Правительственный законопроект №11416 о повышении налогов возмутил украинский бизнес. 31 июля Совет предпринимателей уже встречался с представителями Офиса президента, Кабмина и Верховной Рады и пытался убедить их в ошибочности идеи. Ключевой месседж бизнеса – власти должны сконцентрироваться не на повышении налогов, а на детенизации экономики. С этим согласен и соучредитель инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа. Почему же украинский бизнес так враждебно воспринимает идею повышения налогов
Снова мы «неожиданно» пришли к тому, что в государственном бюджете не хватает денег на финансирование армии. А международная поддержка, как финансовая, так и военная, «вдруг» оказывается недостаточной, чтобы покрыть все неотложные потребности Сил обороны Украины.
Конечно, в такой ситуации правительству приходится рассчитывать на внутренние ресурсы. Но ставку власти делают не на том, чтобы экономить невоенные расходы, сокращая раздутый государственный аппарат. Не на борьбе с неэффективностью государственных компаний или же с теневыми схемами на таможне и схемами по продаже подакцизных и других товаров. Не на борьбе с коррупцией, с которой, как оказывается, у нас «все хорошо».
Нет, правительство идет по самому простому пути: предлагает увеличить налоги и выпустить еще больше государственных ценных бумаг.
Бесперспективность решения: три проблемы
Этот путь, возможно, и выглядит самым простым, но он бесперспективен. Он способен лишь временно «залечить» некоторые симптомы. Вместо этого создаст новые проблемы для Украины.
Главная проблема – это усиление недовольства бизнеса, а значит, уменьшение и так хрупкого доверия к власти.
Вторая, более глобальная проблема – правительство будет считать, что «уже все решило», а значит, все реформы можно отложить еще на какое-то время. Это усилит недоверие к украинским властям не только внутри страны, но и среди международных партнеров Украины.
Как следствие – больше критики правительства в международных медиа и еще более существенное уменьшение поддержки Украины западными партнерами. В результате – еще большая потребность повысить ставки налогов в будущем. И еще большее недоверие от бизнеса, сокращение экономики, рост теневых схем и отток капитала. Так мы просто потеряем страну.
Более того, новые прямые налоги на бизнес и доходы граждан могут даже ухудшить нашу обороноспособность. Украинцы активно помогают Силам обороны донатами, и эти средства тратятся более эффективно, закрывая точечные проблемы государственного финансирования обороны. Вынужденные платить больше налогов, украинцы больше не будут зарабатывать, а значит, ресурсов на донаты у них останется меньше. Соответственно, часть их сегодняшних донатов будет просто собираться неэффективной государственной машиной, а точечные проблемы в войске будут разрастаться.
Бизнес четко видит разницу
Вас не удивляет, почему украинский бизнес, который любит отчитываться о своих донатах для Сил обороны, так враждебно воспринимает идею повышения налогов? Вроде бы и донаты, и большие налоги усиливают нашу оборону.
Но нет, бизнес четко видит разницу. Своим сопротивлением повышению налогов бизнес сигнализирует, что не доверяет правительству. А если в действующих условиях правительство хочет еще больше «доить» бизнес, недоверие может перейти в саботаж. Соответственно, 130–140 млрд грн, которые правительство планирует получить от больших налогов уже в этом году, оно точно не сможет собрать. Зато станут богаче наши правоохранители и таможенники, которые будут прикрывать все большие потоки по теневым схемам.
Так что просто повысить налоги не получится. Украинцы могут терпеть разве что увеличение уровня определенных косвенных налогов. Но взамен они должны получить четкий план действий от правительства: как его борьба с теневыми схемами и неэффективностью государственного аппарата улучшит как ситуацию в государственном бюджете, так и восприятие нашей страны на Западе. Следовательно, приведет к существенному увеличению финансирования бюджета уже в ближайшее время.
Это все нужно было делать еще в прошлом году, ведь еще тогда было очевидно, что запланированного финансирования нашей обороны в этом году катастрофически недостаточно. Но это еще можно сделать сегодня.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.