Историю с результатами проверки Госаудитслужбой Украины (ГАСУ) закупок Минобороны и обнаруженными нарушениями на 2,5 млрд грн стороны перевели в судебную плоскость. По делу еще не проведено даже предварительное заседание, но в СМИ появились сообщения, что ГАСУ уже проинформировала правоохранительные органы о завышении цен. Поставщики Минобороны рискуют стать фигурантами уголовных производств. Какие шаги следует предпринять, чтобы предотвратить возможное уголовное преследование? Рассказывает Максим Шевердин, партнер LCF Law Group, руководитель практики уголовного права
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Стойкость Украины при отражении полномасштабной агрессии РФ поражает. Масштаб вызовов, с которыми столкнулось наше государство, требует от каждого гражданина и бизнеса вносить свой вклад в победу.
Один из факторов, являющихся основой нашей безопасности – это обеспечение Сил безопасности и обороны всем необходимым – оборудованием, вооружением, питанием и одеждой.
Коллизия с прибылью
К сожалению, поставки продукции для Минобороны оказались под угрозой. В результате проведенного аудита оборонных закупок министерства Госаудитслужба пришла к выводу: все поставщики «завысили» цены на товары, включив в расчет цены прибыль. По мнению ГАСУ, поставщики не имели права этого делать, поскольку включение прибыли не предполагалось постановлением КМУ №335 от 20 марта 2022 года.
Федерация работодателей Украины и Национальная ассоциация оборонной промышленности выступили с публичными обращениями к президенту Украины, правительству и министру обороны с призывом исправить ситуацию. Был опубликован так называемый Манифест 42 по поводу соблюдения ст. 42 Конституции (свобода предпринимательской деятельности) и недопущения давления на бизнес со стороны силовых органов.
18 июля 2023 года правительство таки отменило постановление №335. В тот же день внесли изменения в постановление №1275 от 11 ноября 2022-го, регулирующее оборонные закупки во время военного положения. Это позволило производителям-поставщикам включать прибыль в стоимость контракта.
Правительство оперативно отреагировало на призывы общественности и бизнеса. Но нерешенным остался вопрос, что будет происходить с договорами, заключенными до отмены постановления №335.
Позиция ГАСУ противоречила целям бизнеса – получение прибыли. Ст. 42 Конституции говорит, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. А согласно ст. 3 Хозяйственного кодекса предпринимательство – хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли.
Доходные горки продолжаются
Несмотря на отмену постановления №335, правоохранительные органы активно собирают информацию о закупках Минобороны и открывают уголовные производства относительно завышения цен контрактов. Остается открытым вопрос, будет ли считаться включение прибыли поставщиками по контрактам 2022 года нарушением действующего законодательства.
Глава Госаудитслужбы Алла Басалаева отмечала в одном из интервью, что уже «есть много уголовных производств по результатам проверки». Детали при этом являются тайной следствия.
Что делать бизнесу, который сотрудничает с государством, поставляет продукцию для ВСУ и в то же время хочет развиваться, получать прибыль, создавать рабочие места?
Пять шагов к сотрудничеству без уголовно-правовых рисков
Вот пять шагов, которые может предпринять поставщик Министерства обороны.
1. Проанализируйте уже заключенные контракты с Министерством обороны.
Учитывая, что значительная часть контрактов заключалась в первые месяцы полномасштабного вторжения, когда законодательство динамично менялось, а типичная форма государственного контракта на выполнение работ (оказания услуг) оборонного назначения не изменялась с 2021 года, есть высокая вероятность того, что контракты могут базироваться на неактуальном на момент заключения законодательстве.
Проанализируйте прошлые и действующие контракты с Минобороны на предмет соответствия законодательству. Выявите какие-либо несоответствия – инициируйте с министерством внесение изменений в них.
Действующее законодательство запрещает изменять существенные условия контракта, в том числе цену. В стоимость контракта между Минобороны и поставщиком включается прибыль последнего. Нормы прибыли регулируются постановлениями КМУ №363 от 3 марта 2021 года об оборонных закупках и вышеупомянутым №1275.
Скорее всего, Минобороны откажет во внесении изменений в контракт. Однако такое обращение подтвердит добросовестное поведение поставщика.
2. Проанализируйте расчет стоимости продукции.
Каждая составляющая стоимости продукции (стоимость составных частей продукта или услуги, затраты на зарплату) должна быть документально подтверждена и соответствовать рыночным ценам на момент расчета. Подтвердить рыночные цены можно путем экспертного исследования, ценовой справкой Торгово-промышленной палаты, аналогичными ценами контрактов с другими (не государственными) заказчиками.
3. Проанализируйте цепь поставщиков.
Любой рисковый контрагент увеличивает ваши уголовно-правовые риски в качестве поставщика для Минобороны.
К рисковым контрагентам относятся:
- субъекты хозяйствования с признаками фиктивности;
- компании, находящиеся на временно оккупированной территории Украины;
- подсанкционные компании;
- поставщики, имеющие любое отношение к РФ или Беларуси;
- поставщики, имеющие связь с должностными лицами Минобороны.
4. Усильте меры предосторожности для вашего бизнеса.
Такие мероприятия включают:
- обеспечение конфиденциальности документации и общения;
- разработку стратегии кибербезопасности и обучение персонала;
- создание детальных комплаенс-политик, в том числе по набору персонала и проверке контрагентов;
- обеспечение финансовой устойчивости предприятия в случае ареста счетов;
- периодический денежный и юридический аудит компании.
5. Разработайте стратегию кризисного менеджмента на случай возбуждения уголовного производства.
Ваши шаги:
- тренинг сотрудников на случай экстремальных ситуаций, прежде всего обыска;
- подготовка ключевых лиц к допросам;
- разработка стратегии медиаменеджмента на случай утечки информации об уголовном преследовании в СМИ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.