Украина стала первой страной, реализующей на практике механизм конфискации активов россиян, причастных к ведению войны. Заместитель министра юстиции Ирина Мудра о главных трудностях процесса, будущих исках против подсанкционных россиян и механизме компенсации пострадавшим от агрессии РФ
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Конфискация активов России и ее граждан в Украине должна пополнить фонд восстановления, но процесс столкнулся с рядом проблем.
Причины? Продолжительные поиски активов, проблемы с правоохранителями, хрупкая работа парламента, а также отсутствие достаточного количества юристов в Минюсте, который и доказывает в суде необходимость конфискации тех или иных российских активов, говорит заместитель министра юстиции Ирина Мудра, 47.
В Минюсте она отвечает за взыскание активов россиян в Украине. Во время интервью Forbes она показала стопку документов более чем на 150 страниц – самый большой иск министерства о конфискации российского имущества.
Какие главные препятствия в процессе конфискации, почему международные партнеры медленнее действуют, чем украинские коллеги, и каким будет механизм, по которому украинцы смогут взимать компенсацию с России?
Проблемы с конфискацией российских активов
Как Минюст сотрудничает с правоохранительными органами? Есть ли на этом направлении проблемы?
Минюст подал около 13 000 обращений в правоохранительные органы. Понятно, что правоохранители занимаются не только этими запросами, но и собственными расследованиями, которых стало больше после начала полномасштабной войны. Не всюду сформированы отдельные команды, которые занимаются санкционной политикой, но у всех есть ответственные лица, контролирующие процесс.
С определенными органами были проблемы вначале, например с АРМА. Бывало, что на наши обращения нам сбрасывали сотни страниц из реестров, без какой-либо их структуризации или анализа. АРМА не делала аналитические справки, как это делают другие правоохранительные органы. Минюст тратил собственный ресурс, чтобы проработать эти документы. Сейчас сотрудничество нормализовалось.
В 80% случаев в отношении субъектов, по делам которых мы подаем в суд, возбуждены уголовные производства. Это дела, которые тянутся с 2014 года, их фабула несколько иная, чем нужно для взыскания. Например, уклонение от налогообложения, злоупотребление должностным положением. Поэтому правоохранителям нужно обновлять информацию по этим делам уже по запросу Минюста.
Хватает ли Минюсту ресурсов?
В департаменте санкционной политики Минюста сейчас около 20 человек. Этого недостаточно, пока у нас открыто еще около 10 вакансий. Непросто найти юриста, который может профессионально анализировать структуры собственности крупных бизнесменов и бизнес-групп. Если взять дела, которые уже прошли ВАКС, то реальные бенефициары скрывались за многослойными структурами, зарегистрированными в основном в оффшорных юрисдикциях, трастах и т.д.
Доказательство связи между подсанкционным российским бизнесменом и активами – долгая и сложная аналитическая работа. К тому же на другой стороне очень сильные оппоненты, которым хорошо платят и у них большая мотивация отстоять дело в суде.
Конечно, Минюст не может поставить против них рядового юриста, нам нужны специалисты такой же квалификации, но предложить аналогичную зарплату – не можем. Средняя зарплата юриста – 30 000–40 000 грн. Юристы же на другой стороне получают по несколько тысяч евро за дело.
Нам нужны специалисты, которые будут работать по внутренней мотивации. Такие люди есть, их нужно искать.
Под санкциями находятся 6800 юридических и физических лиц. Сколько из них находятся в Украине?
Мы отправляем запросы в правоохранительные органы по всем подсанкционным лицам. По результатам ответов составляем карту, у кого и сколько активов на территории Украины.
Сейчас предварительный анализ показывает, что активы в Украине около 300 человек, это включая активы в аннексированном Крыму и на временно оккупированных территориях. Из них 40–50 субъектов – так называемые олигархи, активы которых могут действительно работать на экономику страны.
Но, например, среди активов президента-беглеца Виктора Януковича большое количество произведений искусства, трудно представить, как они могут работать на экономику государства во время войны.
Почему тогда из 19 исков Минюста в ВАКС только пять против российских бизнесменов и 11 против ректоров и нардепов РФ, имеющих недвижимость только в Крыму?
В нашей команде есть старшие и младшие юристы, которые занимаются исками разной сложности. Нет смысла младшим юристам давать иск на десятки ответчиков и со сложными структурами собственности, где задействованы сотни компаний.
Младшие юристы занимаются делами типа подсанкционных ректоров, которые не нуждаются в дополнительной аналитической работе и имеют простую структуру собственности. На таких делах они нарабатывают опыт.
Минюст не может взять высокопрофессиональную команду исключительно старших юристов, на это не заложены средства в бюджете.
Дела VS Energy, Фридмана и Дерипаски
Сколько уходит времени на подготовку одного дела, если речь идет о крупном российском бизнесе?
Все громкие имена российских предпринимателей уже в работе. Мы не можем халатно сформировать кейс и потом отбиваться в ЕСПЧ или в Международном инвестиционном арбитраже от исков. Не всегда начальные ответы, которые мы получаем от правоохранителей, удовлетворяют критерии доказательной базы, которую можно отстоять в национальном суде, а впоследствии и в международном.
Есть разные кейсы. Например, причастность личности к активам очевидна в делах Евгения Гинера и PINBank или в отношении компаний российского бизнесмена Михаила Шелкова. На формирование исков по менее сложным структурам уходит несколько месяцев (2–4 месяца).
В то же время мы сейчас финализуем иск относительно группы лиц, которая имеет влияние на 60% экономики Украины и укоренялась в ней с 2000-го. В этой группе 68 третьих лиц, имеющих опосредованное влияние, и девять ответчиков. Это под 1000 разных компаний. Каждую из них нужно проанализировать, получить выписки из реестров и предоставить вопросы в правоохранительные органы, обратиться к международным партнерам, потому что понятно, что есть большое количество оффшорных юрисдикций. По таким кейсам сбор информации может продолжаться более полугода. Поэтому санкции были наложены в октябре, а иск только сейчас, так как мы ожидали информацию из других юрисдикций.
Иск финализируется, в нем более 150 страниц. Это будет самое громкое дело за все время работы Минюста в части взыскания санкционных активов.
Описанная вами компания похожа на VS Energy.
Не могу это комментировать, скоро будут официальные сообщения.
Все-таки по поводу VS Energy. В конце мая были наложены санкции на кипрские оффшорные компании, которые относятся к этой бизнес-группе. Значит ли это, что Минюст готов национализировать активы компании? О каких именно активах идет речь?
Минюст был предметно готов, как только вышел первый указ президента о введении санкций Александру Бабакову. Это было 7 сентября 2022 года. В октябре были указы по Евгению Гинеру и Михаилу Воеводину. Мы эту работу ведем с самого начала. Олигархические группы, обладающие значительными активами и оказывающие значительное влияние на экономику в Украине, отрабатываются с момента введения санкций.
VS Energy связывают с сетью отелей Premier Palace и облэнерго. Есть ли понимание, какими активами еще владеет группа?
Это не ограничивается тем, что вы озвучили. Активы находятся в энергетической отрасли, недвижимости, финансовом и гостиничном секторе. В ближайшее время мы увидим весь список активов этой группы.
Недавно нардепы со второй попытки приняли закон о национализации Sense Bank. Открывает ли это путь для национализации других активов российского бизнесмена Михаила Фридмана («Моршинская», «Киевстар»)?
Мы уже взялись за активы Фридмана, отрабатываются как основания применения санкции взыскания в доход государства, так и наличие активов и связанность с ними, формируется доказательная база.
Если будет доказано, что Фридман имеет непосредственное отношение к «Киевстару» или «Моршинской», будем подавать иск в ВАКС на взыскание таких активов в доход государства. Что делать с ними, должен решать Фонд государственного имущества согласно принятому закону №8250.
6 июня суд продолжил рассмотрение апелляции по делу российского бизнесмена Олега Дерипаски. Почему апелляция затянулась на полтора месяца?
Это вопрос к суду. Они пропустили все сроки. Решение вынесено еще в феврале. Но активы заблокированы, поэтому какие-то движения по ним маловероятны.
Правда ли, что однажды заседание не состоялось из-за якобы атаки на сервер ВАКС?
Да, формальная причина была такова.
По делу Жежелевского и Хустского карьеров с Минюстом судится украинский бизнесмен Игорь Мазепа. На какой стадии это дело?
Я не владею информацией о подаче иска Мазепой в Минюст. Наша позиция будет сформирована после того, как увидим требования и обоснование иска. Однако сразу отмечу, что любое отчуждение активов во время действия санкций является нарушением украинского законодательства (Игорь Мазепа, Игорь Завиновский, Виталий Антонов, Василий Даниляк и их партнер из Германии Флориан Гут приобрели оба карьера в конце 2021-го у крупной компании. .Дерипаска имеет неконтрольный пакет акций в ней. В феврале 2023-го это стало поводом для ВАКС конфисковать эти активы в пользу государства, – Forbes).
Претендуют ли украинцы на международные активы РФ
Конфискация международных активов продвигается пока затруднительно. Почему?
Для того чтобы конфисковать активы, нам нужно доказать, что действия конкретного лица причинили вред территориальной целостности, безопасности, суверенитету Украины. Например, доказываем, что Владимир Евтушенков владеет долями в частных российских компаниях, которые производят беспилотники, непосредственно используемые Россией на территории Украины.
По такому пути должны идти и другие страны, где хранятся российские активы. Но пока никто не хочет быть первооткрывателем, потому что на Западе тема частной собственности очень сенсетивна. Нужна единая позиция по этому поводу, например, ООН. Тогда процесс должен сдвинуться с места.
Есть ряд стран, которые хотят по этому пути идти, например страны Балтии. Но у них нет большого количества активов россиян.
По частным активам есть результаты через процесс по обходу санкций. Он действует в США и Канаде, но пока не действует в Европе. Относительно суверенных активов немного проще, потому что для ограничения суверенного иммунитета, которым пользуются принадлежащие государству активы, достаточно признания акта совершения агрессии против другой страны. Агрессия России неоднократно подтверждена и признана. В мае был создан Международный реестр ущерба, и это уже первый шаг к запуску компенсационного механизма.
Как будет работать компенсационный механизм?
Этот концепт 14 ноября поддержала Генассамблея ООН, резолюцию поддержали 94 страны.
Требуется несколько компонентов. Первый – создание интернационального реестра убытков. Он будет расположен в Гааге и будет собирать всю информацию о повреждениях, ущербах, вреде здоровью и жизни и тому подобное. Это обо всех видах ущерба.
Любой гражданин Украины или иностранец, любой бизнес смогут подать заявки в этот реестр. Есть три основных критерия для подачи заявки:
- ущерб, причиненный после 24 февраля 2022 года;
- это произошло на территории Украины;
- вред, причиненный в результате военной агрессии.
Мы уже подписали договоры с 41 страной по созданию этого реестра плюс ЕС. Еще три страны проходят процедуры согласования. Это все страны G7, большинство европейских стран, США, Канада.
Вторая компонента – компенсационная комиссия, которая будет рассматривать то, что внесено в реестр, и будет принимать решение о присуждении компенсаций. Будет специальная форма подачи заявки, правила формирования доказательной базы, все это Минюст будет коммуникировать населению.
Третья компонента – компенсационный фонд. С него люди и смогут получать деньги. Фонд прежде всего должен наполняться суверенными активами РФ, то есть золотовалютными резервами.
Реестр должен заработать уже в сентябре. Далее мы работаем прежде всего с G7 (потому что если они согласятся, остальные присоединятся) над заключением международного многостороннего соглашения по созданию компенсационной комиссии и фонда.
Когда такое соглашение будет подписано, обязаны быть введены конфигурации в государственных законодательствах государств-подписантов, чтобы сделать собственную конфискацию суверенных активов РФ.
Ведет ли правительство переговоры с европейскими партнерами по поводу получения дохода от замороженных активов?
Да, это обсуждается. Практически доходы с этих активов являются также собственностью РФ. Мы говорим о тех же юридических сложностях (которые есть с конфискацией самих золотовалютных резервов, – Forbes ). Поэтому нам лучше, чтобы были конфискованы активы [а не получены доходы с них]. Механизм передачи дохода Украине может быть использован до момента создания компенсационного фонда.
Но, во-первых, мы пока не понимаем, о какой сумме доходов идет речь. Во-вторых, что именно это за средства – деньги, золото, облигации? И насколько быстро международные партнеры могут извлечь реальную выгоду от этих денег? К примеру, если это деньги, то их нужно куда-то вложить. Как получить доходы от золота, если его нельзя продать? Это тоже большой вопрос.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.