Категория
Деньги
Дата

Снова сложный разговор. Украина начинает новые переговоры с МВФ с невыполненным домашним заданием. В чем наибольшие проблемы и реально ли их решить

Украина начинает очередные переговоры о пересмотре программы МВФ с не слишком сильных позиций: из перечня, содержащего два десятка «маяков» для получения нового транша, под вопросом – 12. Что до сих пор не может выполнить украинское правительство и в чем проблема

25 сентября делегация украинских чиновников начала в Варшаве переговоры с миссией Международного валютного фонда. От них зависит, прежде всего, второй пересмотр программы расширенного финансирования (EFF), которую Украина получила весной 2023 года.

Но под вопросом не только дополнительное финансирование в этом году в размере около $1 млрд. Эксперты МВФ будут оценивать прогресс Украины в выполнении реформ, описанных в меморандуме об EFF. В июне 2023-го его подписали почти все ключевые украинские чиновники: президент, премьер-министр, министр финансов, глава НБУ.

Эта оценка будет иметь существенный эффект: программа МВФ является фундаментом для более широкого финансирования. $15,6 млрд, предусмотренные Фондом на четыре года, входят в пакет внешней финансовой поддержки Украины на $115 млрд от ряда стран-доноров.

Переговоры точно не будут безоблачными. Из двух десятков позиций, изложенных в меморандуме, по меньшей мере, пять могут вызвать вопросы у МВФ как в контексте срыва дедлайнов, так и по содержанию принятых изменений. Еще семь «маяков» нужно выполнить до конца года. Часть из них являются проблемными.

С какой переговорной позицией Украина входит в очередные консультации с МВФ?

Условия МВФ и как Украина их выполняет

Четырехлетняя программа МВФ для Украины стартовала 3 апреля, когда Минфин получил транш от Фонда в $2,7 млрд. Этому предшествовал почти год сложных дискуссий. Еще летом 2022 года подавляющее большинство сотрудников Фонда категорически исключали возможность программы для Украины, которая находится в состоянии войны, рассказывал в июльском интервью Forbes заместитель директора-распорядителя МВФ от Украины Владислав Рашкован.

В июне Украина успешно прошла первый просмотр программы, получив второй транш на $900 млн. Такая же сумма ожидается и при успешном завершении текущих дискуссий. Соответствующее заседание Совета директоров МВФ, где будет принято окончательное решение, предположительно состоится в конце ноября или в декабре, прогнозировал в разговоре с Forbes Рашкован.

Что написано в программе МВФ для Украины /Getty Images

Что написано в программе МВФ для Украины

(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

EFF предполагает два этапа. Первый – «военный», рассчитанный на 12–18 месяцев. Второй этап – это послевоенное восстановление, которое ориентировочно продлится до 2027-го.

Лейтмотив части меморандума, в которой изложены условия, что именно должна выполнить Украина – правительство и НБУ, несмотря на войну, будут постепенно возвращаться к довоенным экономическим политикам. Другая привычная для мирного времени задача – проведение структурных реформ, но теперь ориентированных на вступление Украины в ЕС.

Речь идет о контроле за госфинансами, корпоративном управлении в госсекторе, оценке банковского сектора и других темах, привычных для переговоров с фондом.

На первом этапе EFF правительство обязалось достичь 19 «структурных маяков» к июню 2024 года. Практически все (17) необходимо выполнить до конца 2023-го.

EFF предусматривает два сценария развития событий, связанных с войной: по базовому, горячая фаза боевых действий должна закончиться в первой половине 2024 года, по отрицательному – в 2025-м. Следовательно, Украина, по оценке МВФ, потребует в 2023–2027 годах от $114,4 млрд до $139,6 млрд внешнего финансирования, в зависимости от сценария.

Ряд требований программы правительство выполнило весной и летом, однако ближе к осени начались трудности. Самые крупные – с возобновлением декларирования имущества чиновников, возвращением финансового надзора за политиками и возобновлением налоговых проверок.

Снова сложный разговор. Украина начинает новые переговоры с МВФ с невыполненным домашним заданием. В чем наибольшие проблемы и реально ли их решить /Фото 1

Наибольшие проблемы и риски по выполнению обязательств по программе МВФ

Самой громкой стала история с возобновлением обязанности чиновников и депутатов декларировать свое имущество. Возобновить декларирование Украина должна была до конца июля, однако только 5 сентября Рада приняла соответствующий закон. Более того, этот документ оставлял закрытым реестр деклараций еще на год.

То, что открытие реестра не произошло сразу, много критиковали как представители политикума, так и гражданского общества. Петиция на сайте президента с требованием открыть реестр в рекордно быстрое время (около 3 часов) набрала необходимое количество подписей. Через неделю президент Зеленский ветировал документ и вернул в Раду с предложением открыть декларации сразу. В итоге парламент 20 сентября принял закон в новой редакции, разрешив открыть реестр деклараций без задержки на год. Этот маяк выполнен, но с опозданием.

Также частично Украина выполнила обязательство, связанное с Оператором газотранспортной системы (ОГТС). Маяк №8 подразумевает передачу акций ОГТС Минэнерго и принятие нового устава, предусматривающего независимый наблюдательный совет. Дедлайн – конец июля.

Однако закон о передаче акций президент подписал 30 августа. К тому же, если передача акций ОГТС в Минэнерго состоялась, то изменения в устав компании пока не внесли. Так что здесь частично выполнен маяк, хоть и с опозданием.

Такие проблемы, очевидно, станут причиной проваленного дедлайна по еще одному маяку (№18) – избранию наблюдательного совета ОГТС. Дедлайн – конец октября. Учитывая, что остался всего месяц, успеть избрать независимый наблюдательный совет будет нереально, говорит один из депутатов Верховной Рады на условиях анонимности.

Снова сложный разговор. Украина начинает новые переговоры с МВФ с невыполненным домашним заданием. В чем наибольшие проблемы и реально ли их решить /Фото 2

Такого же мнения был и экс-председатель ОГТС Сергей Макогон. «Конкурс на новых независимых членов еще не объявлен, через два месяца его сложно провести качественно», – писал он в Facebook 30 августа. С тех пор конкурс так и не объявили.

Есть и два маяка, которые пока не выполнены, несмотря на то, что дедлайн уже прошел. Речь идет об изменениях в закон о противодействии отмыванию средств в части финмониторинга политически значимых лиц (Politically exposed persons, PEP).

19 ноября 2022 года в Украине заработали изменения в закон о финмониторинге, которые ограничивали статус PEP только тремя годами, что не соответствует международным стандартам, в частности, рекомендациям FATF. Законопроект N9269 изменяет этот статус на пожизненный.

Это не только требование МВФ, но и условие для вступления в Евросоюз. Но пока депутаты приняли законопроект только в первом чтении (21 сентября). Как дедлайн для окончательного принятия в меморандуме с МВФ указан конец сентября, но второго чтения пока нет, и рассмотрение может затянуться, писал у себя в телеграмм-канале заместитель председателя финкомитета Рады Ярослав Железняк.

Едва ли не самое проблемное решение – закон о возврате налоговых проверок бизнеса. В конце июня парламент принял законопроект №8401, но перед голосованием в него внесли изменения, отсрочившие возобновление проверок. В сентябре правительство зарегистрировало новый законопроект №10016 о возврате всех налоговых проверок. Но пока Рада его не рассматривала.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине