В апреле–июне 2022 года в Украине бушевал топливный кризис. Сети ОККО и WOG смогли быстрее других адаптироваться к новым обстоятельствам. Что им это дало
6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»
Що ви дізнаєтесь: Правила розвитку бізнесу в умовах абсолютної невизначеності; Як отримати в клієнти й співпрацювати з Міноборони – найбільшим замовником у країні; Як «воєнні» інновації можуть допомогти вашому бізнесу; 2023-й у цифрах від Мінфіну й НБУ.
Квитки на конференцію за посиланням
20 спікерів: Олексій Резніков, Сергій Марченко, Михайло Федоров, Олександр Конотопський, Алекс Ліссітса, Сергій Ніколайчук, Юлія Бадрітдінова, Тарас Чмут та інші.
Коли: 6 жовтня, з 10:00 до 16:00
Происходящее на топливном рынке Украины в начале войны войдет в учебники истории и экономики, говорит аналитик консалтинговой компании «НафтоРинок» Александр Сиренко.
Весной 2022 года, когда в АЗС выстроились километровые очереди, одни сети зарабатывали доходы, а другие считали убытки.
До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов, преимущественно из России, Беларуси и морем. Остальные обеспечивали внутренние производители, прежде всего Кременчугский и Шебелинский НПЗ.
Российские, белорусские и морские поставки прекратились 24 февраля. Шебелинский НПЗ остановился в конце февраля, Кременчугский НПЗ – в начале апреля после массированного обстрела со стороны российских военных.
Украинский рынок горючего с довоенным объемом около 1 млн т в месяц остался без традиционных источников поставок. Результат – острый дефицит и рост розничных цен вдвое от довоенного уровня. «Начало войны нокаутировало многих игроков рынка, – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – Большинство сетей в марте продали остатки и в дальнейшем остались почти ни с чем».
Но не все. Некоторые сети смогли быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам.
За первые шесть месяцев 2022 года ОККО Виталия Антонова получила 3 млрд грн чистой прибыли, что на 20% больше, чем за весь прошлый год, и в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили Forbes в компании. Выручка ОККО выросла на 64%, до 32,8 млрд грн.
Для сравнения: сеть Amic за тот же период получила 1 млрд грн убытка против 390 млн грн прибыли за шесть месяцев прошлого года, сообщили в компании. Выручка Amic в первом полугодии 2022 года упала на 24%, до 3,6 млрд грн.
Forbes обратился с запросом о финрезультатах также в «Укрнафту», WOG, БРСМ, UPG, но эти компании не ответили.
Секрет успеха
ОККО, Amic, как и остальные украинские АЗС, понесли потери от военной агрессии России: потеряли сотрудников, АЗС и нефтебазы. Однако почему одна компания зарабатывала, пока другая теряла?
«ОККО и WOG первыми начали системные поставки импортного горючего автотранспортом из Европейского союза», – говорит Куюн.
До войны этот канал снабжения не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для горючего с 20% до 7%.
Однако Amic начал импортировать в конце мая, группа «Приват», владеющая крупнейшей сетью АЗС в Украине, – в конце июня, говорит Сиренко. То есть после отмены госрегулирования. «Они неправильно оценили конъюнктуру», – считает он. В апреле максимальный суточный импорт горючего был 10 000 т, а в июне вдвое больше – 20 000 т.
UPG и KLO тоже начали импортировать большие объемы позднее ОККО и WOG. SOCAR импортировал с марта, но в небольших объемах.
ОККО и WOG были ловчее. «25 февраля мы подняли все свои связи в Европе, прозвонили поставщикам, заключили новые контракты, – говорит Василий Даниляк, первый вице-президент ОККО. – За первые 20 дней мы подписали заранее более $100 млн».
В условиях ажиотажного спроса на оптовом рынке ОККО и WOG могли продавать горючее с рекордной наценкой, говорит Сиренко. Тогда стоимость дизеля на границе была 40 грн/л, а в опте, где госрегулирование бездействовало, цены превышали 65 грн/л, напоминает он. Сейчас рынок насытился, а наценка упала почти до довоенного уровня. «В тот момент у них просто было что продавать, в отличие от других», – говорит Куюн.
Почему ОККО и WOG были первыми? «В отличие от других сетей, которым пришлось с нуля выстраивать импорт из ЕС, ОККО и WOG уже имели нужный опыт, контакты и инфраструктуру», – говорит Сиренко. Еще одна причина: ОККО и WOG – крупные игроки, закупающие сразу большие объемы. «Им проще было бороться за конкуренцию за европейского поставщика, – говорит менеджер одной из сетей АЗС. – Не у всех есть $100 млн, чтобы сразу подписаться на поставки», – добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.