Пять горьких пилюль проекта бюджета-2023. Триллионные кредиты, камбэк «Большой стройки» и метро в Харькове и Днепре /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Пять горьких пилюль проекта бюджета-2023. Триллионные кредиты, камбэк «Большой стройки» и метро в Харькове и Днепре

Getty Images

У правительственного проекта госбюджета-2023 есть все шансы быстро пройти фильтр Верховной Рады. Однако в военной смете не обошлось без неоднозначных моментов. Какие вопросы у независимых экономистов к проекту бюджета-2023?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Президентский университет» – один из многих инвестиционных проектов, финансирование которых не заложено в правительственную редакцию госбюджета 2023 года.

Главный финансовый документ страны, скорее всего, будет принят в октябре. Нардепы президентской фракции «Слуга народа» уже предложили рассмотреть проект по ускоренной процедуре. Это может сократить сроки его рассмотрения в Верховной Раде приблизительно на месяц.

Впрочем, вряд ли документ сможет пройти парламент вообще без дискуссий. Проект уже вызвал ряд вопросов у нардепов и экономистов. В чем они состоят? Forbes собрал пять наиболее спорных позиций бюджета на следующий год.

Минфину нужно занять больше триллиона гривен

Согласно проекту, государственные доходы составят в 2023-м 1,279 трлн грн, тогда как расходы – более чем вдвое – 2,514,9 млрд грн. «Ежемесячный дефицит – такой как и сейчас: от $3 до $5 млрд», – говорит народный депутат фракции «Голос», глава одноименной партии Кира Рудык.

1,4 трлн грн, или 85% всех заимствований, планируется привлечь от внешних кредиторов. В частности, 633 млрд грн государство планирует получить от МВФ. Лишь 91 млрд грн, или 5%, планируется привлечь на внутреннем рынке.

Главный риск: в случае недополучения финансовой помощи от международных финансовых организаций (МФО) и стран-доноров или из-за увеличения расходов на оборону и социальных выплат правительству придется вновь обращаться за деньгами в Нацбанк. В этом году регулятор уже профинансировал правительство на 310 млрд грн при максимальном объеме выпуска военных ОВГЗ на 400 млрд грн.

Если международные партнеры будут оказывать Украине грантовую поддержку, которую можно учесть как доходы госбюджета, это поможет снизить и дефицит, и, соответственно, государственный долг. «Мы ждем достаточно большого объема безвозвратной помощи от США», – говорит глава парламентского Комитета по вопросам финансов, нардеп от «Слуги народа» Даниил Гетманцев.

Заимствования будут зависеть от политических договоренностей, а не от рыночных условий, говорит руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления КШЭ Юлия Маркуц. Поэтому риск дальнейшего финансирования из-за эмиссии НБУ остается.

Пять горьких пилюль проекта бюджета-2023. Триллионные кредиты, камбэк «Большой стройки» и метро в Харькове и Днепре /Фото 1

Снова «Большая стройка»

Финансирование «Укравтодора» в 56,9 млрд грн (на 31% меньше, чем заложено на 2021 год) означает, что правительство планирует возобновить президентскую программу «Большая стройка».

Нужно ли это? Рудык из «Голоса» согласна, но при условии, что средства будут выделяться только на критически важную дорожную инфраструктуру. Гетманцев из «Слуги народа» считает, что строительство дорог – must have для бюджета в следующем году. «От этого, в том числе, зависят успехи на фронте», – говорит он.

Нардеп добавляет, что из-за больших разрушений дорожной инфраструктуры в прифронтовых регионах могут осложняться эвакуация граждан, доставка гуманитарных грузов, проезд скорых, которые вывозят раненых, и т. д.

Пять горьких пилюль проекта бюджета-2023. Триллионные кредиты, камбэк «Большой стройки» и метро в Харькове и Днепре /Фото 2

Инфографика: Центр анализа публичных финансов и публичного управления КШЭ

Образование и медицина в минусе

Бюджеты большинства профильных министерств претерпели сокращение на 10–47%. В частности, Кабмин решил снизить бюджет Министерства образования и науки (МОН) на 17%, до 142,2 млрд грн. Бюджет Минздрава составит в 2023 году 176,5 млрд грн против 196,8 млрд грн в прошлом году (-11%).

Гетманцев называет такие сокращения обоснованными. «Многие люди уехали, некоторые регионы оккупированы, поэтому расходы снижены», – объясняет он, обещая, что правительство будет отслеживать перемещение граждан через границу и оперативно реагировать на изменение потребностей.

Местные бюджеты пострадают

Депутаты существенно уменьшили объем трансфертов местным бюджетам – запланировано лишь 23 программы, а объем трансфертов снижен на 28,3 млрд грн, до 181,7 млрд грн.

Отсутствуют субвенции на развитие, в частности на инфраструктурные проекты и объекты социально-культурной сферы, на социально-экономическое развитие и т. д. Отсутствие денег на соцэконом экономисты оценивают одобрительно. «Это скорее хороший сигнал, но могут вернуться ко второму чтению. В былые годы уже были такие попытки», – комментирует эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий.

Отсутствуют средства на Государственный фонд регионального развития (ГФРР). Почему это плохо? Средства ГФРР распределяются на конкурсной основе, в то время как соцэконом – в ручном режиме: финансирование получают те объекты, которые выберут нардепы.

Вместе с тем будут новые субвенции: на бомбоубежища в школах (1,5 млрд грн) и на приобретение школьных автобусов (1 млрд грн). Появилась новая дополнительная дотация в размере 24 млрд грн для органов местного самоуправления на деоккупированных и временно оккупированных территориях Украины.

В общей сложности базовая дотация для регионов, которая покроет нехватку доходов местных бюджетов, предусмотрена в размере 29 млрд грн, говорит Гетманцев. Это на 77,7% больше бюджета 2022 года с изменениями.

Пять горьких пилюль проекта бюджета-2023. Триллионные кредиты, камбэк «Большой стройки» и метро в Харькове и Днепре /Фото 3

Метро в Харькове и Днепре – 6,1 млрд. грн.

Целесообразно ли потратить на следующий год 1,5 млрд грн на строительство метро в Харькове и 4,6 млрд грн в Днепре? Украина будет непросто объяснить это международным донорам, от которых зависит финансовая устойчивость в следующем году, отмечает Рудык из «Голоса».

Строительство двух новых станций харьковского метро должны были начать весной этого года, три новых станции в Днепре должны появиться в 2024 году. Оба проекта располагают партнерами ЕБРР и ЕИБ. В 2016-м Харьков получил кредит на строительство метро в €320 млн, Днепр в 2013-м – €304 млн.

Гетманцев называет это решение «политическим» и ожидает отдельных дискуссий о нем в парламенте.

Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине