В августе Украина получила рекордную месячную сумму иностранной помощи – $4,6 млрд. Это не только позволило правительству закрыть большинство бюджетных нужд, а НБУ не наращивать печать гривни, что, в свою очередь, снизило давление на валютный рынок. Впервые с начала войны совокупные поступления в госбюджет превысили расходы (которые также в этом месяце были рекордно высокими). Но значит ли это, что государству хватит денег и на оставшиеся четыре месяца года?
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
В августе впервые с начала полномасштабной войны с Россией совокупные поступления в государственный бюджет превысили расходы: 305,6 млрд грн против 256,6 млрд грн, свидетельствуют данные Министерства финансов. Значит ли это, что ситуация в госфинансах наладилась и уже не столь критическая, как в первые месяцы войны?
Технически – да. Результат августа стал возможным благодаря рекордной сумме внешней помощи в течение месяца и лучшему поступлению от налогов. Однако успехи могут не повториться, в то время как старые проблемы останутся и в последние месяцы года. В частности, большие долги перед военными, неравномерность поддержки от партнеров и риски сверхсложного отопительного периода.
Где государство будет брать деньги?
Как деньги США, ЕС и даже Албании помогли госбюджету в августе
Суммарные поступления в бюджет в июле были существенно ниже: около 250 млрд грн. В августе госфинансы очень поддержала рекордная помощь партнеров – почти $4,6 млрд.
В целом внешняя помощь с начала войны составила $17,42 млрд, или 55,9% от общего финансирования бюджета. Для сравнения: НБУ, финансирующий бюджет путем эмиссии или необеспеченной печати гривни, предоставил правительству эквивалент в $9,3 млрд.
В августе Украина получила €1 млрд кредита от ЕС, €200 млн от Италии, $350 млрд от Канады, $88 млн от Всемирного банка и $1 млн гранта от Албании (первый финансовый взнос этой страны). Наибольшим вкладом стали грантовые средства в размере $3 млрд, предоставленные США через Всемирный банк.
В июле общая сумма иностранного финансирования составила $2,7 млрд (все полученные средства были грантовыми – $1,7 млрд от США и €1 млрд от Германии).
По словам министра финансов Сергея Марченко, по итогам года Украина рассчитывает получить около $30 млрд внешней помощи. В сентябре ожидается последний транш гранта США – $1,5 млрд. Также Минфин ждет в сентябре и в начале октября макрофинансовой помощи от ЕС (еще около €8 млрд).
Бизнес снова платит налоги
Другой позитив – лучшие результаты по фискальным поступлениям (налоги, сборы и таможня). Финансирование госбюджета за счет собственных ресурсов в августе составило около 134 млрд грн, подсчитал заместитель главы финансового комитета Верховной Рады Ярослав Железняк (фракция «Голос»).
Из них 70 млрд дали налоги, что на 17% больше по сравнению с августом прошлого года. С учетом возмещения НДС экспортерам, по оценке Железняка, чистые налоговые доходы составили около 61–63 млрд грн. Еще 30 млрд грн поступило от таможни (+31%, или 7,1 млрд грн по сравнению с июлем).
Своими успехами налоговая обязана возобновлению экономической активности. Лучшим результатам таможни способствовали возобновление с 1 июля довоенного налогообложения импорта и возврат ввозных пошлин, а также снижение курса гривни.
Влияние оказала и разблокировка части морских торговых портов для экспорта зерновых в начале августа. Это должно принести экономике 5,5 млрд в 2022 году, посчитали в KSE Агроцентре. Соглашение подписано на 120 дней и включает только порты Одесской области, но впоследствии оно может быть продлено и охватить и порты Николаева, говорится в августовском экономическом обзоре Центра экономической стратегии.
Министерство финансов, напротив, в августе привлекло посредством военных гособлигаций рекордно малые 10,8 млрд грн. НБУ вместе с тем второй месяц подряд финансирует бюджет в пределах заявленного ранее потолка в 30 млрд грн. К примеру, в июне регулятор напечатал для правительства 105 млрд грн, более трети из общей суммы, предоставленной с начала войны.
Сколько Украине стоит война
Впрочем, даже при условии, что все средства от международных доноров будут поступать вовремя и стабильно, а ситуация в экономике по крайней мере не будет ухудшаться, получаемых госбюджетом поступлений может не хватить на последующие четыре месяца. Потребность в финансировании бюджета по-прежнему составляет $5 млрд в месяц, о чем постоянно говорят украинские политики и члены правительства.
Своих доходов Украине не хватает даже на покрытие расходов на оборону. Общие госрасходы за первые семь месяцев текущего года составляют 1,366 трлн грн. То есть в среднем государство тратило в этом году ежемесячно около 195 млрд грн.
Августовские расходы в размере 256,6 млрд грн – наибольшие с начала войны. Предыдущий пик был в июне (248,7 млрд грн), в то время как в июле расходы снизились до 174,9 млрд грн. Чем объяснить такой прирост в августе? Правительство погашало задолженность перед сектором обороны, говорит Железняк. По его словам, задолженность государства перед военными до сих пор составляет десятки миллиардов гривен.
По данным НБУ, в январе – июле 2022 года на оборону и сектор общественного порядка государство потратило 612,8 млрд грн, или почти 45% всех расходов сводного бюджета. В июле только на денежное содержание военнослужащих государство потратило 62 млрд грн. При этом правительство не может использовать международную помощь для военных нужд.
Исходя из статистики расходов за последние месяцы, можно предположить, что при текущей военной ситуации расходы на оборону стабилизировались, отмечено в обзоре ЦЭС. Однако страна продолжит страдать от ущерба, нанесенного войной, и нуждаться в новых средствах. В третьем и четвертом кварталах этого года украинская экономика сократится на 37,5% по сравнению с 39,3% во втором квартале, что в целом за год даст падение на 33%, ожидают в НБУ.
Впереди отопительный сезон. Наибольшие риски связаны не с нехваткой газа или угля, а прежде всего с возможными атаками РФ на энергетическую инфраструктуру в периоды пиковых нагрузок. Вместе с тем потребление газа в стране сократилось примерно на 40%, отмечает в отчете ЦЭС Евгений Червяченко, консультант Berlin Economics. «При благоприятной внешней и внутренней ситуации накопленных запасов будет достаточно для удовлетворения спроса», – считает Червяченко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.