Почему России удается обходить международные санкции, как ей помогают Турция и Казахстан и поможет ли опыт Ирана. Интервью эксперта по международной торговле и переходным экономикам Банка Финляндии Икки Корхонена
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
«В обход через Евразию: торговые потоки в Россию через Кавказ и Центральную Азию», – такова тема диссуксии с участием руководителя отдела исследований Института переходных экономик Банка Финляндии Икки Корхонена во время исследовательской конференции, организованной в конце июня центробанками Украины и Польши.
Как россияне используют страны-соседи для обхода санкций, почему в российских ракетах до сих пор содержится большое количество компонентов из США и на что превратилась за 40 лет жизни под санкциями экономика союзника РФ Ирана? Об этом – в блиц-интервью Икки Корхонена.
Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию разговора.
«России не требуется много западных компонентов для производства ракет»
Россия уже более года под санкциями. Считаете ли вы существенным их влияние?
Я считаю, что ограничения на экспорт отдельных товаров со стороны ЕС оказали влияние. Да, Россия смогла получить подобные товары из других источников, но это гораздо меньше, чем потери в импорте, особенно из Евросоюза. К примеру, в поставках микросхем, по сути, России не удалось заменить Тайвань и Южную Корею как поставщиков высокотехнологичных товаров.
Санкции работают, но они не идеальны, поэтому важно контролировать это. Однако в целом поток высокотехнологичных и двойного использования товаров в Россию фактически значительно снизился.
По данным санкционной группы Ермака – Макфола, большинство компонентов российских ракет были произведены в США. Как это стало возможным?
Если исходить из того, что Россия производит, скажем, 20–30 ракет в месяц, им нужно не такое уж большое количество необходимых компонентов. Также, если я правильно понимаю, они не слишком сложные. Так что вы можете найти где угодно в мире. Условно, даже на большом рынке в Сингапуре или Гонконге. Купить, скажем, «чемодан» этих компонентов и просто отвезти его в Москву – этого будет достаточно для многих ракет. Такие виды транзакций действительно очень трудно избежать.
Что позволяет России обходить ограничения? Вероятно, речь идет об определенных концептуальных прорехах в системе мировой торговли?
Например, Китай или Турция могут производить такие же или очень похожие товары (как и западные страны. – Forbes) и экспортировать их в Россию. Это не незаконно, поскольку эти страны не присоединились к санкциям.
Есть свидетельства, что некоторые товары, которые Россия ранее импортировала из ЕС, теперь проходят через третьи страны, такие как Турция, Казахстан или Армения. И особенно ЕС сейчас пытается ограничить этот поток. Следовательно, это основные пути, которыми россияне пытаются адаптироваться к санкциям.
«Экспорт Турции в Россию снизился на треть от пика в декабре 2022-го»
Можно ли сосчитать, сколько эти краны зарабатывают на том, что помогают РФ?
Мы можем оценить объемы импорта и экспорта, но не знаем, сколько заработала конкретная компания в Армении, действуя в качестве посредника в этом процессе. Но, очевидно, они что-то зарабатывают, иначе в этом не было бы смысла.
После 2014 года, когда Россия впервые оказалась под санкциями, кажется, крупнейшим бенефициаром этого стала Беларусь, где произошел значительный рост объемов внешней торговли. Кто в этом смысле больше всего выделяется сейчас?
К названным Турции, Казахстану или Армении можно добавить Кыргызстан. Но интересно, что экспорт Турции в Россию достиг пика в декабре 2022-го и сейчас снизился на треть от этого пика. Очевидно, Турция пытается предотвратить поток товаров в РФ. Наверное, схожие вещи происходят в Казахстане.
Значит ли это, что торговое сотрудничество с Россией может в конечном итоге стать невыгодным для этих стран?
Как мы знаем, представители ЕС и США даже посещали эти страны, пытаясь убедить их, что помощь России в избежании санкций может быть не слишком полезна для них в долгосрочной перспективе.
