Украина в этом году могла заработать на экспорте электричества $30–70 млн в месяц, или 1–2,5 млрд грн. /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Минус 1 млрд грн в месяц. Как украинские чиновники прозевали экспорт электроэнергии

3 хв читання

Украина в этом году могла заработать на экспорте электричества $30–70 млн в месяц, или 1–2,5 млрд грн. Фото Getty Images

В прошлом году экспорт электроэнергии принес Украине более $500 млн. Не менее амбициозным планам в этом году помешали украинские чиновники. Почему соседние страны запретили экспорт электричества из Украины и сколько есть времени, чтобы его восстановить.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

С середины февраля на Украине профицит электричества. В начале марта электростанции производили на 1500–2000 МВт больше, чем потреблялось в стране, по словам директора Центра исследований энергетики Александра Харченко.

Летом государственный «Энергоатом» планирует вывести половину энергоблоков АЭС в плановый ремонт. В то же время потребление электричества традиционно вырастет из-за массового использования кондиционеров. С июля профицит электроэнергии в Украине сменится дефицитом, прогнозирует бывшая и. о. министра энергетики. «По нашим прогнозам, экспорт электроэнергии возможен до августа», – говорит руководитель одной из энергетических компаний на условиях анонимности.

7 апреля Украина возобновила экспорт электроэнергии в Молдову, 12 апреля – в Польшу, а 17 апреля – в Словакию.

В прошлом году Украина экспортировала электроэнергию в ЕС в течение июня – октября и заработала на этом около $590 млн. Тогда цена электроэнергии в Словакии и Румынии была на рекордном уровне $400/МВт·ч, в Украине – $89/МВт·ч. Разница в ценах была 300–400%, сейчас таких премий нет. Цены в странах ЕС упали до $115–130/МВт⋅ч.

Рекордные цены на электроэнергию в Европе в 2022 году были вызваны энергетическим кризисом, спровоцированным Россией, в результате которого сократились до минимума поставки газа – основного ресурса для производства электроэнергии в ЕС. В прошлом году стоимость газа в Европе превышала $1000 за 1000 кубометров, что толкало цены на электроэнергию вверх. В 2023 году цена на газ упала до $500, поскольку ЕС удалось диверсифицировать поставки.

По оценкам трейдеров и Минэнерго, в текущем году Украина могла заработать на экспорте электричества $30–70 млн в месяц, или 1–2,5 млрд грн.

Тем не менее украинское электричество отказались покупать сначала Румыния и Венгрия, а с 21 апреля экспорт остановила Словакия.

Почему соседние страны блокируют экспорт украинской электроэнергии

Украина присоединилась к объединенной энергосистеме континентальной Европы ENTSO-E 16 марта 2022-го – на год раньше запланированного. Это позволило экспортировать электричество в июне – октябре и импортировать его из ЕС зимой, когда Россия била по украинской энергосистеме. Максимальная пропускная способность для экспорта электроэнергии в Европу – 400 МВт, а импорта – 1050 МВт.

Поскольку синхронизация энергосистем прошла экстренно, ENTSO-E закрыло глаза на то, что Украина не была полностью готова к присоединению. Например, национальное законодательство не было синхронизировано с европейским в части проведения совместных с соседними странами аукционов за доступ к межгосударственным границам.

Аукционы на распределение межгосударственного перехода – это конкурс, в котором трейдеры подают заявки на выкуп доступной мощности перехода, который технически ограничен. Побеждает компания, которая заплатит большую цену.

В прошлом году госкомпания «Укрэнерго» получила 4,9 млрд грн за доступ к переходу со Словакией и Румынией. Этими средствами государство выплатило долги перед зеленой генерацией. Но по европейским правилам «Укрэнерго» должно было проводить совместные аукционы с операторами соседних стран и делить доход пополам.

Украина обязалась подготовить условия для их проведения до 1 января 2023, но не сделала этого, поэтому соседние страны отказали в экспорте украинского электричества, говорит Буславец.

Исключение – Польша и Молдова, продолжающие импортировать украинское электричество без общих аукционов. Доступные мощности для экспорта в Молдову существенно превышают спрос, поэтому конкуренции за переход среди трейдеров нет. В Польшу ведет обособленная линия из Добротворской ТЭС, которая принадлежит ДТЭК, поэтому в этом направлении тоже нет конкуренции.

Румыния и Венгрия сразу отказались от украинского электричества без проведения совместных аукционов. Позиция Словакии была более интересной. «Сначала они хотели 100% дохода от перехода, что было неприемлемо, – говорит на условиях анонимности один из советников премьер-министра. – Затем, когда экспорт начался, они осторожно высказывали оговорку, что «Укрэнерго» снова получает все средства, но наконец заняли жесткую позицию и остановили переход».

По словам советника премьер-министра, «Укрэнерго» пытается договориться со словацкой стороной о возобновлении экспорта. «Ведутся активные консультации, через несколько дней может быть найдено решение», – говорит он.

На введение совместных аукционов может уйти около месяца. «Думаю, они заработают до конца мая», – говорит он.

Прогноз советника премьер-министра может быть слишком оптимистичен. Чиновники, ответственные за экспорт, обмениваются обвинениями и не спешат принимать необходимые для запуска экспорта решения. У «Укрэнерго» есть все возможности для проведения совместных аукционов, говорит глава НКРЭКУ Константин Ущаповский. Нацкомиссия 20 апреля инициировала проверку «Укрэнерго» по остановке экспорта электроэнергии в Словакию.

В свою очередь, в пресс-службе «Укрэнерго» заявили, что ответственность за отсутствие экспорта лежит на Минэнерго и НКРЭКУ. Регулятор должен утвердить порядок проведения совместных аукционов, а Минэнерго – инициировать изменения в законодательство о возврате средств за доступ к переходу в случае форс-мажора и обложения НДС.

«Укрэнерго» регулярно информировало Минэнерго и НКРЭКУ, что вопрос совместных аукционов остается нерешенным, многочисленными официальными обращениями, начиная с мая 2022 года, говорится в сообщении госкомпании. Кроме того, НБУ должен разрешить валютные переводы, чтобы совместные аукционы заработали, настаивают в «Укрэнерго».

В срыве экспортной кампании виноваты все: и «Укрэнерго», и НКРЭКУ, и Минэнерго как органы госвласти, ответственные за состояние законодательства, говорит управляющий партнер, адвокат адвокатского объединения «Консилиум» Александр Трофимец.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд