На фронте, но не в законе. Правительство полгода не замечало коллизию, позволяющую облагать налогом волонтерскую деятельность. Кто в этом виноват и есть ли решение /Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Деньги
Дата

На фронте, но не в законе. Правительство полгода не замечало коллизию, позволяющую облагать налогом волонтерскую деятельность. Кто в этом виноват и есть ли решение

4 хв читання

Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Волонтерское сообщество обнаружило, что государство хочет собирать налоги со сборов на нужды армии. Причина – «дыра» в законодательстве, которую правительство не может закрыть уже почти полгода. В чем проблема и реально ли урегулировать вопрос сейчас?

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

1 июня министр финансов Сергей Марченко обсуждал с волонтерами варианты решения проблемы налогообложения сборов на нужды ВСУ. Определенный, хотя и не окончательный прогресс есть. 2 июня Кабмин должен принять новую редакцию «волонтерского» постановления, из-за устаревшей версии которого волонтеры, работающие вне благотворительных фондов и проводящие сборы как физлица, стали привлекать внимание Государственной налоговой службы.

В чем причина конфликта? Еще в ноябре 2022-го Верховная Рада приняла закон, освобождающий волонтеров от уплаты налогов. Как оказалось почти полгода спустя, правительство так и не согласовало этот механизм с реальными потребностями волонтерского движения. Закон распространяется на товары для армии, указанные в правительственном постановлении №112 от 2016 года. Именно этот документ Кабмин должен был обновить после принятия закона о налогах волонтеров, однако до сих пор этого не сделал.

Этот законодательный пробел породил серьезное противоречие: сборы на популярные среди военных товары могут не подпадать под действие закона. «Получается, если дрон Mavic и Autel, которые государство не закупает, стоит около $2300, волонтер должен уплатить около $500 налога с каждого», – отмечает основатель благотворительного фонда Dignitas Любовь Шипович.

Как государство дошло до того, что стало требовать налоги у волонтеров?

Минфин или Минобороны: почему правительство не смогло освободить от налогообложения волонтерские сборы

Закон, освобождающий от налогообложения волонтеров, вступил в силу в декабре 2022 года. Он изначально имел ограничения, ведь распространялся только на перечень товаров, регламентируемых устаревшим постановлением Кабмина семилетней давности. В документе десятки наименований, но не приоритетные для армии сейчас дроны, тепловизоры, антидроновые ружья и Starlink.

Соответственно, с точки зрения буквы налогового законодательства, волонтеры должны уплатить налоги – ГНС расценивает деньги, полученные в ходе сборов на ту или иную закупку, как доход физического лица. В Украине это облагается НДФЛ в 18% и военным сбором в 1,5%.

Эта логика распространяется даже на тех граждан, которые записаны в реестр волонтеров (более 4500 человек. – Forbes), говорит депутат из финансового комитета Галина Васильченко.

Это люди, зарегистрировавшие свою деятельность в налоговой службе, открыв волонтерские счета. Поэтому, с одной стороны, они не должны платить налоги, с другой – законодательство, освобождающее волонтеров от этого, не считает дроны или Starlink товарами, которые могут закупаться на нужды армии без налогообложения.

«В мае наши юристы выяснили, что такое ограничение действительно есть, – рассказывает Шипович. – Мы дали запрос в налоговую, где подтвердили, что нужно платить налоги с дронов и других товаров, которых нет в постановлении».

Большинство волонтеров не подозревали о существовании такой неувязки. «Люди считали, что если они зарегистрированы в реестре, то государство автоматически освобождает их от налогообложения», – говорит руководитель «Центра поддержки аэроразведки» Мария Берлинская.

Как так вышло? Дополнить постановление новыми кодами товаров должно было Министерство обороны, отмечает Васильченко. «Из-за большой загруженности министерство не успело это сделать», – констатирует нардеп.

Какие еще проблемы есть у волонтеров

(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

Налогообложение – не единственная проблема.

Банки спрашивают у волонтеров, откуда поступили средства, если сумма превышает 400 000 грн, говорит юрист компании Miller Андрей Ивченко. «Одной благотворительной организации банк заблокировал более 2 млн грн, потому что владелец счета слишком поздно объяснил их источник, – рассказывает он. – Пришлось переводить деньги в другой банк».

Налоговая может заинтересоваться лицом со значительным оборотом средств на счете, начать проверку и указать необходимость уплаты налога, добавляет юрист. Процедура получения данных о клиенте банка с учетом банковской тайны сложна, но если налоговики захотят, то найдут способ взыскать налоги, резюмирует он.

Волонтеры, работающие индивидуально как физлица, имеют преимущества перед фондами, к которым у налоговой не возникает вопросов. «Бюрократия на таможне и отчетность, обязательные для юрлица, тормозят закупки», – говорит операционный директор благотворительного фонда KOLO Дмитрий Ткачук. – Также на малые трансграничные операции физлиц не обращает внимания валютный контроль со стороны банков».

Регистрация индивидуального волонтера проще, чем создание юрлица: налоговая вносит физлицо в Реестр волонтеров в течение суток, добавляет Ивченко из Miller. Физлица не должны создавать устав, регистрироваться у нотариуса и платить пошлины – это упрощает работу, говорит он.

Смогли ли правительство и волонтеры решить проблему налогов  

Чтобы решить проблему с налогообложением, в начале мая юристы, с которыми сотрудничает фонд Dignitas, написали проект постановления для отмены налогообложения сборов и подали его на согласование правительства, рассказывает Шипович.

В постановлении были указаны самые популярные коды товаров, недостающих в предыдущем документе, а также пункт «другие» категории товаров. Еще один принципиальный момент – постановление должно было вступить в силу задним числом, с 24 февраля 2022-го. «Если этого не прописать, то волонтеры должны платить налоги за уже купленные дроны и Starlink», – говорит Шипович.

В таком виде постановление поддержали Минсоц, Минобороны, Минэкономики, однако у Минфина возникли вопросы, говорится в документах с комментариями министерств, которые имеются в распоряжении Forbes.

  • Во-первых, министерство не устраивает открытая позиция «другие».
  • Во-вторых, в ответе Минфина отмечено, что вопрос об освобождении от налогообложения уже купленных товаров должен решаться на уровне Налогового кодекса. В общем министерство не против этого изменения, но в отдельном порядке (а не постановлением Кабмина).
  • Также Минфин настаивает, чтобы правило освобождения от налогообложения распространялось только на зарегистрированных волонтеров.

Опасения Минфина о том, что слишком большие налоговые смягчения для волонтеров могут быть использованы для злоупотреблений – отдельная грань этой темы. Подобные вещи появились уже в первые недели войны, когда правительство либерализировало ввоз в Украину гуманитарной помощи и продовольствия. «Брендовые товары, дорогой алкоголь завозили под видом гуманитарки», – рассказывал в интервью Forbes министр финансов Сергей Марченко в середине марта 2022-го.

Во время встречи 1 июня представители волонтерского сообщества пытались убедить Марченко включить в перечень постановления сразу все товары, чтобы не растягивать следующие согласования, говорит Шипович. «Потребности фронта растут и меняются, – отмечает она. – Странно, если Минфин будет диктовать, что нужно армии».

Один из примеров такого изменения – запрос военных на прожекторы, которые могут подсвечивать участившиеся в последние недели дроны от российских атак, отмечает депутат Васильченко. «Но прожекторов также нет в проекте постановления», – констатирует она.

В итоге стороны договорились точно включить в постановление дроны, тепловизоры и Starlink, говорит Шипович. В посте в Facebook Марченко упомянул только дроны, а также анонсировал, что правительство назначит уполномоченного, который будет быстро реагировать на запросы военных и волонтеров.

Окончательно ли это решение? Нет, надеется Шипович. «Мы пока сами не знаем, в каком виде правительство утвердит постановление, но надеемся, что это будет предложенный нами вариант», – отмечает она.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд