались больше года.
Майберг отмечал, что Дыхне не смог оптимизировать работу авиакомпании, которая в последние годы балансирует на грани выживания. Дыхне утверждал, что стал заложником конфликта между акционерами. Они, по его словам, не могли договориться о финансировании компании, потерявшей большую часть заработка из-за пандемии и COVID-19.
Коломойский вошел в капитал МАУ, купив долю экс-вице-премьера Бориса Колесникова. В 2019 году он заявлял, что владеет 25% МАУ. Кроме Майберга, в числе акционеров, по его словам, был глава «Укртатнефти» Павел Овчаренко.
Весной 2020-го, когда Майберг предпринял первую попытку уволить Дыхне, после разговора последний написал заявление, говорил Майберг. На следующий день в офис МАУ приехали неизвестные люди в масках, а через несколько часов Майбергу позвонил Коломойский. «Давай урегулируем вопрос Дыхне. Сейчас пандемия, увольнять его будет неправильно. Верни его, приезжай, обсудим», – передает Майберг слова Коломойского.
Позже Дыхне рассказывал, что после этого разговора его попросил вернуться к управлению переговорщик от Майберга – юрист МАУ Олег Бондарь. «Он пришел с аргументом, что все возвращено в статус-кво, акционеры договорились. Что происходило в эти сутки, кто и с кем встречался, мне неизвестно», – рассказывал Дыхне «Униану».
Однако конфликт так и не был решен окончательно. Майберг еще несколько раз пытался уволить Дыхне, который не соглашался покидать должность, – в дело вмешался суд. 11 ноября 2021 года Майберг организовал внеочередное общее собрание акционеров МАУ, на котором еще раз попытались сместить президента. Эта попытка уволить непокорного президента была заблокирована в Хозяйственном суде Киева. Сейчас Дыхне ушел из авиакомпании, поскольку истек трехлетний срок контракта.
Арон Майберг пообещал прокомментировать смену руководителя, но на момент выхода статьи не ответил на сообщение Forbes.
Who is Кирилл Звонарев?
Звонарев не новичок в авиационной отрасли. В 2008–2009 годах он был CFO Альянса украинских авиакомпаний, куда входили «АэроСвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро», которые связывали с Игорем Коломойским. До этого был гендиректором клиники Lissod, которую основал брат Арона Майберга Эдуард, и первым заместителем гендиректора «АэроСвита».
Последняя должность, согласно официальной биографии, – заместитель гендиректора аэропорта «Борисполь» с 2014 по 2022 год. В аэропорт работать его позвал Евгений Дыхне, тогда руководивший Борисполем, рассказал Forbes источник из близкого окружения Дыхне. «Его считают очень талантливым финансистом», – говорит собеседник.
В 2015 году заместитель Дыхне в аэропорту Борисполь Звонарев помог последнему удержаться на должности гендиректора, заблокировав иском в Днепропетровский окружной административный суд конкурс по отбору руководителя Борисполя. Тогда же в руководство Борисполя пришло несколько топ-менеджеров из авиакомпании МАУ.
Дыхне после назначения в МАУ, по словам собеседника Forbes, предлагал Звонареву должность своего заместителя, однако тот отказался, оставшись заместителем нового руководителя Борисполя Павла Рябикина.
После назначения в июле 2021 года гендиректором аэропорта Борисполь Алексея Дубревского Звонарев, по словам собеседника Forbes, утратил свои полномочия. «У них не сложились отношения, в последнее время за финансы в аэропорту отвечал другой человек», – говорит собеседник Forbes.
Решен ли конфликт
Звонарев – согласованная между акционерами МАУ кандидатура, рассказывает топ-менеджер авиакомпании-конкурента. Назначение Кирилла Звонарева не единственное, произошедшее в МАУ в последнее время. Летом главным финансистом МАУ стала Анна Борисонник, которая с 1994 по 2017 год работала в ПриватБанке (ранее принадлежал Игорю Коломойскому), сообщил Forbes источник, знакомый с положением дел в МАУ.
Эти два назначения могут свидетельствовать о заморозке конфликта между собственниками МАУ Майбергом и Коломойским. В феврале 2022 года в интервью НВ Арон Майберг фактически сказал, что он выбирает кандидатуру президента МАУ, а Игорь Коломойский – вице-президента по финансам.
Можно предположить, что Звонарев назначен по инициативе Арона Майберга, а Борисонник – при поддержке Игоря Коломойского. Собеседник Forbes, осведомленный о положении дел в МАУ, говорит, что первые сутки после назначения Звонарева должны показать, последует ли сопротивление данному назначению. Если нет – значит, конфликт среди акционеров МАУ улажен.
Цель номер один
Удержать авиакомпанию в рабочем состоянии до окончания войны новому руководителю будет тяжело. После 24 февраля 2022 года в Украине запрещено регулярное авиасообщение. Перевозчик успел перегнать за пределы страны четыре самолета из 25 входивших во флот к концу 2021 года.
После начала полномасштабного наступления российских войск МАУ сосредоточилась на чартерных перелетах для туроператоров в Польше, а также обеспечивает рейсы для спортивных команд стран Европы и Украины.
Выручка МАУ в первом полугодии 2022 года составила 1,2 млрд грн – почти втрое меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Убытки перевозчика – 1,3 млрд грн (вместо 22 млн грн прибыли в январе – июне 2021-го).
Суды и долги МАУ: «Украэрорух» и аэропорт Борисполь
МАУ находится в нескольких судебных разбирательствах с двумя предприятиями. В компании считают дискриминационными ставки за обслуживание «Украэрорухом» и отказываются признавать часть начисленных долгов. В апреле 2021 года Верховный Суд не удовлетворил иск МАУ к «Украэроруху» о взыскании 877 млн грн. В сентябре 2021-го «Украэрорух» выиграл суд против МАУ по задолженности в 259 млн грн. «Украэрорух» оценивает задолженность МАУ почти в 1,5 млрд грн. В июне суд обязал МАУ вернуть 500 млн грн долга по векселям перед аэропортом Борисполь. Также на конец 2021 года компания была должна около 2 млрд грн за билеты на будущие рейсы.
«Звонарев должен помочь справиться с финансовыми проблемами, стоящими сейчас перед МАУ», – говорит партнер юрфирмы «Анте», специалист по авиационному праву Андрей Гук.
Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.