Евросоюз ввел уже 11 пакетов санкций против России, сотни санкционных ограничений введены США и рядом партнеров. И все же запрещенные товары продолжают попадать в Россию, свидетельствуют данные международной торговли, которые исследовал Forbes. Через какие страны неразрешенная продукция попадает в РФ и что с этим делать?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Ночью 15 августа РФ обстреляла Украину ракетами Х-101, изготовленными в этом году. Несмотря на введенные санкции, в этих ракетах встроены примерно 30 иностранных микросхем, рассказал в Telegram глава Офиса президента Андрей Ермак.
Высокотехнологичные и не только товары Россия завозит через третьи страны, подтверждают опрошенные Forbes независимые аналитики из стран Европы и Азии, а также представители международной рабочей группы Ермака-Макфола по поводу санкций против России.
Статистика экспорта в РФ, проанализированная Forbes, свидетельствует, что в 2022-м крупнейшие торговые потоки туда нарастили Турция, Казахстан, Армения, Узбекистан и Кыргызстан. Параллельно с этим произошел значительный рост экспорта в эти страны из западных государств.
Какие же страны больше всего импортируют к соседям России и как Украина пытается прикрыть лазейки в санкционном режиме?
Как Россия обходит санкции
Крупнейшим торговым партнером РФ является Китай, в 2022 году нарастивший экспорт в Россию на $8,5 млрд по сравнению с 2021-м, свидетельствуют данные UN Comtrade. Но в процентном выражении это не самый большой рост. Здесь первые пять мест занимают Турция, Армения и страны Средней Азии.
Является ли это свидетельством обхода санкций и реэкспорта запрещенных товаров в РФ? «Конечно, что это если не обход санкций?, – говорит Forbes секретарь группы Ермака-Макфола Владислав Власюк. – Мы видим это и по публичной информации о торговле, и по другим источникам».
Для этого используются именно страны Центральной Азии, Армения и Турция, поскольку они географически близки к РФ, отмечал в интервью Forbes эксперт по международной торговле и переходным экономикам Банка Финляндии Икка Корхонен.
Но обход санкций нельзя вычислить в полном объеме только с помощью официальной статистики, поскольку существует контрабанда, серый импорт, говорит казахстанский финансист Расул Рисмамбетов. Он считает позитивом, что Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан не скрывают эти данные, поэтому в случае введения новых санкций новые запрещенные товары можно будет там отследить.
«Скажут: это уже запрещено. И тем самым мы должны видеть снижение импорта в Казахстан с последующим сокращением реэкспорта в РФ», – объясняет финансист. В случае новых санкций именно западные компании должны будут сокращать экспорт в страны Средней Азии во избежание реэкспорта в Россию, добавляет Рисмамбетов.
Как свидетельствует статистика, в 2022 году западные страны очень значительными темпами наращивали экспорт на указанные рынки.
Есть и красноречивые примеры, не попавшие в топ-5. В частности, у Казахстана увеличился импорт из Италии (66%), Франции (64%), Японии (94%), Нидерландов (60%). В Узбекистане увеличился импорт из Литвы на 79%, из Бельгии на 119% (или в 2,29 раза), а из Мексики – на 7090% (с $2 млн до $144 млн, или в 71,9 раза). Примеры в Кыргызстане – Польша (4,27 раза), Нидерланды (2,51 раза), Великобритания (6,81 раза), Чехия (4,43 раза), Финляндия (8,13 раза).
Нередко серым импортом в Казахстан, Узбекистан или Кыргызстан занимаются сами россияне, недавно выехавшие из страны и ведущие теперь бизнес из Средней Азии, говорит аналитик из этого региона, который попросил не называть свое имя по причине сенситивности темы в своей стране. Хотя он и не отрицает, что местные тоже зарабатывают на этом.
«Переселились так называемые белые воротнички, открывающие собственные компании, – объясняет он. – Как пример, российскими горюче-смазочными материалами торгует якобы кыргызстанская компания. На самом деле, она зарегистрирована в Гонконге, но теперь переехала в Кыргызстан».
Удобнее обходить санкции в Кыргызстане, ведь это довольно маленькая экономика, и там раньше нередко работали с контрабандой из Китая в РФ и Казахстан, добавляет аналитик. И взятки в этой стране меньше. «Условно, в Казахстане нужно $10 000, а в Кыргызстане – $1000», – говорит он.
В то же время проверять транспорт из Кыргызстана в Казахстане не могут, ведь эти страны входят в Таможенный союз. Поэтому на границе России и Казахстана фактически нет таможни. Наибольший интерес у контрабандистов или серых импортеров вызывает высокотехнологичный импорт, указывает экономист.
«Открывают сборочный цех в Казахстане, Кыргызстане, завозят компоненты двойного назначения, – рассказывает он. – Местные власти проводят проверки, соответствует ли количество импортируемых товаров количеству установленных. Но всех не проверишь, россияне открыли в Центральной Азии несколько тысяч компаний.
Также происходит ввоз серого импорта в РФ из Турции через Грузию, потому что там тоже «прозрачная таможня», подытожил собеседник. Нарастили экспорт в Турцию и Армению в основном западные страны.
Из не вошедших в топ-5 красноречивых цифр: импорт в Армению из Литвы увеличился в 7,45 раза, из Чехии – в 2,38 раза, а из Эстонии – в 15,92 раза.
Пытаются ли закрыть эти лазейки
Масштаб таков, что россияне получают все требуемые им товары и реэкспорт из соседних стран почти полностью минует все санкционные запреты, сообщает Власюк из группы Ермака-Макфола.
Представители Украины постоянно предоставляют партнерам данные по обходу санкций, чтобы они закрывали лазейки, отмечает он. «20-40% в санкционных списках последних пакетов – это наша информация, – говорит Власюк. – Вот только что дали информацию об иностранных компонентах в «Шахедах» и « Ланцетах».
Процесс закрытия лазеек сложен, и Украина часто недовольна его скоростью, но он все же происходит, и политическая воля у партнеров закрывать пути обхода санкций есть, заключает секретарь группы Ермака-Макфола.
Так, спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид ОʼСалливан в этом году побывал в Турции, Казахстане, ОАЭ, Узбекистане, Армении, Грузии и Сербии, где говорил о необходимости закрытия в этих странах каналов обхода санкций. Совершают такие визиты и чиновники США и Великобритании.
Некоторые из этих стран открыто говорят, что не будут помогать России. Так, первый заместитель главы Администрации президента Казахстана Тимур Сулейманов уверял в марте 2022 года в интервью, что страна будет соблюдать санкционный режим. С этого времени эта политика не изменилась, отмечает Расул Рисмамбетов.
«У нас нет такого, чтобы государство стимулировало реэкспорт запрещенных товаров в Россию, – говорит финансист. – Существует осуждение как со стороны общества, так и со стороны государства».
В Узбекистане также власти заверили, что страна не желает быть площадкой по обходу антироссийских санкций.
Свежие данные по торговле свидетельствуют, что Турция и Казахстан действительно пытаются ограничить потоки запрещенных товаров в РФ, отмечал в беседе с Forbes Корхонен из Банка Финляндии. «Экспорт Турции в Россию достиг пика в декабре 2022-го и сейчас снизился на треть от этого пика. Очевидно, Турция пытается предотвратить поток товаров в РФ», – сообщал он.
В конце июня ЕС одобрил 11-й пакет санкций против России, в который включен новый инструмент противодействия уклонению от санкций. Этот инструмент должен позволить ЕС ограничить продажи, поставки, передачу или экспорт определенных санкционных товаров и технологий в определенные третьи страны, чьи юрисдикции могут быть использованы для уклонения от санкций. Применять его ЕС будет как «исключительную и крайнюю меру».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.