После победы Украине придется радикально сократить перераспределение ВВП через бюджет – иначе не достичь ощутимого экономического роста. Для этого необходимо уменьшить налоги, прежде всего прямые
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
В Украине не утихают дискуссии о новой налоговой реформе и сокращении «размера правительства» (всех общегосударственных расходов страны).
Ряд представителей власти и специалистов предлагают радикальное сокращение общегосударственных расходов до 20–25% от ВВП в течение нескольких лет и соответствующее радикальное сокращение текущих украинских налогов примерно вдвое. Другие представители власти и специалисты призывают к макроэкономической стабильности, особенно во время войны, предлагают не делать радикальных налоговых изменений, а после войны – провести исключительно реформу корпоративного налога и снизить нагрузку на фонд оплаты труда.
Что реально сделать в это сложное время, как стимулировать рост экономики Украины и создать условия для сохранения и возобновления бизнеса?
Перераспределение ВВП и экономический рост
Согласно экономической теории, подтвержденной эмпирическими исследованиями, есть прямая зависимость между уровнем перераспределения ВВП через публичные финансы и экономическим ростом (кривая Арми-Рана), существует оптимальное значение общегосударственных расходов в процентах к ВВП, при котором обеспечивается наибольший экономический рост (точка Скалли).
Уровень общегосударственных расходов за последние годы сократился почти с 50% от ВВП 2014-го до примерно 42% ВВП в посткризисный 2021 год. Этот показатель был еще очень далек от оптимальных для Украины 33–35% от ВВП, рассчитанных и рекомендованных экономистами, с учетом уровня институционального развития страны. В 2022 году, ввиду полномасштабных военных действий, уровень общегосударственных расходов вырос до 65–70% ВВП, что для военного времени является вынужденным допустимым показателем.
Безусловно, во время войны мы должны привлекать дополнительный ресурс из всех возможных источников, уровень перераспределения через публичные финансы может быть значительно больше, чем оптимальный. Это происходило почти во всех воевавших странах.
В то же время, необходимо уже планировать, как быстро восстановить экономику после значительного падения в 35% ВВП в 2022 году и обеспечить устойчивый экономический рост после завершения войны и освобождения территорий Украины.
Экономический рост после войны
Почти все развивающиеся государства, пытаясь добиться быстрого роста (7–10% в год), на первом этапе существенно сокращали перераспределение через публичные финансы, предоставляя частному сектору больше возможностей и свободы. Если пересмотреть данные за последний век, то оказывается, что все страны мира, которые росли от +7% до +10% ВВП ежегодно много лет, имели все общегосударственные расходы на уровне 15–30% ВВП, в том числе Португалия, Япония, Корея, Испания, Китай и другие (рис. 1).
А страны, перераспределяющие через публичные финансы более 40% ВВП, растут в среднем всего на несколько процентов в год. Однако слишком малый «размер правительства» также не стимулирует экономический рост. Страны с общегосударственными расходами менее 15% обычно почти не развиваются, способностей государства недостаточно для качественного обеспечения базовых потребностей людей и бизнеса.
Большинство стран, достигнув уровня развитых государств, начинают наращивать социальные гарантии и, соответственно, общегосударственные расходы и упускают возможность быстрого роста, возрастая в дальнейшем на уровне 2–4% в год.
Понятно, что развитые страны могут позволить себе высокий уровень общегосударственных расходов и более высокий уровень налоговой нагрузки по крайней мере потому, что за эти налоги они оказывают более качественные услуги.
Эти страны достигли условной отметки в $11 000 на душу населения в год – уровня среднего класса, после которого дальнейшее повышение дохода уже гораздо меньше влияет на удовлетворение потребностей. Украина пока этого позволить себе не может.
Специалисты HUG'S исследовали взаимосвязь между «размерами правительств» разных стран и тем, насколько граждане этой страны стали более богатыми в течение 2001–2019 годов.
Ничто не заменит качественные институты
Никакой «размер правительства» не поможет стране развиваться, если страна не будет иметь качественного государственного управления, развитых экономических и политических институтов. Это можно увидеть на примере Конго, Южного Судана, Ирана, имеющих «размер правительства» менее 20% ВВП, но десятилетиями экономически не растущими.
Новейшие исследования мировых ученых свидетельствуют о том, что для устойчивого экономического развития стран первично должны быть развиты инклюзивные институты, в частности, обеспечено верховенство права, экономические свободы, неприкосновенность частной собственности, свободные выборы. Для обеспечения длительного существования таких институтов должен быть постоянный контроль над властью со стороны гражданского общества, общество должно быть консолидированным и активным.
В Украине по всем признакам завершается переход от «общества с ограниченным доступом» (в терминах Д. Норта, Д. Уолиса, Б. Вайнгаста) к «обществу с открытым доступом». Ключевыми признаками «общества с открытым доступом» ученые определили:
- политический контроль за использованием силы;
- бессрочно существующие организации;
- верховенство права (по крайней мере, для элит).
Согласно признакам, определенным в исследованиях ученых Д. Робинсона и Д. Аджемоглу, также можно определить Украину как государство со слабыми инклюзивными институтами, которое имеет: динамическое гражданское общество с большим количеством общественных организаций и коалиций, преимущественно безличные отношения, макроэкономическую стабилизацию, значительный уровень децентрализации.
Поэтому для Украины наступил крайне важный период – сохранение неустойчивого баланса, который достигнут, дальнейшее развитие гражданского общества и усиление контроля над властью.
Какие Украине необходимы реформы для экономического развития
Уплату налогов можно условно рассматривать как обмен уплаченных денег на услуги государства в снабжении общественных благ. Чем лучше соотношение цена-качество обеспечивает то или иное государство, тем лучше условия для развития его экономики. По этому подходу, который представляется вполне приемлемым, оптимальный размер государства определяется институциональными факторами – прежде всего, качеством управления, эффективностью и благими намерениями, которые способно обеспечить то или иное государство. Эти характеристики измеряются индикаторами качества (государственного) управления Worldwide Governance Indicators, рассчитываемыми Всемирным банком на основании обобщения многих показателей из разных источников. Следовательно, они тяжело поддаются манипуляциям со стороны правительств.
Если графически изобразить распределение стран мира по среднему размеру правительства (по вертикали) и качеству государственного управления (по горизонтали), то можно увидеть, что у Украины один из самых высоких «размеров правительства», при этом услуги, оказываемые государством – низкого качества.
Государство должно быть по своим расходам адекватным своей состоятельности. Поэтому Украине сразу после победы (а планировать стоит уже сейчас) необходимо сокращать расходы, перераспределяемые через публичные финансы, хотя бы до 33–35% от ВВП. А также, соответственно, снижать налоговую нагрузку, прежде всего, за счет наиболее вредных прямых налогов.
Эмпирическими исследованиями, в том числе последними исследованиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), было доказано: разные налоги имеют неодинаковые последствия для экономического роста. Больше всего угнетают экономический рост прямые налоги, далее следуют косвенные – НДС и другие налоги с продаж, акцизы, пошлины и т.п., наименее вредными оказались регулярные налоги на землю и недвижимость.
Для Украины наиболее вредны налоги на фонд оплаты труда и налог на прибыль предприятий. Налог на прибыль предприятий имеет дискреционную базу и создает стимулы для коррупции, его следует заменить на инновационный налог на выведенный капитал.
Налоги на труд дестимулируют занятость, увеличивают стоимость создания рабочих мест, усиливая тенизацию рынка труда, стимулируют трудовую миграцию, дестимулируют трудоемкие отрасли – их необходимо снижать как можно быстрее.
Общегосударственные расходы имеют много статей, которые используются неэффективно, прежде всего, это тысячи госпредприятий, которые годами тратят ресурсы налогоплательщиков, сверхбольшие бюрократические фонды социального страхования и другие малоэффективные государственные структуры. Все это необходимо срочно передать в частный сектор, который значительно эффективнее государственного управления. Также неэффективно и непрозрачно распределение социальных выплат и льгот, которое необходимо сделать прозрачным и эффективным. Это и значительное количество псевдольготников, купивших себе тот или иной статус, чтобы иметь льготы; «мертвых душ», получающих пенсии и льготы; небедных владельцев больших поместий, получающих субсидии на коммунальные услуги и т.д.
Все эти изменения нужно обсуждать, рассчитывать и планировать уже сейчас.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.