Сегодня помимо глобального прироста населения, изменений климата и дефицита воды продовольственный кризис в мире усугубила еще и война в Украине. Если подробнее проанализировать эту проблему и пути ее решения, инвесторы именно сейчас могут найти достойные проекты для инвестирования. Глубже о проблемах, подрывающих продовольственную безопасность в мире, и о кризисных возможностях для финансирования рассказывают основатель инвесткомпании Blackshield Capital AG Максим Корецкий и ее партнер Илья Кислицкий
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Инвестиции в товарные рынки, классически, рассматриваются в нескольких основных категориях: ископаемое топливо (нефть, газ, уголь), производственная перспектива (медь, сталь, алюминий) или защитное инвестирование в драгоценные металлы (золото, серебро, металлы платиновой группы).
Продовольственным активам в контексте инвестирования отводится менее значимая роль. Обострение продовольственного кризиса, в том числе обусловленное войной России против Украины, может повлиять на приоритеты инвесторов.
- Категория
- Мир
- Дата
Четыре проблемы, подрывающие продовольственную безопасность в мире
Геополитическое напряжение
Украина обеспечивает 10% мирового рынка пшеницы, 15% рынка кукурузы и 13% рынка ячменя, по данным Еврокомиссии. К тому же мы являемся основным поставщиком подсолнечного масла – 50% мировой торговли.
Сокращение поставок продовольствия в связи с войной привело к повышению цен на сырьевые товары и усилению протекционистской политики в экспорте.
Например, Индонезия ввела запрет на экспорт пальмового масла, а Индия ограничила экспорт пшеницы. Угроза прекращения Черноморской зерновой инициативы влечет еще более ощутимые глобальные последствия.
Российская агрессия против Украины сказалась не только на агропроизводстве непосредственно в нашей стране, но и на глобальных поставках удобрений, что в свою очередь негативно влияет на урожайность, поскольку не всегда можно заменить одно питательное вещество другим.
Глобальный прирост населения и изменение климата
В ООН прогнозируют рост населения планеты на 21% – до 9,7 млрд в 2050 году. С учетом такой динамики, отмечает издание National Geographic, нужно, по меньшей мере, удвоить производство сельхозкультур. Ведь кормить придется не только людей, но и домашний скот, потребляемый около 75% населения.
Впрочем, экстремальные погодные условия ограничивают возможность увеличения производства: повышение температуры, засушливые периоды, ураганы. С 1970 года они наносили ущерб на сумму $3,6 трлн. По данным Корнелльского университета, полученным в результате масштабного моделирования, текущий уровень с/х производства на 20% ниже, чем он мог бы быть без изменений климата.
Ограниченность водных ресурсов
Вода становится дефицитом, а ее стоимость растет. По разным оценкам, глобальная цена питьевой воды выросла на 250% за последние пять лет. Институт мировых ресурсов счел, что обеспечение общества водой к 2030 году может стоить более 1% ВВП в год, или примерно $0,29 в день на человека.
Инвестиции, по мнению специалистов Института, следует направлять на более эффективную и чистую транспортировку воды и улучшение ее очистки. Экономические выгоды от такой инвестиционной деятельности трудно переоценить: каждый доллар, вложенный в санитарию и доступ к воде, по самым скромным подсчетам, способен принести $6,8 прибыли в результате улучшения здоровья людей и производительности.
Это очень экологичный, но, возможно, не для всех инвесторов очевидный вариант вложения финансов в стратегические ресурсы.
Кризисные возможности
Нарастающий продовольственный кризис, помимо глобальной угрозы, несет и возможности для инвесторов помочь планете и получить достойные возвращения на свои вложения.
Далее – несколько вариантов реализации такой стратегии win-win.
1. Инвестировать в технологические разработки для повышения эффективности использования земли в агропроизводстве.