Способна ли РФ создать долгосрочный канал обхода санкций или в любом случае все ее «санкционные» партнеры будут демонстрировать ту же динамику, что вы описали на примере Турции?
Я думаю, в целом для всех товаров, не только санкционных, Китай стал гораздо более важным партнером России, чем раньше. Примерно 40% или, возможно, даже 50% импорта России теперь происходит оттуда. РФ стала очень зависима от Китая.
Может ли РФ использовать для избежания санкций более далекие страны – Африки, Латинской Америки?
Я думаю, это было бы очень сложно. Страны Центральной Азии, Армения и Турция используются, потому что находятся географически близко. Но если бы вам приходилось отправить компоненты, скажем, сначала из Нидерландов в Бразилию, а затем в Россию, расходы на транспортировку увеличились бы достаточно резко.
Мы уже говорили о Китае, но что вы скажете насчет других стран БРИКС? Бразилия, Индия, Южная Африка. Увеличилась ли или уменьшилась их важность для России с точки зрения торговли с начала войны?
С точки зрения импорта Индия не очень важна для РФ, но в экспорте это даже стало проблемой, поскольку Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти. У Индии просто нет товаров, которые Россия или российские компании хотели бы купить. Поэтому их двусторонний обмен очень несбалансирован.
В каких сферах Россия все еще остается важной составляющей глобальной торговой системы?
В сырьевом секторе, в некоторых продовольственных товарах, удобрениях и некоторых металлах. Поэтому если Россия исчезнет с этих рынков, для многих стран цены, например, на продукты питания значительно возрастут. Кроме того, вести сельское хозяйство во многих странах станет сложнее. В частности, Бразилия покупает значительное количество удобрений именно в России.
«Экономика Ирана стала более примитивной. Что-то подобное произойдет и в РФ»
Россия и Иран – две подсанкционные страны, пытающиеся сотрудничать. Какие основные пути помогают им избежать международных ограничений?
Поскольку иранцы находились под санкциями так долго, они нашли способы производить разные вещи без иностранных компонентов. Думаю, Россия пытается учиться на их примере, а для Ирана важны российское продовольствие и удобрения. Еще одна область кооперации – финансы: РФ сотрудничает с иранскими банками, пытаясь обойти санкции.
Reuters недавно описывало планы России и Ирана создать новый торговый маршрут через Каспийское море и территорию Ирана, их порты. Сможет ли это сделать эти страны более неуязвимыми к санкциям?
Через три или пять лет, я уверен, они построят, по крайней мере, часть транспортной инфраструктуры между собой. Это будет способствовать двусторонней торговле, но я не думаю, что общее макроэкономическое влияние будет столь велико.
Иран живет под санкциями более 40 лет. Какие характеристики экономики помогли им выжить под этим давлением?
Санкции оказали сильное влияние на экономику Ирана. Но в целом, экономики достаточно устойчивы. Они могут быть менее эффективны, но страна может научиться жить с этим. Например, в Иране преобладают не слишком современные автомобили, но они ездят и выполняют свою основную функцию. Вместе с тем санкции делают Иран и, я думаю, Россию тоже более уязвимы к шокам. Скажем, если цена нефти упадет на 20%, думаю, обе страны пострадают больше, чем могли без санкций.
Как сильно экономика Ирана регрессировала за время санкций?
В некоторых областях санкции действительно тормозят прогресс. Но есть и исключения, например ядерная отрасль, как мы видим в Северной Корее. То есть, когда у тебя есть ресурсы для определенных секторов, можно достичь результатов.
Однако общее благосостояние обычных иранцев очень пострадало из-за санкций. Прирост реального дохода был медленным или нулевым. Люди пользуются подержанными машинами, иранские авиакомпании все еще летают на самолетах возрастом 35–40 лет, потому что не могут получить новые и так далее. Да, они научились жить с санкциями, но экономика стала примитивнее, чем она могла бы быть. И я думаю, что если санкции будут действовать длительное время, похоже, что-то подобное произойдет и в России.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.