Украина начинает очередные переговоры о пересмотре программы МВФ с не слишком сильных позиций: из перечня, содержащего два десятка «маяков» для получения нового транша, под вопросом – 12. Что до сих пор не может выполнить украинское правительство и в чем проблема
25 сентября делегация украинских чиновников начала в Варшаве переговоры с миссией Международного валютного фонда. От них зависит, прежде всего, второй пересмотр программы расширенного финансирования (EFF), которую Украина получила весной 2023 года.
Но под вопросом не только дополнительное финансирование в этом году в размере около $1 млрд. Эксперты МВФ будут оценивать прогресс Украины в выполнении реформ, описанных в меморандуме об EFF. В июне 2023-го его подписали почти все ключевые украинские чиновники: президент, премьер-министр, министр финансов, глава НБУ.
Эта оценка будет иметь существенный эффект: программа МВФ является фундаментом для более широкого финансирования. $15,6 млрд, предусмотренные Фондом на четыре года, входят в пакет внешней финансовой поддержки Украины на $115 млрд от ряда стран-доноров.
Переговоры точно не будут безоблачными. Из двух десятков позиций, изложенных в меморандуме, по меньшей мере, пять могут вызвать вопросы у МВФ как в контексте срыва дедлайнов, так и по содержанию принятых изменений. Еще семь «маяков» нужно выполнить до конца года. Часть из них являются проблемными.
С какой переговорной позицией Украина входит в очередные консультации с МВФ?
Условия МВФ и как Украина их выполняет
Четырехлетняя программа МВФ для Украины стартовала 3 апреля, когда Минфин получил транш от Фонда в $2,7 млрд. Этому предшествовал почти год сложных дискуссий. Еще летом 2022 года подавляющее большинство сотрудников Фонда категорически исключали возможность программы для Украины, которая находится в состоянии войны, рассказывал в июльском интервью Forbes заместитель директора-распорядителя МВФ от Украины Владислав Рашкован.
В июне Украина успешно прошла первый просмотр программы, получив второй транш на $900 млн. Такая же сумма ожидается и при успешном завершении текущих дискуссий. Соответствующее заседание Совета директоров МВФ, где будет принято окончательное решение, предположительно состоится в конце ноября или в декабре, прогнозировал в разговоре с Forbes Рашкован.
Что написано в программе МВФ для Украины
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
EFF предполагает два этапа. Первый – «военный», рассчитанный на 12–18 месяцев. Второй этап – это послевоенное восстановление, которое ориентировочно продлится до 2027-го.
Лейтмотив части меморандума, в которой изложены условия, что именно должна выполнить Украина – правительство и НБУ, несмотря на войну, будут постепенно возвращаться к довоенным экономическим политикам. Другая привычная для мирного времени задача – проведение структурных реформ, но теперь ориентированных на вступление Украины в ЕС.
Речь идет о контроле за госфинансами, корпоративном управлении в госсекторе, оценке банковского сектора и других темах, привычных для переговоров с фондом.
На первом этапе EFF правительство обязалось достичь 19 «структурных маяков» к июню 2024 года. Практически все (17) необходимо выполнить до конца 2023-го.
EFF предусматривает два сценария развития событий, связанных с войной: по базовому, горячая фаза боевых действий должна закончиться в первой половине 2024 года, по отрицательному – в 2025-м. Следовательно, Украина, по оценке МВФ, потребует в 2023–2027 годах от $114,4 млрд до $139,6 млрд внешнего финансирования, в зависимости от сценария.
Ряд требований программы правительство выполнило весной и летом, однако ближе к осени начались трудности. Самые крупные – с возобновлением декларирования имущества чиновников, возвращением финансового надзора за политиками и возобновлением налоговых проверок.
Наибольшие проблемы и риски по выполнению обязательств по программе МВФ
Самой громкой стала история с возобновлением обязанности чиновников и депутатов декларировать свое имущество. Возобновить декларирование Украина должна была до конца июля, однако только 5 сентября Рада приняла соответствующий закон. Более того, этот документ оставлял закрытым реестр деклараций еще на год.
То, что открытие реестра не произошло сразу, много критиковали как представители политикума, так и гражданского общества. Петиция на сайте президента с требованием открыть реестр в рекордно быстрое время (около 3 часов) набрала необходимое количество подписей. Через неделю президент Зеленский ветировал документ и вернул в Раду с предложением открыть декларации сразу. В итоге парламент 20 сентября принял закон в новой редакции, разрешив открыть реестр деклараций без задержки на год. Этот маяк выполнен, но с опозданием.
Также частично Украина выполнила обязательство, связанное с Оператором газотранспортной системы (ОГТС). Маяк №8 подразумевает передачу акций ОГТС Минэнерго и принятие нового устава, предусматривающего независимый наблюдательный совет. Дедлайн – конец июля.
Однако закон о передаче акций президент подписал 30 августа. К тому же, если передача акций ОГТС в Минэнерго состоялась, то изменения в устав компании пока не внесли. Так что здесь частично выполнен маяк, хоть и с опозданием.
Такие проблемы, очевидно, станут причиной проваленного дедлайна по еще одному маяку (№18) – избранию наблюдательного совета ОГТС. Дедлайн – конец октября. Учитывая, что остался всего месяц, успеть избрать независимый наблюдательный совет будет нереально, говорит один из депутатов Верховной Рады на условиях анонимности.
Такого же мнения был и экс-председатель ОГТС Сергей Макогон. «Конкурс на новых независимых членов еще не объявлен, через два месяца его сложно провести качественно», – писал он в Facebook 30 августа. С тех пор конкурс так и не объявили.
Есть и два маяка, которые пока не выполнены, несмотря на то, что дедлайн уже прошел. Речь идет об изменениях в закон о противодействии отмыванию средств в части финмониторинга политически значимых лиц (Politically exposed persons, PEP).
19 ноября 2022 года в Украине заработали изменения в закон о финмониторинге, которые ограничивали статус PEP только тремя годами, что не соответствует международным стандартам, в частности, рекомендациям FATF. Законопроект N9269 изменяет этот статус на пожизненный.
Это не только требование МВФ, но и условие для вступления в Евросоюз. Но пока депутаты приняли законопроект только в первом чтении (21 сентября). Как дедлайн для окончательного принятия в меморандуме с МВФ указан конец сентября, но второго чтения пока нет, и рассмотрение может затянуться, писал у себя в телеграмм-канале заместитель председателя финкомитета Рады Ярослав Железняк.
Едва ли не самое проблемное решение – закон о возврате налоговых проверок бизнеса. В конце июня парламент принял законопроект №8401, но перед голосованием в него внесли изменения, отсрочившие возобновление проверок. В сентябре правительство зарегистрировало новый законопроект №10016 о возврате всех налоговых проверок. Но пока Рада его не рассматривала.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.