В Офисе президента готовят закон о перезагрузке Бюро экономической безопасности. Это должно помочь Бюро стать единственным органом, ответственным за проверки бизнеса. Сходный закон есть и в финансовом комитете Верховной Рады. Каких изменений ожидать бизнесу
Идея создания единого органа, отвечающего за проверки бизнеса, возникла у президента Владимира Зеленского во время встречи с предпринимателями, которая состоялась в конце июня 2023 года. Разработать соответствующий законопроект поручили заместителю главы Офиса президента (ОП) Ростиславу Шурме. К работе над документом подключен еще один заместитель председателя ОП Олег Татаров.
В ОП решили не придумывать новый орган, а доработать уже имеющуюся модель работы Бюро экономической безопасности (БЭБ), которое еще в 2021 году создали с целью расследования дел, связанных с бизнесом. Новый законопроект должен «доимплементировать» действующий закон о БЭБ, в частности, обеспечить полный набор штата ведомства и его финансирование, рассказал Forbes Шурма.
Последняя версия законопроекта ОП предлагает изменить процедуры конкурсного отбора главы БЭБ. В конкурсную комиссию хотят привлечь представителей международных структур.
Внести в ВР финальную версию документа Шурма обещает в ближайшие недели.
Как выглядит реализация президентской идеи о едином органе проверки бизнеса?
Что готовят в Офисе президента
Концепция будущего законопроекта очень проста – всю подследственность экономических преступлений нужно консолидировать в рамках БЭБ, утверждал Ростислав Шурма во время форума Forbes «Энергия бизнеса». «Причем предоставить дополнительный комфорт бизнесу при совершении следственных действий, в том числе обысков, – говорил замглавы ОП. – Обязательно привлечение представителя бизнес-омбудсмена для того, чтобы сбалансировать и сделать этот процесс максимально прозрачным». Как это будет прописано в законодательстве и какой статус будут иметь представители бизнес-омбудсмена в уголовном процессе, он не уточнил.
В Офисе бизнес-омбудсмена подтвердили, что им поступило предложение от БЭБ по привлечению их представителей к обыскам, сообщил Forbes бизнес-омбудсмен Роман Ващук. «Предложение нас удивило. Не уверен, что у нас есть полномочия, персонал и ресурс, чтобы это сделать», – говорит Ващук.
В Офисе бизнес-омбудсмена работает менее 40 человек, и все они сосредоточены в Киеве, поэтому даже физически обеспечить их присутствие во время обысков будет сложно.
Важное изменение, предлагаемое ОП, – новая процедура отбора главы БЭБ. «Конкурс должен проводиться с привлечением международников, и это хорошо, но нет пункта о переаттестации сотрудников Бюро – это плохо», – объясняет на условиях анонимности нардеп, знакомый с драфтом законопроекта ОП. Даже если мы выберем новым руководителем Бюро человека с безупречной репутацией, он вряд ли сможет изменить работу органа, имея неэффективных заместителей, добавляет он. Обязательная переаттестация сотрудников БЭБ является одним из требований, на которых настаивают США.
Один из основных вопросов законопроекта по БЭБ – изменят ли Уголовно-процессуальный кодекс для передачи подследственности дел от СБУ в БЭБ.
Один из нардепов, видевший драфт законопроекта ОП, рассказывает на условиях анонимности, что документ предусматривал передачу БЭБ от СБУ статей Уголовно-процессуального кодекса (УПК). «Прописана передача всех статей, и в таком виде это странный шаг, ведь у СБУ есть статьи по торговле наркотиками, оружием и тому подобное», – добавляет он. Новые статьи УПК не будут передаваться, говорит сотрудник ОП, знакомый с текстом закона, который общался на условиях анонимности, потому что не уполномочен разглашать детали документа. «Была идея передать БЭБ финансирование терроризма, но от нее отказались», – добавляет он.
На вопрос о передаче статей от СБУ в БЭБ Шурма не дал прямого ответа. Укомплектованность БЭБ около 20% и у них не было возможности подхватывать дела, говорит он. «Поэтому другие органы подтягивали дела к себе», – добавляет Шурма.
Уже в этом году расходы на БЭБ могут увеличиться на 320 млн грн, если парламент примет изменения в бюджет. В Бюро надеются, что в 2024 году их бюджет увеличится почти в 9 раз – до 4,5 млрд грн, отмечал в интервью Forbes глава БЭБ Андрей Пащук.
Другая инициатива, которую разрабатывают в ОП, – объединение около 80 природоохранных инспекций в одну единую структуру, говорит Шурма. Это будет отдельный законопроект, но в ОП пока не готовы прогнозировать, когда он поступит в парламент.
Конкуренты по перезагрузке БЭБ
О необходимости перезагрузки БЭБ в финансовом комитете Верховной Рады говорили еще в апреле, после увольнения Вадима Мельника. 25 сентября соответствующий законопроект зарегистрировали в Раде. Среди авторов – заместитель председателя финансового комитета Ярослав Железняк (партия «Голос»), глава комитета Даниил Гетманцев, глава бюджетного комитета Роксолана Подласа и глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк.
Мы пол года готовили текст, учитывая предложения наших международных партнеров, чтобы они были вовлечены сразу и приняли это как зачисление наших международных обязательств, говорит Железняк. «Также они будут вовлечены в конкурсный отбор главы БЭБ», – добавляет нардеп.
Что предлагает изменить в работе БЭБ финансовый комитет
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Документ предлагает новый подход к выбору главы БЭБ. Процедура подобна отбору руководителей НАБУ, Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) и Национального антикоррупционного агентства (НАПК).
Конкурсная комиссия будет состоять из семи человек: троих – от Кабмина, четырех – по предложениям международных организаций, оказывавших международную техническую помощь Украине, говорится в документе.
Также документ предусматривает переаттестацию сотрудников Бюро и вводит запрет на набор новых кадров. Так получить работу в Бюро не могут люди, которые до 1 января 2023 года работали год или более на любой следственной или оперативной должности в органах налоговой милиции, прокуратуре, Службе безопасности Украины (СБУ), Государственном бюро расследований (ГБР), Национальной полиции или милиции.
Одним из требований для увольнения главы БЭБ может стать отрицательное заключение международных аудитов, которые должны проводить через год и через три года после назначения.
Законопроект ОП будет проходить как альтернативный – согласно регламенту документ должен поступить в парламент на этой неделе.
В финансовом комитете готовы рассмотреть предложения ОП. «Но настроены на нашу версию закона, конечно, с определенной доработкой», – говорит Железняк. В ОП, как мне известно, даже не определились с финальной концепцией, добавляет нардеп.
Как на перезапуск БЭБ реагирует бизнес? В Союзе украинских предпринимателей (СУП) и Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) поддерживают необходимость перезагрузки БЭБ, хотя и относятся к идее с оговоркой. «Акцент в работе Бюро должен быть на эффективной борьбе с теневым бизнесом, непрозрачными «схемами», противодействии коррупции», – говорят в пресс-службе ЕБА.
В СУП отмечают необходимость ввести ответственность за неправомерные обыски. «Пока на работников следственных органов не будет возложена персональная ответственность за неправомерные обыски и открытые дела, которые потом годами «висят», нанося бизнес реальный ущерб, абсолютно не важно, кто будет присутствовать на обысках», – говорит исполнительная директор СУП Екатерина Глазкова.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.