Центр экономической стратегии подготовил обширный отчет о том, как украинская экономика преодолевала последствия российской агрессии. Несмотря на то, что война длится почти весь год, россиянам не удалось нанести Украине катастрофический экономический удар. Впрочем, эффект был значительным. В чем он состоит? Forbes отобрал семь графиков из отчета.
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
«Решать проблемы по мере поступления» – принцип, который в этом году стал вынужденным девизом министра финансов Сергея Марченко, 41.
В апреле, во время поездки в Вашингтон на «Весенние встречи» МВФ и Всемирного банка, украинская делегация обсуждала с потенциальными донорами bridge to new normal на несколько месяцев, рассказал он, выступая на презентации отчета Центра экономической стратегии (ЦЭС) о состоянии украинской экономики состоянием на декабрь 2022-го.
Вторжение РФ, продолжающееся 10 из 12 месяцев года, значительно дольше любых прогнозов, могло разрушительным образом повлиять на украинскую экономику. Но этого не произошло, несмотря на тяжелые потери территорий, ключевых предприятий и логистических путей, вынужденную эмиссию гривны и ежемесячный дефицит госбюджета до $5 млрд.
«Мы уже не думаем, что война закончится завтра, – констатирует Марченко. – Так проще – когда ты делаешь свою работу, понимая, что война закончится «когда-то», но это зависит не от тебя».
Если 2022-й был временем быстрых ответов на сверхсложные вызовы, то 2023-й станет годом решений на более длительное будущее, говорит исполнительный директор ЦЭС Глеб Вышлинский.
С чем украинская экономика завершает самый драматичный год за время независимости и какие вызовы предстанут перед ней в 2023 году? Forbes публикует семь самых красноречивых графиков из отчета ЦЭС.
Это сокращенные и отредактированные для ясности выборки из документа.
Что потеряла Украина: от метзаводов до минных полей
Еженедельно в течение февраля–сентября Украина теряла по $4 млрд стоимости активов. «Украина платит за свою стойкость большую цену, чем западные партнеры вместе взятые», – говорится в отчете. Прямой ущерб от войны по состоянию на начало декабря оценивается в $135,7 млрд. Косвенный – еще в $165,5 млрд. «Это минимальные оценки», – отмечает старший экономист ЦЭС Дмитрий Горюнов.
Уже в первые месяцы вторжения ключевая для Украины отрасль черной металлургии потеряла около трети активов. Разрушены второй и третий по размерам металлургические заводы страны – «Азовсталь» и ММК им. Ильича, поврежден и остановлен Авдеевский коксохимический завод, осенью частично пострадало и крупнейшее метпредприятие «АрселорМиттал Кривой Рог».
В январе–ноябре выпуск металлургической продукции сократился на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В рейтинге мировых производителей стали Worldsteel Украина упала с 14-го места в 2021 году до 22-го по результатам 10 месяцев 2022-го. За первые три квартала года экспорт черных металлов сократился до $4 млрд (-62%), руды – до $2,8 млрд (-54%).
Проблемы есть и в сельском хозяйстве. Из-за минирования территорий, логистических проблем и непонятных перспектив экспорта в результате блокирования морских торговых портов Украина завершила посевную яровых культур на уровне 84% от прошлогодней площади.
В результате в 2022 году ВВП Украины сократится примерно на треть. Общая ситуация и деловые настроения постепенно улучшались к началу осени, когда Россия начала обстреливать энергетическую инфраструктуру. Поэтому инвесткомпания Dragon Capital ухудшила прогноз падения в 2022-м с 30% до 32%, инвестгруппа ICU – с 32% до 35%. Это падение будет самым большим в истории Украины.
В следующем году ожидания разнятся. Dragon Capital ожидает падения на 5%, в то время как ICU прогнозирует рост на 4%. Как на бизнес влияют перебои с электроэнергией? Согласно опросу Европейской Бизнес Ассоциации, только 1% компаний полностью остановили сделки из-за блэкаута, 12% – закрыли часть сети, 40% – сократили производство или объемы предоставления услуг.
Украинские переселенцы: что они делают в Польше и Германии
Нападение РФ спровоцировало самый масштабный с 1940-х гуманитарный кризис в Европе. Убежище в европейских странах нашли около 7,8 млн украинцев (это сопоставимо с населением Швейцарии). Половина – в Польше и Германии. Для сравнения: во время миграционного кризиса 2015–2016 годов в Европу приехало около 2,5 млн беженцев, в основном из Сирии.
По состоянию на сентябрь 2022 года в Польше и Германии трудоустроились соответственно 430 000 и 160 000 переселенцев из Украины. Украинцы, уже нашедшие работу, трудоустроились преимущественно в индустрии HoReCa. До 20% продолжают работать дистанционно в украинских компаниях. Социологические опросы показывают, что по меньшей мере две трети вынужденно переселенных украинцев планируют вернуться в Украину.
Опрос украинских беженцев, проведенный в Германии Федеральным министерством внутренних дел и общин, показал, что 73% всех совершеннолетних респондентов получили высшее образование. В 2021 году в Украине только 54% людей трудоспособного возраста получили высшее образование.
Другая проблема – до 6,5 млн украинцев являются внутренне перемещенными (ВПЛ). С марта эта цифра остается почти неизменной. Недавние опросы дают оценку в 31% ВПЛ трудоспособного возраста, которые не нашли работу на новом месте жительства. Летом аналогичный показатель составил 40%.
Как финансировали государственный бюджет
В первые месяцы войны поступления от налога на добавленную стоимость, крупнейшего источника доходов госбюджета, сократились вдвое. В марте–июне бюджет недополучал около $1 млрд.
В то же время расходы на оборону составляли 65% всех расходов госбюджета. «В следующем году мы ожидаем, что они составят около половины бюджета», – говорит старший экономист ЦЭС Юрий Гайдай. Все расходы на следующий год запланированы на уровне 2,58 трлн грн, из них на оборону – 1,141 трлн грн. Доходы (1,329 трлн грн) покроют оборонный бюджет, но дефицит составит 1,251 трлн.
С августа валовой внутренний НДС и поступление от НДС на импорт остаются стабильными. Есть проблемы с возмещением налога, зависящего от наличия средств на казначейском счете. При ограниченности средств Министерство финансов предоставляет приоритет затратам на оборону и социальным расходам.
Медианный срок возмещения НДС увеличился более чем на 60 дней. «Де-факто государство использовало обязательства по возмещению как краткосрочное беспроцентное кредитование собственных расходов на два месяца и более», – говорится в отчете.
Деньги от партнеров: сколько Украина получила от США, ЕС и других доноров
По состоянию на середину декабря совокупная международная помощь Украине в 2022-м составила $28 млрд. До конца года, по оценке главы НБУ Андрея Пышного, цифра может вырасти до $31 млрд. Это все равно меньше обещанного объема ($36 млрд), но помогло покрыть 60% от всего дополнительного финансирования, полученного украинским бюджетом в течение года.
Первые иностранные гранты и кредиты стали поступать уже через несколько дней после начала вторжения. Основные страны-доноры – США, ЕС ($10 млрд и $7,9 млрд соответственно), Германия, Канада, Великобритания. Их вклад составляет треть расходов сводного бюджета по состоянию на начало ноября.
Совокупная потребность в финансировании с февраля при этом превысила $45 млрд. Нехватку средств пришлось перекрывать эмиссией гривны на эквивалент $12 млрд.
США и ЕС должны стать главными донорами и в следующем году: Украина рассчитывает получить €18 млрд от ЕС в течение года и $9,9 млрд – до октября 2023 года.
Инфляция в Украине: меньше, чем в Молдове и Турции
По итогам года инфляция в Украине составит около 30%. Для страны в состоянии войны такой показатель вполне умеренный. «Для сравнения, в соседней Молдове рост цен за год превысит 34%», – говорится в отчете.
Официальный курс гривны в ноябре оставался зафиксированным на уровне 36,57 грн/$. Валютные интервенции по продаже валюты Нацбанком, за счет которых регулятор компенсирует разрыв между спросом и предложением валюты, за месяц составили $1,6 млрд. Это самый маленький показатель с начала полномасштабной войны.
На наличном рынке гривна продолжала укрепляться за последний месяц: 40,55–40,7 грн/$ по состоянию на 15 ноября до 39,92–40,1 грн/$ на 15 декабря.
Золотовалютные резервы НБУ превысили довоенный уровень. По состоянию на утро 24 февраля они составили $27,4 млрд, на 1 декабря – около $28 млрд. Ключевым фактором стало поступление международной помощи. К примеру, по данным НБУ, в ноябре на валютные счета правительства поступило более $4 млрд от ЕС и Соединенных Штатов.
Как упала зарплата украинцев
По оценке Минэкономики, на декабрь в Украине насчитывалось 2,6 млн безработных лиц. Прогноз на 2023-й – рост показателя до 2,8 млн человек. Правда, это вдвое меньше, чем последние оценки Международной организации труда: в мае МОТ отчитывалась о 5 млн безработных в Украине.
НБУ оценивает уровень безработицы в 30% и прогнозирует его частичное снижение в следующем году. По октябрьскому опросу «Рейтинга», 34% респондентов трудоспособного возраста не работают. По опросу Gradus, в ноябре о наличии работы рассказали только 57% респондентов.
77% украинцев констатируют сокращение доходов по сравнению с январем 2022 года. 81% работающих продолжают получать зарплату, но почти у половины нет уверенности, что будут получать ее в будущем.
По данным Пенсионного фонда, публикующего значение средней заработной платы, с которой были фактически уплачены страховые взносы, номинальные заработные платы в Украине сократились на 5% по сравнению с январем 2022 года. При текущей инфляции это означает существенное сокращение зарплат в реальном измерении на 21%.
Сколько стоят депозиты в гривне
С начала полномасштабной войны банковская система показала свою устойчивость. Подавляющее большинство банков работает: только два банка покинули рынок и еще два российских банка закрыл НБУ, остальные 67 банков продолжают операционную деятельность.
Средние ставки по депозитам физических лиц (UIRD) продолжали медленно ползти вверх и достигли уровня 12%. «Банки не испытывают потребности в привлечении средств населения в результате практически отсутствующего кредитования, поэтому не имеют стимула значительно повышать свои депозитные ставки», – констатируют аналитики ЦЭС.
В июне Нацбанк повысил учетную ставку с 10% до 25%. «Мы уже открыли дискуссию и обсуждаем варианты по темпам снижения учетной ставки», – рассказал на презентации ЦЭС глава НБУ Пышный.
Минфин с тех пор увеличил доходность по годовым военным облигациям в гривне до 18,5%, что сделало их более привлекательными, учитывая высокий уровень инфляции. «Благодаря этому в ноябре удалось привлечь в госбюджет 21,6 млрд грн по сравнению с 6,9 млрд в октябре», – говорится в отчете.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.