В 2022 году рекордные цены на энергоносители спасли экономику России. Однако уже в ближайшее время последствия санкций подведут страну-агрессора к экономической яме. Как приблизить этот момент? Предложения Киевской школы экономики (KSE).
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
С конца прошлого года в российском бюджете сформировалась дыра в несколько триллионов рублей, а доходов в январе не хватило и на половину расходов. И главное – Россия утратила свою позицию ключевого поставщика энергоресурсов в Европу, что, по оценкам МЭА, обойдется агрессору в $1 трлн к 2030 году.
В результате обостряются негативные тенденции, которые России удалось компенсировать за счет рекордного экспорта в прошлом году. Торговый баланс резко сократился, рубль упал на 35% за четыре месяца, а дефицит бюджета превращается в большую дыру. Чтобы спасти ситуацию, РФ продолжает тратить нефтяные деньги из Фонда национального благосостояния и увеличивает заимствования на внутреннем рынке.
В таких условиях российская экономика может сократиться на 6% против 2,1% в прошлом году. На фоне падения доходов от нефти и газа с $350 млрд до $170 млрд дефицит бюджета вырастет до 6% ВВП.
Однако это далеко не предел санкционного давления. KSE предлагает новый пакет из 10 санкционных ограничений, которые усугубят экономический кризис в РФ, приблизив победу Украины.
Три направления для санкций
Cанкционные приоритеты в этом году должны базироваться на трех компонентах. Первый ударит по уязвимым местам российской экономики. Второй позволит изолировать Россию на мировой арене. Третий заставит Россию заплатить за преступления.
Прижать Россию
Нефть и газ являются основой российской экономики, на них приходится более 60% экспорта и более 40% бюджетных поступлений. Такая зависимость от энергетического экспорта делает Россию уязвимой к ограничениям.
Себестоимость российской нефти в $10–15 за баррель открывает возможности для значительного снижения ценового потолка без риска прекращения поставок. Мы призываем снизить верхний предел цены на нефть с нынешних $60 до $30 за баррель, одновременно усиливая контроль над соблюдением ограничений. При такой цене на нефть РФ будет зажата между собственной слабой валютой и банками, а также значительным дефицитом бюджета.
Мы также призываем прекратить прямые продажи российского газа в Европу, а Японии, Южной Корее и Тайваню присоединиться к запрету импорта российской нефти, угля и СПГ.
Следует также установить верхний предел цен на экспорт азотных удобрений и запретить импорт других российских товаров, включая алмазы, уран, железную руду, стальную продукцию и т.д.
Изолировать Россию
Более систематические и всеобъемлющие санкции подчеркнут, что нормальных отношений с Россией не будет, пока она не прекратит попытки перекроить границы силой и не уйдет из Украины.
Мы призываем ввести полные санкции против основных компаний нефтегазовой отрасли, основных металлургических и горнодобывающих компаний (являющихся ключевыми поставщиками для российской армии). Под санкции должно попасть каждое юрлицо российского военно-промышленного комплекса, каждый высокопоставленный чиновник.
РФ не должна иметь доступа к современным технологиям. Высокотехнологичный экспорт в Россию или российские компании должен проходить лицензирование.
Также нужны дальнейшие шаги по усилению финансовых санкций – в частности, необходимо ввести санкции против Газпромбанка и требовать выхода западных банков из РФ.
Заставить Россию заплатить
Россия заявляет, что может продержаться дольше Украины. Этого не будет. Мы призываем конфисковать замороженные российские активы и начать их распределение уже в этом году для восстановления справедливости.
Данные активы, включая $300 млрд российских государственных резервов, должны быть направлены на восстановление Украины, а также финансирование во время войны – поддержку экономики, бюджета и гривни. При годовой потребности в $40–50 млрд российские средства позволят перекрыть любые планы агрессора по истощению Украины и доноров.
Кроме того, все украинцы должны получить компенсацию. Особенно те, кто больше всего пострадал в результате российского вторжения, – семьи погибших, раненые, перемещенные лица.
Цена для России
Комплекс новых ограничений позволит сократить экспорт агрессора еще на $70 млрд, ликвидировав положительное сальдо текущего счета платежного баланса.
Дефицит бюджета в таких условиях вырастет с 6% до 8–9% ВВП, заставив потратить все ликвидные активы Фонда национального благосостояния уже в этом году. Падение ВВП ускорится с прогнозируемых -5% до 7–8%.
Такое ухудшение экономического и фискального положения сделает экономику и бюджет агрессора хрупкими и ограниченными.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.