Дети соучредителя группы «Континиум» Игоря Еремеева семь лет не могут получить наследство. В этом году они выбыли из списка акционеров WOG. Чем и когда может закончиться самое крупное наследственное дело в истории независимой Украины?
Новый номер журнала «Forbes Украина»
Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его можно по этой ссылке. В номере: подробный обзор состояния крупнейших украинских бизнесменов, предприниматели года Климов и Поперешнюк, последний миллиард Фридмана, путь Grammarly, бренд тактической одежды M‐TAC и всего почти два десятка текстов.
В конце июля 2015-го бизнесмен Игорь Еремеев отправился на конную прогулку недалеко от своего родного Луцка. Он фанател от лошадей: создал бренд фирменного бензина WOG Mustang, владел конюшней с десятком лошадей. Июльская прогулка стала роковой для 47-летнего бизнесмена. Нога коня попала в яму, Еремеев упал вместе с животным и получил травму головы. Не выходя из комы, он скончался 12 августа в швейцарской больнице. Еремеев не оставил завещания.
Его 25-процентная доля в группе «Континиум», владеющей сетью АЗС WOG, молочным и девелоперским бизнесом, стала причиной многолетних судебных споров. С одной стороны баррикад – бизнес-партнеры Еремеева, с другой – вдова Татьяна. Пострадали от борьбы дети Еремеева, София, 15, и Роман, 27.
В 2015-м сеть АЗС WOG занимала 22% топливного рынка Украины и имела около $2 млрд товарооборота, рассказывает CEO компании в 2013–2018 годах Сергей Корецкий. Тогда WOG был второй компанией на рынке после сети АЗС так называемой группы «Приват» Игоря Коломойского, говорит аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко. После смерти Еремеева компания уступила позицию ОККО.
Из-за войны Forbes снизил оценку группы «Континиум» с $470 млн до $315 млн, из которых более $250 – оценка сети WOG и около $50 млн – молочный бизнес. Наследство Еремеева даже сейчас достигает почти $80 млн.
В начале 2022 года дети погибшего бизнесмена вышли из состава бенефициаров ключевых компаний «Континиума». Теперь, согласно данным YouControl, владельцы WOG – Степан Ивахив, 54, и Сергей Лагур, 60, у них по 50% бизнеса. Соглашение о выкупе долей детей согласовал АМКУ. Судебная тяжба на Британских Виргинских островах была приостановлена. Казалось, многолетняя борьба за наследство окончена. Не все так просто. Стороны рассказывают совсем другие версии, а судебные баталии вновь в разгаре.
«Осенью 2022-го Роман и София должны были получить значительные денежные выплаты от R&S Trust», – сообщили Лагур и Ивахив в письменном ответе Forbes. Больше подробностей они не озвучили, ссылаясь на конфиденциальность переговоров с семьей Еремеева. Спор за сеть АЗС WOG – урегулирован, говорит топ-менеджер этой компании на правах анонимности. «Роман и София получили солидную компенсацию – миллионы долларов», – говорит он.
Сын Еремеева Роман говорит, что семья не имеет никакого отношения к продаже компании WOG. «Вопрос наследственного имущества и различных манипуляций с активами моего покойного отца остаются основными претензиями к бывшим партнерам отца», – написал он в письменном ответе Forbes. Роман отказался уточнить, получил ли деньги за WOG, и от других подробных комментариев, ссылаясь на то, что суд продолжается.
Вдова Татьяна Еремеева, 46, более конкретна: «Я ничего не получила. Мои дети не могут ничего получить, пока идет судебный процесс». Она обжаловала решение АМКУ, однако комитет не выявил никаких нарушений: соглашение в силе.
Обе стороны могут говорить правду, объясняют юристы. Выплаты детям и их доступ к трасту действительно могли быть заблокированы в рамках судебных споров, говорит советник по безопасности бизнеса Juscutum Станислав Борис. Фактически это значит, что судебный спор между вдовой Еремеева и его бизнес-партнерами не дает детям получить наследство.
Знавшие семью собеседники Forbes отмечают, что Еремеев не хотел, чтобы Татьяна что-либо получила. В течение нескольких лет до смерти бизнесмен не жил с женой. «Их брак долгое время был формальностью», – говорит один из них. Еще при жизни Еремеев пожелал оставить все имущество детям и своей матери, добавляет причастный к покойному бизнесмену собеседник. «Его официальная жена и гражданская ничего не должны были получить», – говорит он.
Летальное хобби
Игорь Еремеев фанател от лошадей: создал бренд фирменного бензина WOG Mustang, владел конюшней с десятком лошадей. Даже логотип его компании «Континиум» – это конская голова.
WOG на двоих
«Первая общая касса [с Игорем Еремеевым] у нас была, когда мы еще были студентами, – вспоминает соучредитель «Континиума» Степан Ивахив в документальном фильме о Еремееве, вышедшем в 2017-м. – У нас никогда не было отдельных средств».
Ивахив и Еремеев подружились и начали совместный бизнес в вузе – Ровенском университете водного хозяйства. Еремеев – взвешенный и рассудительный, Ивахив – более импульсивный. Их первым бизнесом в 1992-м был пошив кожаных курток, впоследствии перешли на торговлю нефтепродуктами, начали открывать автозаправочные станции. В 2000-м Еремеев с Ивахивым договорились о совместном бизнесе с акционерами Дрогобычского НПЗ Сергеем Лагуром и Петром Дыминским. Так «Континиум» обзавелся собственной нефтепереработкой.
Вторым перспективным бизнесом определили молочку, развивать которую решили на базе приобретенного в 2001 году завода «Дубномолоко».
Еремеев курировал нефтяное направление, Ивахив – молочное и FMCG, Лагур – девелоперское и банковское. В 2007 году оборот группы перевалил за $500 млн.
Четыре бенефициара компании заключили акционерное соглашение, утверждает один из бывших топ-менеджеров WOG. Его важным пунктом являлось право акционеров на первоочередной выкуп доли партнеров. Именно по этому соглашению из бизнеса в 2017 году вышел Дыминский.
Еремеев погиб, когда группа была не в лучшем финансовом состоянии, а в стране бушевал кризис. «За долгами одномоментно пришли все банки и кредиторы, – говорит бывший глава WOG Корецкий. – Мы брали нефтепродукты, где только могли под личные обязательства с отсрочкой платежа, чтобы не остановить сеть АЗК».
WOG даже начал покупать горючее у группы «Приват». «Они были конкурентами, – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – После смерти Еремеева WOG, по иронии судьбы, начал брать горючее с отсрочкой платежа у Кременчугского НПЗ».
Наследственная война
Война за наследство началась сразу после смерти Еремеева. В августе 2015 года, когда его вдова решала вопрос перевозки тела на родину, в Украине было открыто дело о наследстве, утверждает юрист семьи Еремеевых Андрей Наход. По его словам, юрист компании «Континиум» от имени матери Еремеева, которой тогда было 84 года, открыл дело у частного нотариуса Алены Поручник. По его мнению, это было сделано, чтобы не дать вдове с детьми контроля в вопросе наследства.
Наход утверждает, что это был ангажированный нотариус. «В реестрах еще даже не были внесены сведения о смерти Еремеева, – говорит он. – Независимый нотариус проверил бы эту информацию в реестре и не открывал бы дело».
Еремеева тогда о существовании дела не подозревала, более того – обсуждала с партнерами покойного мужа новое акционерное соглашение, утверждает Наход. В WOG по-другому описывают этот период. «Еремеева тогда пришла в «Континиум» и сказала: «WOG стоит $1 млрд, где мои 25%?» – говорит собеседник Forbes, причастный к компании. – Ее не волновало, что оценка не соответствовала действительности, а компания на тот момент была фактически банкротом».
Еремеев не раз говорил, что хочет, чтобы сын Роман продолжил его дело. Тогдашний СЕО WOG Корецкий рассказывает, что в годовщину смерти Еремеева предложил Роману устроиться на позицию его заместителя, чтобы учиться управлять компанией. Еремеев-младший заинтересовался этим предложением, но через несколько дней отказал. «Не сомневаюсь, что на его решение тогда повлияла мать», – говорит Корецкий.
В феврале 2016-го, то есть через полгода после смерти Еремеева, Лагур и Ивахив сообщили Роману и Татьяне Еремеевым, что они не могут войти в состав акционеров компании. Якобы в 2014-м Игорь Еремеев передал все имущество и акции WOG в траст R&S Trust на 360 лет, рассказывает юрист семьи Еремеевых Наход. Эта компания зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Вдова утверждает, что траст – фальшивка. «Никакого траста до смерти Игоря Еремеева не было. Это я точно знаю», – говорит Татьяна. Все акционеры компании создали трасты в 2014-м, парирует топ-менеджер компании.
Можно ли открыть траст задним числом? Это почти невозможно, говорит Борис из Juscutum: «Проще реанимировать старый траст и немного его переписать».
По мнению Еремеевой, условия траста несправедливы: дети хоть и являются бенефициарами траста, однако не имеют никаких прав. Право на управление, продажу активов и прибыль имеет руководитель Лагур, а протектор Ивахив, говорит Еремеева. Известно, что Лагур со временем передал право доверительного управления компании Estera, расположенной на Британских Виргинских островах. Жена и дети смогли унаследовать лишь часть активов Еремеева, зарегистрированных в Украине, это конный клуб и квартира.
Судебный фронт
С 2016-го стратегией Еремеевой было доказать, что на момент гибели владельцем «Континиума» был ее муж, а не траст. Для этого ей нужно было получить от нотариуса, ведущего наследственное дело, свидетельство о праве на наследование имущества за границей. Юрист Наход утверждает, что их оппоненты более пяти лет не давали этого сделать.
В ноябре 2021-го украинский суд обязал нотариуса Поручник выдать свидетельство, утверждает Наход. Нотариус не выполнила требование суда, а в январе 2022-го прекратила нотариальную деятельность. По закону она должна была за месяц передать наследственное дело в госнотариальный архив, но передала его другому юристу, который тоже не выдает свидетельство, говорит Наход.
Кроме этого суда, есть уголовное дело в Шевченковском суде от 2017 года о завладении имуществом семьи Еремеева. «Дело до сих пор расследуют, многие документы потеряны, международные запросы следователи не осуществили, допросы ряда лиц провести не удается», – говорит Наход.
Еще один судебный процесс возобновился в ноябре после остановки в феврале. В суде Британских Виргинских островов семья Еремеева добивается признания ликвидации траста как фиктивного. «За шесть лет оппоненты не предоставили суду никаких доказательств законности создания траста, – говорит Еремеева. – У них нет доказательств. Ожидаем скорой нашей победы, не позднее, чем через два года». Юристы Ивахива – Лагура не комментируют дела, ссылаясь на конфиденциальность договоренностей клиентов с семьей Еремеева.
Без конца
Что семья Еремеевых будет считать победой? Компенсацию за все активы бизнесмена стоимостью на 2015 год, компенсацию за упущенную выгоду и за судебный процесс, говорит юрист Еремеевых Андрей Наход.
Процесс подобного масштаба – сотни тысяч долларов в год, говорит Борис из Juscutum. До 2019-го Еремеевой помогал партнер Коломойского Игорь Палица. По словам Еремеевой, Палица оказал ей информационную поддержку через 1+1 media. Ничего взамен он не требовал, а поддерживал, чтобы ослабить своего политического оппонента Ивахива. В 2019-м Ивахив и Палица подружились, и поддержка, по ее словам, прекратилась.
Есть другая версия: якобы Палица имел договоренность с вдовой, что после победы в судах он выкупит у нее долю, говорит Куюн. Палица прекратил поддержку, когда узнал условия акционерного соглашения – первоочередное право на выкуп доли Еремеевой имели бы Ивахив и Лагур, говорит на условиях анонимности топ-менеджер компании.
У Еремеевой есть больница в Луцке, выручка которой в прошлом году составила 13 млн грн. Этого не хватит еще на несколько лет судебного разбирательства такого масштаба, уверен Борис.
«Ее оппоненты имеют множество возможностей затягивать это дело на десятилетия, – считает он. – Поэтому семья должна идти на мировое соглашение. Если получат 25% от того, что требуют, – это будет победа».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.