Текущее расширение посевных площадей ограничено. Единственным реальным способом увеличения объемов агропроизводства может стать инновационная составляющая этого процесса: ведение агробизнеса в контролируемой среде, редактирование генов, выращивание ГМО культур и использование биологической защиты растений.
Тепличные технологии – отрасль, хорошо себя зарекомендовавшая и развивающаяся особенно активно в Европе и некоторых регионах США. Она обладает огромным потенциалом, особенно в разрезе будущих проблем, связанных с дефицитом и стоимостью воды. Ведь ее количество, необходимое для вертикальных и горизонтальных теплиц, в разы меньше, чем для открытого грунта.
Сегодня в секторе новейших агротехнологий много интересных частных компаний, которые пока не вышли на биржу, но могут это удачно сделать в течение следующих лет.
К примеру, компания Oerth Bio – совместное предприятие, созданное известными компаниями Bayer и Arvinas для разработки инновационных решений для защиты урожаев от заболеваний. По разным оценкам, потенциальный среднегодовой рост проекта может составлять 30-40%.
Не менее интересен с инвестиционной точки зрения проект CoverCress. Пока это непубличная компания, принадлежащая компаниям Bayer, Bunge и Chevron. Ученые CoverCress взяли обычный сорняк и, отредактировав его гены, создали покровную культуру, пригодную для производства масел и биотоплива. Бизнес-модель состоит в том, что семена раздаются фермерам бесплатно. К тому же они еще получают плату за выращивание культуры. Урожай компания использует для производства кормов (для Bunge) и масел для производства биотоплива (для Chevron). Прогнозы вдохновляют: к 2027 году компания вырастет примерно в восемь раз.
2. Классическое инвестирование в акции публичных компаний аграрной и пищевой промышленности.
В последнее десятилетие общий рынок пищевых продуктов и безалкогольных напитков вырос на 5%. Развивающиеся рынки показали прирост 8%, развитые рынки выросли на 2%, а Ближний Восток и Африка – на 10%. В следующем десятилетии рост будет связан с заменителями мяса и морепродуктов, энергетическими напитками, кормами для домашних животных.
Факторы роста доходов компаний сектора: увеличение объемов продаж в 2020 году, обусловленное пандемией, за которым последовал рост цен из-за инфляции. В результате за последние несколько лет компании достигли исключительных уровней органического роста.
К примеру, крайне консервативный диверсифицированный холдинг Mondelez вырос на 40% с минимумов 2020-го (несмотря на падение фондового рынка 2022-го), а мультинациональный производитель шоколадной продукции Hershey до недавнего времени вырос на 150%.
Самыми устойчивыми могут оказаться стратегические инноваторы – компании, которые не только работают в перспективных направлениях, но и способны: к самофинансированию – Bayer и Corteva, вертикальному земледелию (оценка среднегодового роста CAGR около 12%) – Signify, выработке химикатов – китайская Yangnong Chem, удобрений – Yara, биотоплива – Neste.
В списке инвестиционно привлекательных активов – Deere Co. и CNH Industrial NV. Обе крупные индустриальные компании в последнее время делают акцент на технологиях, включая полуавтономное и автономное земледелие, увеличение урожайности и уменьшение затрат. Это позволит фермерам смягчить эффекты явно выраженной сезонности сельского хозяйства.
Обе компании принадлежат к консервативному профилю, обычно платят дивиденды около 2-3% и растут в среднем на 6-12% в год.
Какую долю в сбалансированном инвестиционном портфеле могут занимать акции компаний аграрного, продовольственного и соприкасающегося секторов (в рамках темы продовольственной безопасности)? От 10% до 50% в зависимости от макроусловий.
Акции химической индустрии циклические и динамично растут на циклическом росте экономики – в среднем на 30-40%. Акции продовольственного сектора с эластичными ценами могут быть резистентными к экономическим потрясениям (например, акции Pepsi выросли на 47% за последние три года). Поэтому формирование портфеля из данных секторов – это, безусловно, постепенный процесс для консервативных стратегических инвесторов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.