Михаил Федоров /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

«Дія» на IPO. Министр цифровой трансформации Михаил Федоров об амбициозной мечте, таможне в смартфоне и игорном бизнесе

6 хв читання

Михаил Федоров Фото Коллаж Анна Наконечная

Михаил Федоров – вице-премьер, министр цифровой трансформации – герой нового ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным» – рассказал о появлении искусственного интеллекта в украинских госуслугах, новой таможне и реинжиниринге госсектора

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком

Forbes Украина запустил еженедельный ютуб-проект «Business Breakfast с Владимиром Федориным» для подписчиков. Гости – топ-менеджеры ведущих украинских компаний, предприниматели, руководители госсектора, лидеры мнений.

Гость нового выпуска – Михаил Федоров, вице-премьер и глава Минцифры. Он самый молодой чиновник из списка Forbes «30 до 30». После обысков в MacPaw соучредитель monobank Олег Гороховский заявил, что Федоров – это министр, которого нужно клонировать. Над какими реформами он сейчас работает

Об искусственном интеллекте и госуслугах в «Дії»

Мы уже над этим работаем. Работаем с компанией Microsoft: у нас уже состоялось несколько звонков по внедрению технологий для службы поддержки.

Хотим научить искусственный интеллект быстро давать ответы по получению услуг, о том, как работает государство. И чтобы это было простым понятным языком.

Мы эту технологию точно будем внедрять в нашем контакт-центре, который коммуницирует с украинцами. Также мы рассматриваем ИИ в свете предоставления проактивных услуг и анализа поведения граждан.

В этом году планируем завершить цифровизацию наиболее популярных услуг. Постоянно появляются новые услуги, это процесс. К примеру, сейчас мы работаем над компенсацией поврежденного имущества. Это одна из важнейших в этом году услуг, возможно даже за всю историю «Дії».

О цифровизации традиционных отраслей

Она происходит постоянно. К примеру, медицинская реформа. Есть единая центральная компонента, есть взаимодействующие медицинские информационные системы, и это вообще изменяет ход развития медицинской сферы в Украине. Врачи получают большую заработную плату, больницы финансируют с учетом их эффективности, и это все это построено на цифровизации.

В образовательной сфере мы делаем базовые вещи: реестры учащихся и учителей, возможность изменить школу, чтобы в реестрах менялась информация, а не родители постоянно перемещались между школами. После этого последует большой буст развития электронных дневников.

В энергетической сфере мы работаем над созданием единой компоненты для управления коммунальными платежами. В этом направлении есть определенный хаос – люди платят за коммуналку, затем получают долг. Нет единой центральной системы, аккумулирующей информацию. Поэтому невозможно нормально работать с субсидиями.

Нас, как и весь мир, ждет новый этап развития Интернета вещей, когда датчики будут самостоятельно передавать информацию о потреблении и счета будут выставляться автоматически. Это невозможно сделать без качественной информационной системы, аккумулирующей данные.

О растаможке авто в «Дії»

Технология занимает несколько процентов успеха в любой трансформации. Очень важно иметь виденье и возможность внедрять это виденье. И хотеть это делать.

Если нет желания проводить растаможку авто через «Дію», что бы ты ни делал, все равно будут барьеры, если партнерская сторона не хочет этого делать. От этого желания зависит многое.

Мы ни разу не опускали руки за это время. Было много разных проектов, по которым нам говорили «нет». Мы постоянно это ломали, и в этом направлении точно придем к результату.

Мы сейчас передаем законопроект и будем больше общаться с депутатами, больше публично поднимать этот вопрос. Мы будем использовать все инструменты, чтобы этот вопрос дожать.

Я вижу цифровизацию как единственный инструмент, который может помочь сделать прозрачную таможню. Услуга растаможки – наша попытка подойти к этой сфере. Если у руководителя таможни нет желания прийти к нам, мы начинаем заходить с другой стороны. Говорим: дайте нам хотя бы MVP сделать, и вы увидите, как все может меняться.

Это стратегия работы с государственными органами. Некоторые сами проявляют инициативу, и мы начинаем работать. А к некоторым нужно подойти со стороны какой-нибудь услуги и показать, как это может работать.

О реформе игорного бизнеса

Мы только недавно присоединились к этому горящему поезду.

Наша концепция состоит в том, что мы никогда не решим вопрос игорного бизнеса, пока не построим инклюзивные институты. Ничего не сделаем с коррупцией, если полностью не автоматизируем эту сферу и не уберем человеческий фактор. Мы предложили четкий концепт.

Первое – ликвидация КРАИЛ. Эта сущность вообще не нужна. Если есть исчерпывающие правила, кто может получить лицензию, это нужно делать автоматизированно: в реестре проверять данные о компании и регистрировать.

Второе – если мы не можем решить проблему постоянно проверяющих правоохранительных и налоговых органов, нужно изменить подход к налогообложению. Мы предложили банковскую систему, чтобы деньги сразу снимались и попадали в бюджет, чтобы не нужно было делать какие-либо дополнительные манипуляции.

Третье – предоставить возможность агентству, в которое трансформируется КРАИЛ после ликвидации, закрывать домены, работающие без лицензии.

Четвертое – автоматическая проверка, постоянные тестовые платежи по всем лицензиатам, чтобы понять, работает ли тот эквайринг, который привязан к банку – налоговому агенту. Это позволит убрать использование платежной системы, которая не облагается налогом и не контролируется.

