Заступниця міністра юстиції Ірина Мудра. /из личного архива
Категория
Деньги
Дата

Операция «Репарации». Украина сделала важный шаг для компенсации ущерба Россией. Что дальше – объясняет заместитель министра юстиции

7 хв читання

Замминистра юстиции Ирина Мудра. Фото из личного архива

14 ноября Генассамблея ООН приняла резолюцию о создании механизма компенсации Россией ущерба, нанесенного Украине. Следующий шаг – подписание международного договора, где будут прописаны детали и механизмы компенсации, а также создание международного реестра убытков. Другой важный трек Минюста – конфискация активов россиян, попавших под санкции СНБО. Насколько близок Минюст к решению этих двух задач? Об этом в интервью Forbes рассказала заместитель министра Ирина Мудра.

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью.

«Важно, что резолюцию поддержали страны G7»

Насколько резолюция Генассамблеи ООН важна с точки зрения репараций? Можно ли эффективно добиваться этого без резолюции ООН в пользу Украины?

Во всех войнах и вооруженных конфликтах страна-агрессор по окончании боевых действий обязана была платить репарации добровольно или принудительно. К примеру, в 1991 году Ирак был вынужден выплатить репарации и перечислять 30% от добычи нефти в компенсационный фонд за оккупацию Кувейта.

В Украине же уникальная ситуация с точки зрения международного права, потому что война и нанесенные во время нее разрушения продолжаются. Россия, пользуясь правом вето как член Совбеза ООН, блокирует любые решения, направленные против нее. Поэтому поддержка на уровне мирового сообщества была очень важна.

Данная резолюция – признание миром ответственности России за войну, начатую против Украины, и важный шаг к созданию будущего механизма компенсации. Без успешного голосования в Генассамблее ООН перейти ко второму шагу было бы невозможно. Сейчас мы видим, что международное сообщество готово к конкретным и активным действиям.

Механизм выплаты репараций будет утвержден международным договором, который Украина разработает вместе со странами, поддержавшими резолюцию. Соглашение предполагает как возможность добровольной выплаты Россией полных репараций, так и взыскание их без согласия страны-агрессора.

За резолюцию проголосовало 94 страны, 14 были против, а 73 государства воздержались. Как вы оцениваете такой результат? Есть ли среди стран, что воздержались или были против, те, которые важны для нас с точки зрения поиска и ареста российских активов?

Переговоры со странами и подготовка к голосованию продолжались четыре месяца. Число голосов в поддержку Украины превзошло наши ожидания. Если сравнивать это голосование с голосованием за исключение России из Совета ООН по правам человека, то результаты даже лучше. Тогда решение поддержали 93 страны, а против высказались 24. Резолюция о компенсации ущерба за агрессию против Украины достаточно специфична и более конкретна.

Если говорить о странах, которые были против или воздержались, это в основном страны Африки и Азии, не имеющие значительных российских актов в своих юрисдикциях. Исключение – Китай, где сосредоточено почти 17% всех находящихся за пределами страны золотовалютных резервов России, а это $80 млрд. Для нас важно, что резолюцию поддержали страны G7 (Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия, Канада и США). Конкретно в этих странах находится существенная часть замороженных российских активов.

Следующие шаги – создание международного реестра убытков и разработка международного договора, в котором будут подробно прописаны все условия создания компенсационного механизма для выплаты компенсаций всем пострадавшим.

Резолюция ООН о репарациях России.

Когда можно ожидать создания реестра и как он будет работать?

В международном реестре будет собрана вся информация о нанесенном ущербе – это ущерб, нанесенный украинским гражданам (в том числе это преступления сексуального характера), бизнесу, инфраструктуре страны, экологии, муниципалитетам и государству в целом.

Международный реестр должен появиться в течение полугода. Мы понимаем, что нужно действовать быстро, поскольку новые разрушения происходят ежедневно и часть доказательной базы может быть утеряна. Процесс сбора информации об ущербе уже начат украинским правительством на базе портала «Дія». Сейчас мы ведем переговоры с Минцифры, чтобы эта информация оперативно была передана в международный реестр, когда тот будет создан.

Мы советуем гражданам, бизнесу и муниципалитетам собрать как можно больше доказательной базы, фиксировать и документировать разрушения. Так как именно на основе этих данных будет выплачиваться компенсация.

Второй важный момент – создание компенсационного фонда, в который будут поступать средства. Здесь еще нет целостного концепта, многое будет зависеть от видения международных партнеров, поскольку замороженные активы находятся в их юрисдикции.

Замминистра юстиции Ирина Мудра. /из личного архива

Замминистра юстиции Ирина Мудра. Фото из личного архива

Сколько может длиться подготовка текста международного договора по репарациям, ранее анонсированного Минюстом? Какие основные положения должны быть в нем закреплены?

К договору могут присоединиться все страны, поддержавшие резолюцию, однако это не обязательно. Договор будет открыт для присоединения. Важно, чтобы это были страны G7. В начале следующего года мы планируем дипломатическую конференцию, на которой обсудим детали международного договора. Сам документ будет создан в течение следующего года.

Нужно понимать, что это довольно сложный юридический процесс, который должны согласовать многие страны. Мы говорим о беспрецедентных вещах для международного права – вопросах суверенного иммунитета и частной собственности.

В договоре будут четко прописаны критерии заявителей на компенсацию (в частности для граждан, бизнеса, муниципалитетов) и прозрачный механизм выплат. Далее – подписание договора и ратификация странами-участницами в соответствии с национальным законодательством.

Речь идет лишь о суверенных активах РФ?

Компенсационный фонд будет наполняться в первую очередь за счет российских суверенных активов. Другие источники компенсации – активы российских государственных компаний и замороженные активы юридических и физических лиц.

Определенные юридические нюансы есть по всем трем группам активов. В первом случае это суверенный иммунитет государства. Второй – нужно доказать, что компании действительно являются alter ego государства.

Частные активы – самое сложное, поскольку речь идет о базовых правах человека, к которым относится право собственности, оно закреплено в конституции большинства государств. То есть нужно вносить изменения в законодательство этих государств. Такой шаг уже сделала Канада. Законодательные инициативы есть в Конгрессе США.

Мы очень надеемся, что они будут приняты. Европейские страны ожидают резолюции Европейского союза, которая даст основания для внесения изменений в законодательство. В настоящее время разработана директива, дающая основания для конфискации активов подсанкционных субъектов, которые будут пытаться уклониться от санкций. Она разработана и ожидает внесения в Европарламент.

О какой сумме репараций мы ориентировочно говорим?

Если говорить о суверенных активах – от $300 до 350 млрд. Объявленная премьер-министром сумма на восстановление почти в два раза больше – $750 млрд. Разрушения продолжаются. Вероятно, к концу войны это будет больше триллиона долларов.

Поэтому настаиваем на компенсации и за счет двух других групп активов. Конкретную сумму трудно назвать, поскольку, чтобы получить реальные средства от движимого и недвижимого имущества, его еще надо продать. Кроме того, эти активы до момента продажи нужно обслуживать и поддерживать: цена за услуги управляющего – примерно 10% от стоимости актива.

Getty Images

Выступление Владимира Зеленского на встрече ООН в Нью-Йорке, сентябрь 2022 года. Фото Getty Images

«До конца года можем подать иски против Фридмана, Дерипаски, Бабакова и Ротенберга»

СНБО принял санкции против более чем 3000 юридических и физических лиц РФ. Начал ли Минюст их прорабатывать? Когда ожидать первых дел и их рассмотрения в Высшем антикоррупционном суде?

Минюст уже активно работает над санкционными списками, утвержденными СНБО. Работа идет в кооперации с правоохранительными органами. Сначала мы направляем запрос о наличии активов, далее наша задача – установить факт прямого или опосредованного владения активами на территории Украины и основания применения санкций. Если эти два факта подтверждаются, направляем решение в суд.

Первый такой иск был направлен 24 августа против российского бизнесмена Владимира Евтушенкова. 1 сентября ВАКС удовлетворил иск в полном объеме.

Что касается других санкционных списков. 9 июня СНБО ввел санкции против российских ректоров и учебных заведений. У трех ректоров, прямо поддержавших российскую агрессию против Украины, было найдено имущество на территории нашего государства. Решение по ним будет на этой неделе направлено в ВАКС.

7 сентября СНБО утвердил санкции против 606 физических лиц, принадлежащих к правящей верхушке России. Идентифицированное имущество – 45 объектов на временно оккупированных территориях Украины и 16 объектов на неподконтрольных территориях.

12 октября СНБО ввел санкции против четырех человек – беглого президента Виктора Януковича, бизнесменов Сергея Курченко, Олега Дерипаски и министра обороны Украины времен Януковича Павла Лебедева. Необходимые запросы по ним уже направлены и проработаны. На этой неделе Минюст направит первый иск в ВАКС против Януковича относительно конфискации его активов и имущества.

Последний пакет – крупные бизнес-группы, имеющие значительные активы в Украине. Конечные бенефициары – российские политики и олигархи, которые всегда пытались скрыть свои активы. Даже сейчас они пытаются скрыть сведения о конечных бенефициарах и корректируют изменения в государственных реестрах. Например, меняют гражданство бенефициара с российского на кипрское, поскольку у этих лиц несколько гражданств.

Сейчас мы работаем над доказательной базой насчет этих активов. Среди них бизнесмены, входящие в топ-100 российского Forbes, такие как Александр Бабаков, Олег Дерипаска, Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан, Аркадий Ротенберг. До конца года Минюст планирует подать иски в отношении нескольких этих бизнесменов.

Getty Images

Михаил Фридман и Петр Авен. Фото Getty Images

Вторая резолюция, которой ждет страна, – создание Специального трибунала касательно преступления агрессии России против Украины. Каковы шансы, что она также будет проголосована?

Вопросом создания Специального трибунала касательно преступления агрессии против Украины занимаются МИД и ОПУ. Его создание необходимо, поскольку в настоящее время нет ни одного международного суда или трибунала, который может судить высшее политическое и военное руководство РФ за совершение преступления агрессии против Украины. Создание трибунала – это недостающее звено во всеобъемлющей системе ответственности России.

У нас уже есть Международный уголовный суд, который занимается расследованием военных преступлений, преступлений против человечности, преступлений геноцида. Есть юридическая основа для создания компенсационного механизма, обеспечивающего выплату репараций. Осталось создать трибунал, который привлечет к ответственности высшее военное и политическое руководство.

Сегодня ведется активная работа моими коллегами из ОП и МИД, чтобы резолюция по трибуналу была принята до конца этого года.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд