Со 2 октября в Швеции и Норвегии продолжается Нобелевская неделя. Лауреата Нобелевской премии по экономике, которую вручают с 1969 года, объявят в понедельник, 9 октября – в последний день вручения премии. В 2022 году Нобелевку по экономике получили три американских экономиста за исследования банков и финансовых кризисов. С их работ начала 1980-х годов началась действующая концепция банковского дела. Кто же в этом году может получить эту премию? Заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован называет своих фаворитов и рассказывает об их достижениях
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Премия по экономическим наукам присуждается Королевской шведской академией наук по тем же принципам, что и другие Нобелевские премии, существующие с 1901 года. Но все же, пожалуй, не 100% правильно эту премию называть настоящей «нобелевской», поскольку именно экономику шведский изобретатель и промышленник Альфред Нобель не включил в свое завещание 1895 года.
На самом деле премию по экономическим наукам учредил в 1968 году Центральный банк Швеции (Sveriges Riksbank) в память об Альфреде Нобеле. Премия по экономике основана на донате, полученном Нобелевским фондом в 1968 году от Sveriges Riksbank по случаю 300-летия банка. Но этот факт не делает его менее престижным. Напротив, премия по экономике – сейчас одна из самых ожидаемых годовых наград в мире.
Немножко нобелевской кухни
Первая премия по экономическим наукам была присуждена норвежскому экономисту Рагнару Фришу и голландскому экономисту Яну Тинбергену в 1969 году. С тех пор ежегодно в сентябре Комитет по экономике Королевской шведской академии наук посылает конфиденциальные формы примерно 3000 ученых в мире, в том числе избранным профессорам ведущих университетов мира, лауреатам по экономике и членам Королевской академии наук Швеции.
Заполненные номинации проверяются Комитетом по экономике и сокращаются примерно до 250-300 ключевых имен. Затем он готовит отчет по рекомендациям для Академии, а в начале октября большинством голосов определяют лауреатов премии по экономике.
В этом году информацию о победителе (или скорее – победителях) премии в 55-й раз озвучат в понедельник, 9 октября.
Каждый год я стараюсь размышлять, кто сможет получить премию (прошлый год я пропустил). Ни разу я еще не угадал победителей (хотя как минимум в двух случаях называл побеждавших в последующие годы кандидатов), но сам процесс размышлений и анализа мне очень нравится.
Мои «ставки» прошлых лет и победители
В прошлом году Нобелевскую премию по экономике разделили Бен Бернанке, бывший глава Федеральной резервной системы США (сейчас сотрудник Института Брукингса), а также профессора Дуглас Даймонд (Университет Чикаго) и Филипп Дибвиг (Университет Вашингтона в Сент-Луисе) за работу в области банковского дела в теме регулирования центрального банка (либо его отсутствия).
Даймонд и Дибвиг разработали модель, объясняющую, почему существуют банки, а также объяснили их уязвимость перед слухами и спекуляциями. Работа ученых привела к развитию системы страхования вкладов для укрепления доверия к банковским учреждениям. Исследования Бернанке были более сосредоточены на роли центральных банков в поддержании порядка в банковской отрасли в нормальное время и во время кризисов.
В 2021 году (как и в прошлые годы) я болел за экономистов Дарона Аджемоглу (MIT) и Джеймса Робинсона (Университет Чикаго), за их изучение роли институтов в мире или за исследование технологического развития. Также ставил на Бена Бернанке за его исследование большой депрессии и международной финансовой системы. Он с коллегами получил премию годом позже.
Тогда премию получили три ученых за то, что научили коллег делать научно обоснованные выводы из якобы ненаучных экспериментов. Канадец Дэвид Кард (Беркли), американец Джошуа Ангрист (MIT) и голландец Гвидо Имбенс (Гарвард и Стэнфорд) создали методологию оценки результатов естественных экспериментов – тех, которые ставит жизнь. Этим они помогли приблизиться к пониманию сложных действий в обществе.
В прогнозе 2020 года я также ставил на Кеннета Рогоффа (в прошлом главный экономист МВФ, сейчас Гарвард) и Кармен Рейнхарт (в прошлом главный экономист Всемирного банка, Гарвард, наиболее цитируемая женщина-экономист в мире). Премию тогда получили профессора Стэнфорда Пол Милгром и Роберт Вильсон за усовершенствование теории аукционов. На Пола Милгрома я ставил в 2019-м, но тогда он премию не получил.
В 2019 году я думал, что премию могут получить Оливьер Бланшар (с MIT, в прошлом главный экономист МВФ), Стэнли Фишер (MI, в прошлом главный экономист Всемирного банка, первый заместитель председателя МВФ, глава Банка Израиля), Грегори Мэнкью ( Университет Чикаго) или Пол Милгром (Стэнфорд).
По учебникам макроэкономики Бланшара и Мэнкью мы учились в университете (как и половина мира). Но в том году премию «За экспериментальный подход в облегчении бедности» получили Эстер Дюфло и Абхиджит Банерджи (оба – MIT, более того, они с 2015 года являются супругами) и Майкл Кремер (Гарвард).
«Ставки» на нынешних лауреатов
Я уже говорил ранее, что премию дают не за прорывные современные решения в экономике. Скорее, нобелевские претенденты по экономике – это экономисты, изменившие ход науки 20-30 лет, поэтому и продолжают работать в этих областях, пока другие ученые на базе их теорий разрабатывают новые политики и инструменты. Поэтому имена «в воздухе» все равно каждый год почти одни и те же.
Не буду оригинальным и скажу, что в этом году я хотел бы, чтобы премию получили Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон за их вклад в современную институциональную экономику и роль институтов в экономическом развитии. Эта тема очень важна и для Украины – без развития институтов мы не сможем построить устойчивую экономику.
В прошлые годы я был поражен блестящей книгой этих авторов «Узкий коридор». С тех пор еще прочитал их учебник «Economic Origins of Dictatorship and Democracy», а ведь Аджемоглу с Саймоном Джонсоном (MIT) написали новую книгу «Power and progress» о роли технологий, искусственного интеллекта в развитии общества. Тоже очень интересная тема.
Также хорошим кандидатом на премию является американский экономист и шахматный гроссмейстер Кеннет Рогофф из Гарварда. Он много работал в прошлом году и на тему, как помочь Украине, является соавтором некоторых работ, направленных на нашу экономическую поддержку.
Его с Кармен Рейнхарт книга «На этот раз все будет по-другому. Восемь веков финансового безрассудства» обо всех финансовых и долговых кризисах за последние 800 лет – для меня за пределами понимания с точки зрения глубины исследований и сбора данных.
В этом году премию могут дать за изучение проблем инфляции – проблема никуда не ушла сейчас и является одним из самых больших пазлов для экономистов. Профессор экономики Гарвардского университета имени Пола М. Варбурга Роберт Барро является одним из основателей современного взгляда на инфляцию. Много лет назад он обосновал идею инфляционного таргетирования, модель, к которой НБУ перешел в 2015 году.
Некоторые эксперты уже несколько лет прогнозируют, что лауреатом может стать историк экономики и специалист по экономике труда Клаудия Голдин (первая женщина, получившая бессрочный контракт на экономическом факультете Гарварда). Многие ее работы посвящены истории развития человеческого капитала, в частности роли рабства, гендера на рынке труда.
Но также Голдин в своих работах говорит о роли образования и технологий в развитии human capital. Ее книга «Career and Family: Womenʼs Century-Long Journey toward Equity» тоже довольно интересна. Ее исследование, как менялись зарплаты в зависимости от технологического прогресса и изменений в образовании «The Race between Education and Technology», я не читал, но эта тема также актуальна для Украины.
Ну и последнее – на основе данных о цитировании аналитическая компания Clarivate прогнозирует, что лауреатами Нобелевской премии по экономике в 2023 году могут стать Эдвард Глейзер (за проницательность в вопросах городской экономики), Том Пикетти, Эммануэль Саэз и Габриэль Цукман (за исследования причин и последствий неравенства доходов) или Радж Четти (за детерминанты экономических возможностей и определение политики, направленной на повышение социальной мобильности).
Компания отмечает, что ее мнение не следует считать прогнозом, но гордится тем, что с 2002 года смогла определить 71 выдающегося ученого и экономиста, ставшего лауреатом Нобелевской премии.
Есть еще много потенциальных кандидатов на премию из разных ведущих вузов:
- Из Йельского университета: Питер Филлипс, Дональд Эндрюс, Стивен Берри, Джеймс Левинсон.
- Из Гарварда: Ариэль Пейкс, Элханан Хелпманн.
- Из Стэнфорда: Сюзан Эйти.
- Из Чикагского университета: Джон Лист, Мариана Бертран.
- Из Беркли: Дэвид Тис.
- Из Северо-Западного университета: Чарльз Мански, Джоэль Мокир.
- Из других вузов: Авинаш Диксит (Принстон), Энн Крюгер (Университет Джона Хопкинса, Гвидо Табелини (Бокони), Торстен Перссон (Стокгольмский университет), Уэйн Фуллер (Университет Айовы), Дэвид Дики (Университет Северной Каролины ), Филипп Аген (Лондонская школа экономики) и, возможно, кто-то еще.
Кто бы ни получил премию, это будет хороший выбор. Но все-таки надеюсь, что ее получит Дарон Аджемоглу – я, как всегда, за институционалистов. Посмотрим. В понедельник, 9 октября, все станет известно.
А кто получит премию, по вашему мнению?
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.