Пятое – убрать все критерии субъективной оценки, например, сколько игровых аппаратов должно быть в конкретном заведении.

Вот на этих пяти столбах построен законопроект, который мы предложили. Сейчас он обсуждается в правительстве и с депутатами. Если он будет поддержан внутри, будем выносить дальше, обсуждать в Раде и принимать.

Я не верю в какую-либо другую систему. Там, где есть человеческий фактор, будет точно махинация.

О финансировании рекламы на экране Nasdaq на Таймс-сквер и IPO «Дії»

Это точно не государственные деньги, ведь в этом не было бы смысла. Наверняка финансировали организаторы этого мероприятия или бизнес помогал.

В прошлом году нам снизили бюджет на 86%. В этом году министерство в топ-3 по наименьшему бюджету, поэтому использование средств на такие вещи я бы никогда не согласовал.

Скажу честно, моя мечта – чтобы «Дія» организационно трансформировалась и вышла на IPO. И чтобы реклама на Nasdaq была, потому что мы вышли на IPO и нас дорого оценили. Тогда бы я кайфонул.

О «єВідрядження»

Я думаю, что это необратимо произойдет. Вопрос только времени. У меня нет хороших новостей по этому вопросу. Сейчас не проходит ни одного обсуждения этого вопроса.

Компании должны более твердо говорить о своей позиции. Многие из них наверняка нашли инструменты выезда. В этом проблема нормальной прозрачной регуляции: кто-то нашел возможности, им уже хорошо, и они, как активное сообщество, не коммуникируют свое мнение. Мы – адвокаты IT-отрасли, но нужно, чтобы компании также больше проявляли свой голос.

Мне показалось, что в момент анонса этой услуги в обществе не нашлось поддержки этого инструмента.

О законопроекте «Маски-шоу стоп»

После истории с MacPaw постоянно ведется коммуникация с комитетом, с юристами.

Здесь немного акцент на происходящем с информационными системами и техникой во время обыска. Нельзя будет просто так забрать всю технику и приостановить работу компании. Будет четко выписан алгоритм, что делать, чтобы компания продолжила работу.

Потому что обыски могут быть. Компания может что-то нарушать. Но не может быть такого варварства, когда забегают, забирают все оборудование, а затем, чтобы его унести, нужно что-то куда-то занести.

Об электронном кабинете военнослужащего

Я не вижу перспектив на ближайшие полгода точно. Там требуются большие организационные и технологические изменения. Но это точно будет создано, потому что у нас очень много военных, которым нужно предоставлять суперкрутой сервис.

Сейчас в Министерстве обороны появился новый CDTO. Он создает список проектов, с которыми нужно работать, приоритезирует их.

Мы сейчас больше сфокусированы на системах ситуационной осведомленности, на всем, что помогает сохранять жизни и быть более эффективными на поле боя.

Есть приоритет: сейчас сохранить жизни, а чуть позже – предоставить крутой сервис.

О military-tech

Во-первых, больше компаний, занимающихся БПЛА, стали на вооружение.

Во-вторых, мы смогли построить поток поддержки украинских производителей.

Мы сейчас сконцентрированы на БПЛА, но это MVP развития всего military-tech. Если у нас здесь получится, то получится в любом направлении. Мы параллельно на 30% занимаемся РЭБ, но в первую очередь – БПЛА.

Нам удалось собрать все потребности Сил обороны, найти всех существующих производителей, забрифировать, понять уровень развития, понять мощности.

Мы уже начали двигаться по всем направлениям и начали финансировать развитие БПЛА. Сейчас увеличивается оборонный бюджет, и одно из важных направлений – развитие БПЛА.

Не хочу спойлерить. Нужно быть аккуратным, потому что сейчас станем сильнее в этом направлении на поле боя. Поэтому скажу так: мы систематизировали все потребности, все возможности, начали решать все блокеры. Например, убрали «СпецЭкспортКонтроль», который занимался разрешениями на заезжавшие в страну комплектующие на БПЛА.

Сейчас решаем вопрос по НДС на комплектующие. Провели определенную дерегуляцию на уровне Кабмина. Параллельно боремся с калькуляцией, чтобы производители были более свободны в разработке продуктов, чтобы было меньше бюрократии, излишнего надзора и т.д.

Также разрешили компаниям, занимающимся military-tech, заходить в «Дія.City». Они уже начинают инвестировать в людей сохранившиеся налоги. Также было сделано бронирование для military-tech компаний.

Важны параллельные процессы. Одно дело производить продукты. Другое – внедрять их в жизнь, изменяя военную доктрину применения с целью получения быстрого фидбека в режиме реального времени и улучшать свой продукт.

Генштаб, производители, Минобороны, Минцифра имеют глубокую коммуникацию, что позволяет быть быстрыми в этом направлении.

В ближайшее время мы запускаем military-кластер. Это будет новый бренд, единственная точка входа для любых идей, проектов и продуктов в направлении милитари.

Всё будет очень четко. Есть продукт – поможем интегрироваться в государство. Нужен грант? Вот можно его получить. Нужна помощь, экспертиза Генштаба? Вот здесь можно получить.

Это будет прозрачная быстрая институция. Мы нормативно сделали все, чтобы она заработала, и сейчас завершаем детали и будем анонсировать в ближайшее время.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд