Что означает запланированное возрастание государственных расходов более чем на пол-триллиона гривен для стабильности гривни и роста экономики? Придется ли НБУ снова печатать деньги? Могут ли партнеры одолжить Украине больше? Forbes выделил пять возможных последствий рекордного расширения государственного бюджета.
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
13 марта Кабинет Министров поддержал законопроект об увеличении расходов госбюджета в текущем году на рекордные 537 млрд грн. Это вынужденный шаг и констатация того, что война с РФ, вероятно, продлится весь 2023 год. Следовательно, большинство денег направят на сектор безопасности и охраны, львиную сумму – на оплату труда военнослужащих.
Где государство будет брать дополнительные деньги и как это повлияет на инфляцию, курс гривни и экономический рост?
Одалживать у партнеров придется больше
Увеличение расходов государства означает, что дефицит госбюджета в этом году вырастет до 1,7 трлн грн, или около $42 млрд. «Это несомненный риск для правительства, поскольку подтвержденное финансирование составляет лишь около $28 млрд», – отмечает председатель бюджетного комитета ВРУ Роксолана Пидласа.
Почему государство рекордно увеличивает расходы
(Нажмите «Читать больше, чтобы открыть полный текст»)
Редакция Бюджета-2023, с которой Украина живет сейчас, была составлена осенью прошлого года и базировалась на предположении, что горячая фаза войны закончится примерно в середине года, комментирует директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан.
«После утверждения изменений расходы на сектор обороны и безопасности фактически сравняются с прошлогодними расходами по этим направлениям», – объясняет она.
В целом сектор безопасности и обороны получит дополнительные 518,2 млрд грн, из которых 477,2 млрд грн – это оплата труда военнослужащим и закупки для ВСУ. Больше всего средств прибавят Минобороны – 366,65 млрд грн. Министерство внутренних дел получит 98,4 млрд грн, Госспецсвязь – 30 млрд грн, СБУ – 9,3 млрд грн, ГУР МО – 4,6 млрд грн. Более чем вдвое увеличивают размер резервного фонда – на 19 млрд грн.
К этой сумме следует добавить 405 млрд грн выплат по госдолгу. Так что правительству нужно найти 2,14 трлн грн нового финансирования.
Откуда брать деньги? Единственный источник – средства международных партнеров, констатирует глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук. С начала 2023 года Украина получила уже $6 млрд, сообщил на брифинге 16 марта глава НБУ Андрей Пышный.
Включая обещанное финансирование по состоянию на сегодняшний день, Украина в этом году пока может рассчитывать на $30 млрд грантов и кредитов, подсчитал старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай.
Важный, но пока не учтенный фактор – около $5 млрд, которые правительство рассчитывает получить от Международного валютного фонда в текущем году. Сейчас Украина завершает обсуждение многолетней программы расширенного финансирования в объеме более $15 млрд.
Кто еще может дать деньги? О $7 млрд всеобщей поддержки в течение пяти лет говорили представители норвежского правительства, вспоминает Гайдай. Еще $5,5 млрд может предоставить Япония (параметры в этом кейсе пока неизвестны).
Ранее директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева заявила, что в этом году Украине нужно от $40 млрд до $48 млрд финансирования. Эта цифра может быть верхним пределом дополнительного финансирования для правительства, говорит Гайдай.
Государство будет стимулировать банки одалживать ему деньги
Минфину придется заимствовать средства и на внутреннем рынке. Согласно пояснительной записке к закону о расширении расходов, правительство ожидает привлечь 180,6 млрд грн внешних заимствований при 271,6 млрд грн внутренних.
Почему так много? Есть два объяснения. Во-первых, правительство не может направлять средства доноров и заемщиков на финансирование армии. Во-вторых, внутренними заимствованиями профинансируют 100% запланированных погашений в этом году, объясняет Билан из Dragon Capital. В текущей версии бюджета говорится о roll-over rate в 28%.
Это реальная задача, учитывая значительную ликвидность в банковском секторе, говорит Ваврищук из ICU. Второй фактор – административные меры НБУ. В начале года регулятор разрешил банкам включать некоторые виды ОВГЗ в покрытие резервов. С 7 апреля НБУ вводит трехмесячные депозитные сертификаты под фиксированную ставку в 25%, в то время как ставка по однодневным инструментам снижается с 23% до 20%.
Это подталкивает банки покупать ОВГЗ. Если в первой версии госбюджета плановый показатель от размещения ОВГЗ в год составлял 90,7 млрд грн, то после действий Нацбанка Минфин уже в январе–феврале привлек почти столько же – 84 млрд грн.
Билан из Dragon Capital не исключает, что НБУ придется продолжать использовать административные методы, чтобы динамика размещения ОВГЗ не ухудшалась.
Риск печати средств НБУ сохраняется (но низкий)
В этом году правительство и НБУ, вероятно, не вернутся к прошлогодней практике эмиссионного выкупа гособлигаций Нацбанком, считают опрошенные аналитики.
Обойтись без этого помогут потенциальные поступления от международных партнеров (в том числе от МВФ) и активизация внутренних заимствований, заявил глава НБУ Пышный во время брифинга. Другой важный фактор – если правительству удастся увеличить поступление грантов, которые можно засчитывать как доходы госбюджета.
Риск того, что «печатный станок» НБУ снова заработает, все же есть. Это может произойти, если сыграет ряд отрицательных факторов. Это снижение спроса на ОВГЗ, необходимость резко увеличивать расходы в ближайшие месяцы (а не равномерно до конца года) и трудности в перераспределении внешних средств, которые нельзя использовать на оборону, перечисляют аналитики Центра анализа публичных финансов Киевской школы экономики.
Курс и инфляция не будут расти
За счет того, что значительная часть средств пойдет на денежное довольствие сил обороны, это будет стимулировать внутренний потребительский спрос, говорит Гайдай из ЦЭС. «По сути это фискальное стимулирование экономики», – говорит он. Будут ли расти цены из-за этого?
Зависит от того, из каких источников удастся профинансировать дефицит. Если все пойдет по плану и дополнительные расходы покроют внешняя помощь и внутренние заимствования, влияние на инфляцию будет минимальным, сказал во время брифинга замглавы НБУ Сергей Николайчук. Поступление международной помощи позволит НБУ удерживать стабильность на валютном рынке, что также будет способствовать замедлению инфляции, добавил он.
Важная предпосылка для этого – уменьшение или хотя стабилизация денежной массы за пределами банков, говорит Гайдай из ЦЭС. Последние административные решения Нацбанка также направлены на то, чтобы банки повышали ставки по гривневым депозитам.
«Похоже, что инфляция замедляется быстрее, чем прогнозирует Нацбанк, а давление на валютном рынке существенно ослабло», – говорит Ваврищук из ICU. Это позволит НБУ пересмотреть учетную ставку раньше, чем планировалось.
В настоящее время она составляет 25%. Цикл понижения может начаться уже летом, считает Ваврищук. Прогноз инфляции ICU на конец года – это 15–16% против 18,7% базового прогноза НБУ.
Расходы на армию поддержат экономику
Дополнительное финансирование может оказать положительное влияние на экономику, прогнозирует Ваврищук. За счет чего? «В прошлом году внутренний спрос домохозяйств резко сократился из-за массовой эмиграции и сокращения доходов населения, – объясняет он. – Поэтому высокие заработные платы военных помогли избежать полного коллапса внутреннего спроса и обеспечили функционирование бизнеса и экономики».
Нынешнее увеличение выплат на армию поможет правительству и дальше поддерживать внутренний спрос. «Это преимущество, которое превышает инфляционные риски», – считает Ваврищук.
Стимулирование потребительского спроса увеличит импорт и несколько усугубит торговый баланс, добавляет Гайдай. Но и здесь есть компенсатор – если объемы и своевременность поступлений внешней помощи будут такими же, как надеется правительство.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.