С весны 2024 года украинским предпринимателям, которым принадлежит не менее 50% доли внешних юрлиц, должны отчитываться о них в Государственной налоговой службе. Эти внешние юрлица – так называемые контролируемые иностранные компании (КИК). Союз украинских предпринимателей (СУП) обратился в Верховную Раду с просьбой отказаться от обязательного представления отчетности по КИК на период действия военного положения. Текущую ситуацию по поводу правил КИК и обращения СУП для Forbes Ukraine прокомментировал эксперт по этой теме – партнер компании Делойт Андрей Серветник
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Против чего собственно выступила СУП?
Против правил Налогового кодекса относительно КИК. Их суть сводится к тому, что каждый украинец, имеющий за границей собственную или «подконтрольную» компанию (то есть компанию, в которой имеет существенную долю или которой фактически управляет), должен ежегодно отчитываться о такой компании в Украине. КИК-отчетность представляется в налоговые органы вместе с персональной налоговой декларацией лица-контролера (если речь идет о физическом лице) и содержит, в частности, информацию о доходе компании-КИК, если он есть.
Это новые правила?
Верховная Рада Украины приняла изменения в НКУ по КИК в 2020 году. Это позиционировалось как часть общепризнанного в мире плана BEPS, направленного на «деофшоризацию» – борьбу против уклонения от уплаты налогов с использованием оффшорных стран.
Собственно правила КИК вступили в силу с 2022-го, скоро уже будет два года, как они действуют. Некоторые смелые украинцы уже в 2023 году отчитались по своим контролируемым компаниям за 2022 год. Те, кто этого не сделал (по моим наблюдениям, это большинство украинцев – владельцев иностранных компаний), должны подать эту отчетность до 1 мая 2024 года.
И уплатить налоги в Украине?
Не всегда. Правила КИК построены таким образом, чтобы не создавать новые налоги, а заставить уплатить уже существующие.
Представим, что у украинца есть за границей предприятие, успешное и прибыльное. Оно работает и накапливает доходы. Если украинский владелец заберет их в виде дивидендов, он должен уплатить в Украине налог на доходы физических лиц (9%) и военный сбор (1,5%) из суммы полученных дивидендов.
Но вполне возможно, что акционер не планирует получать дивиденды и сохраняет прибыль за границей. И тогда на помощь украинским властям приходят правила КИК. В соответствии с ними на «нераспределенную» прибыль предпринимателю придется уплатить НДФЛ уже по ставке 18%, несмотря на то что средства де-юре остаются во владении компании и не передавались владельцу на его украинские или зарубежные счета.
Таким образом, государство заставляет собственников ускорять распределение прибыли и уплату налога на доходы физических лиц.
Это касается всех иностранных компаний с украинскими владельцами?
Ни в коем случае. Законом предусмотрено множество льгот. Не придется платить налог на нераспределенную прибыль:
- бизнесу, имеющему сравнительно небольшие доходы: до €2 млн для всех КИК одного человека;
- компании, «активной», например торговой, и находящейся в «цивилизованной» стране, имеющей с Украиной налоговую конвенцию (на сегодняшний день таких стран более 70, включая страны ЕС, США и Канады);
- публичным компаниям и компаниям, получающим дивиденды из Украины.
Кроме того, налог, который иностранная компания-КИК уплатила в стране своей резидентности, можно вычислить с украинского НДФЛ, который следует уплатить украинскому акционеру. Например: компания на Кипре уплатила €1 млн налогов и перечислила своему владельцу-украинцу дивиденды в размере €10 млн. Украинский НДФЛ должен составить €900 000 (9%). Поскольку уплаченный на Кипре корпоративный налог превышает эту сумму, украинский акционер не должен платить НДФЛ, и уплатит только военный сбор, против которого зачет иностранных налогов не осуществляется.
Так что фактически «угроза налога» существует для КИК, которые находятся в оффшорных низконалоговых юрисдикциях. И это не всегда. Для большинства же украинцев, контролирующих КИК, налогообложение по-прежнему наступает только после получения дивидендов.
Что тогда не нравится предпринимателям? Почему СУП призывает отложить КИК-отчет?
Собственно, в обращении СУП перечислены некоторые вещи, которые беспокоят бизнес.
Во-первых, КИК-отчетность – это административная нагрузка. Владельцам бизнеса приходится привлекать своих работников или же нанимать профессиональных консультантов, для того чтобы профессионально подготовить отчетность. Это лишние траты денег и времени. Не говоря уже о необходимости качественной подготовки финансовой отчетности всех иностранных компаний, которую тоже приходится представлять украинским налоговикам.
Во-вторых, близится финальный дедлайн для отчетности. Владельцам бизнеса придется в начале 2024 года подать отчетность по всем своим КИК за 2022-й, а если законодатель не внесет изменений в НКУ, то еще и за 2023-й. Это будет очень сложной задачей.
И, наконец, самое главное – это недоверие к власти. В обращении сделан акцент на недобросовестных правоохранителях, которые оказывают давление на бизнес, поэтому у предпринимателей нет желания предоставлять им лишнюю информацию. Также существует подозрение о возможном раскрытии секретов украинского бизнеса враждебным спецслужбам.
Вполне возможно, что именно недавние действия силовиков (в частности, обыск в офисе ресторанного холдинга «!Fest» ) стимулировали украинских предпринимателей объединиться для отпора властям.
Однако правила КИК были внедрены еще в 2020 году. Почему бизнес не реагировал тогда?
Однозначного понимания этого у меня нет. Возможно, тогда уровень доверия к власти был выше, и украинские предприниматели не столь боялись неадекватных действий правоохранителей.
Весь период с 2020 года представлял ряд сложных вызовов – сначала пандемия, затем эскалация войны. Так что украинскому бизнесу было не до лоббирования изменений в налоговое законодательство в течение всего этого времени.
Прислушается ли власть сейчас?
В Украине прогнозирование изменений в законодательстве – очень неблагодарное дело. Сложно представить, что парламентарии положительно отреагируют на бизнес-меседж: «Власть, мы тебе не доверяем. Отложи или отмени КИК-отчет». Но хотелось бы верить, что здравый смысл победит.
Другое дело – сейчас украинское правовое поле находится под жестким мониторингом международных партнеров. Любое ослабление налоговых правил они могут воспринять как уход от принципов борьбы против налоговых уклонений.
К сожалению, в свое время Украина взяла на себя ненужные и чрезмерные обязательства при внедрении антиофшорного плана BEPS. В частности, украинские законодатели ввели правила КИК для физических лиц, хотя во многих цивилизованных странах подобных норм нет. И теперь возникает вопрос: можно ли смягчить требования НКУ без конфликта с международными партнерами Украины.
Если Верховная Рада не отменит правила КИК и не отложит отчет, будет ли это катастрофой?
Скорее всего, нет. Но в любом случае, даже если кампания по КИК-отчету состоится в 2024 году, как было запланировано, действующее законодательство необходимо будет усовершенствовать до этого момента, ведь оно содержит очень много спорных и несовершенных норм.
Именно на это направлен законопроект №8137 по совершенствованию налогообложения контролируемых иностранных компаний, который сейчас дорабатывается. Среди желаемых изменений – перенесение отчетности за 2023 год с 2024-го на 2025-й.
Может ли украинский владелец иностранного бизнеса все же не отчитываться по поводу КИК?
Действующее законодательство предусматривает два случая.
Первый – физическое лицо может уехать из Украины (если нет законных ограничений) и, при определенных условиях, приобрести налоговую резидентность другой страны. В таком случае исчезает обязанность по КИК-отчету в Украине. Хотя возникают интересные правовые коллизии.
Например, не до конца понятно, что делать с первой КИК-отчетностью человеку, который в 2022 году был резидентом Украины, а в 2023 уже нет (учитывая то, что отчитываться по КИК в 2024 году надо вместе с отчетностью резидента-2023, а что должен сделать нерезидент – непонятно).
Консервативные налоговые консультанты рекомендуют таким мигрантам забирать с Украины всех родственников: текущая редакция НКУ позволяет признать украинца контролером КИК, даже если компания принадлежит его иностранному родственнику.
Практический пример: молодой украинец создал в США стартап, которым руководит на месте и без всякой привязки к Украине. Украинские налоговики могут признать этот стартап КИКом, а его контролерами – родителей или брата владельца, которые остались жить в Украине.
Другой сценарий – когда весь иностранный бизнес передается в траст. Настоящий, безотзывный, дискреционный траст, в котором бывший владелец уже не будет иметь права собственности и управления.
Далеко не каждый украинец готов к полной потере контроля, даже если призом за это будет отсутствие КИК-декларирования.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.