Бизнес понес немалые операционные потери в результате российской агрессии. Но у Государственной налоговой службы возникают вопросы о начислении компаниями налога на прибыль. Ведомство уже присылает запросы с просьбой объяснить, почему это не было сделано. Директор практики по трансфертному ценообразованию «Делойт в Украине» Александр Ямпольский объяснил, как бизнесу на это реагировать, почему стоит пересмотреть подходы к определению рентабельности и как обосновать «военный ущерб»
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Год полномасштабного вторжения РФ в Украину стал периодом невероятных трудностей и вызовов для бизнеса, работающего в Украине – как для «дочек» иностранных групп, так и для компаний с украинским капиталом.
Компании понесли немалые операционные потери в результате российской агрессии. Но, как оказалось, наличие у бизнеса такого ущерба может не освобождать компанию от начисления налога на прибыль.
Налоговая уже присылает запросы компаниям с просьбой объяснить, почему такие доначисления не были произведены. Что же делать, чтобы избежать дополнительных налоговых доначислений в рамках действующего законодательства?
Ущерб, понесенный бизнесом в результате войны. Теория
Продажа товаров или услуг между компаниями одной группы, зарегистрированными в разных странах – стандартная бизнес-практика. Цель таких операций – это не оптимизация налогов, а достижение определенных операционных и стратегических задач.
К примеру, украинская дочерняя компания покупает бытовую технику у своего завода в Германии и перепродает ее в Украине. Или наоборот, украинский завод продает свою продукцию компании собственной группы в Европе. Наличие собственного дистрибьютора в стране позволяет группе увеличить объемы продаж на этом рынке, поскольку локальные компании имеют отлаженные связи, логистику, каналы сбыта.
Согласно правилам трансфертного ценообразования (ТЦУ), введенным более чем в 70 странах, украинские компании должны доказывать, что осуществляли свои операции со связанными лицами на рыночных условиях.
Например, дочерняя компания должна обосновать, что ее импортная цена на товар не слишком высока, а завод – доказать, что его экспортная цена не является низкой. Проще – что они не занижают свои доходы.
Установление «рыночности» цен производится по сложной процедуре, предусмотренной налоговым законодательством (ст. 39 Налогового кодекса Украины). В большинстве случаев анализируется рентабельность.
Украинский дистрибьютор должен подтвердить, что уровень его маржи соответствует марже аналогичных дистрибьюторов в Украине. Если это не так, в частности, если его рентабельность ниже рыночного диапазона или даже отрицательная, это может привести к доначислениям по налогу на прибыль по ставке 18%.
Кроме того, суммы подобной корректировки будут считаться так называемыми конструктивными дивидендами и могут дополнительно облагаться налогом на доходы нерезидентов по ставке до 15%.
Представим, что в течение военного времени украинский дистрибьютор или завод понес расходы, с которыми до сих пор не сталкивался. Например, при обстреле был уничтожен его склад с продукцией, он дополнительно оказывал помощь сотрудникам, переместил производственные мощности и штат в более безопасные регионы. Поэтому по результатам 2022 года рентабельность компании стала отрицательной.
Как обосновать «военный ущерб». Практика
НКУ допускает существование «внешних факторов» и экономических условий (ст. 39.2.2.2 НКУ), влияющих на деятельность компаний, а значит, позволяет их учитывать в анализе рентабельности компании.
Война – существенный внешний фактор. Как учесть ее влияние? Может ли бизнес корректировать свою рентабельность? Украинское налоговое законодательство не дает четкого ответа – в нем не предусмотрено подобное влияние на финансовые результаты компаний.
Вот несколько возможных подходов к корректировке рентабельности на «внешние факторы»:
- Исключить из расчета рентабельности финансовые результаты компании за период, когда она осуществляла свою деятельность ограниченно.
В течение 2022 года предпринимательская деятельность в Украине приостанавливалась в результате военных действий, многие активы предприятий оказались на оккупированных территориях или в зонах повышенной опасности, нарушались цепи поставок. Это создавало перебои в работе.
В отдельных случаях работа не выполнялась полноценно из-за отсутствия достаточного количества персонала, некоторые компании не могли осуществлять трансграничные платежи в связи с валютным регулированием, что иногда исключало возможность импорта продукции.
Результат – украинские компании не получали необходимую прибыль, в то время как операционные расходы оставались неизменными или уменьшались несущественно.
Следует определить расходы и доходы за период, когда бизнес не работал или работал ограниченно, и рассмотреть целесообразность их исключения из расчета финансовых результатов.
Речь идет не о корректировке финансовой отчетности компании, а о корректировке финансового результата исключительно для целей определения налоговой базы.
- Проанализировать не чистую рентабельность, а валовую.
При анализе рентабельности компании обычно рассматривают чистую рентабельность, учитывающую операционные расходы. Для целей анализа за 2022 год целесообразно изменить этот подход и анализировать валовую рентабельность (отношение валовой прибыли к доходу).
Этот показатель в меньшей степени отреагировал на влияние войны. В отличие от чистой рентабельности, он не зависит от операционных расходов бизнеса.
- Определить «чрезвычайные» расходы, понесенные компанией во время войны, и исключить их из расчета.
Подробно о «чрезвычайных» расходах уже упоминалось выше, в частности, о потере активов из-за обстрелов и дополнительных расходах, связанных с изменением логистики и предоставлением финансовой помощи сотрудникам. Сюда же можно включить затраты на утилизацию продукции, которую вовремя не реализовали.
Такие «чрезвычайные» расходы целесообразно исключить из расчета операционной прибыли. Но только для целей анализа по трансфертному ценообразованию.
Это ключевые примеры подходов к учету влияния войны на ваш бизнес. Есть и другие варианты. Хотя по своей сути вопрос корректировки рентабельности касается сферы налогов, при анализе по ТЦУ привлеките не только финансовый департамент, но и другие – от логистики и продаж до отдела кадров.
Реакция налоговой
Государственная налоговая служба не предоставила разъяснений и не высказала свою позицию по поводу учета влияния войны на украинский бизнес. В ходе неформальных обсуждений высказываются мнения, что такое влияние необходимо учитывать, но как – украинская налоговая не озвучивает.
Мы не исключаем, что контролирующий орган может обжаловать применение бизнесом любых из вышеприведенных корректировок, пренебречь ими и доначислить налог.
Эти доначисления налоговая может производить только после 1 октября текущего года. Но сейчас мы видим, что налоговые органы присылают массовые запросы налогоплательщикам по поводу их операций с нерезидентами в 2022 году. В таких запросах налоговая просит объяснить, осуществлялись ли эти операции на рыночных условиях, а если нет – тогда начислить налог.
Если компания не предпримет определенных шагов, в том числе вышеперечисленных, по учету влияния войны на свою деятельность, то в случае получения убытков ей, скорее всего, придется самостоятельно доначислить налоговые обязательства.
Если украинский бизнес все же проведет корректировку на влияние войны, то налоговым органам сначала придется ее обжаловать, а уже потом применять свое решение по доначислениям.
Статья написана в соавторстве со старшим консультантом практики по трансфертному ценообразованию «Делойт в Украине» Олегом Серветником.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.