С азартом в тупик. Игорный бизнес Украины пылает в последние месяцы – дела на миллиарды, санкции против лидеров.Почему «игорку» никак не могут реформировать /Shutterstock/Коллаж Александра Карасева
Категория
Инновации
Дата

С азартом в тупик. Игорный бизнес Украины пылает в последние месяцы – дела на миллиарды, санкции против лидеров.Почему «игорку» никак не могут реформировать

Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

Игорный бизнес погряз в налоговых и санкционных скандалах. Для окончательной легализации отрасли срочно требуются новые правила игры. Контраргументов и помех – множество. Как выглядит эта запутанная ситуация

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

30 марта состоялась встреча части депутатов Налогового комитета ВР и представителей восьми гемблинговых бизнесов. Это компании, которые 17 марта подписали открытое письмо к власти, говорит один из присутствующих депутатов.

Предмет беседы – будущее налогообложение отрасли. Речь шла также об автоматизированной системе электронного администрирования (система онлайн-мониторинга), разработкой которой занимается КРАИЛ. Это специализированный софт, встраиваемый в сайт организатора азартных игр и позволяющий отслеживать поток платежей. Это, в свою очередь, помогает подсчитать GGR – разницу между суммой всех ставок и выигрышей клиентов. И взимать специальный налог с GGR.

На встрече игорный бизнес согласился протестировать систему на своих ресурсах. «Но у них одно условие: проголосовать 2713-д», – говорит присутствовавший на встрече народный депутат. Компании согласились также оплатить услуги подрядчика, разработавшего софт. Сумма – $1,5 млн, говорит топ-менеджер одной из крупнейших беттинговых компаний, присутствовавший на встрече.

Введение системы онлайн-мониторинга откроет путь к тому, чтобы законопроект 2713-д снова рассмотрели в Налоговом комитете, а затем вынесли на голосование в Верховную Раду, считает депутат. «Если не хватит голосов, тогда его можно расщепить на шесть направлений и принимать маленькими изменениями в налоговый кодекс», – говорит он.

Даже сейчас это будет непросто сделать. Дискуссия о налогообложении отрасли длится уже более трех лет. События последних месяцев: расследование СБУ и БЭБ по поводу возможного уклонения от налогообложения со стороны игорного бизнеса, санкции против крупнейшего игрока Parimatch и важного для индустрии IBox Bank – не сдвинули вопрос с места.

«Никакой другой, кроме существующей в Налоговом кодексе, системы налогообложения не будет», – ультимативно заявил 22 марта председатель Налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев в своем телеграмм-канале. Представители легальных компаний пытаются убедить власти, что отсутствие нового режима налогообложения – путь к тенизации рынка, и государство, наоборот, недополучает миллиарды гривен налогов. В чем проблема?

Что не так с налогами для «игорки»

Легализация игровой индустрии была одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского. В 2020-м «игорку» в Украине снова легализовали после одиннадцатилетнего запрета, но налоговое законодательство под нее не поменяли. «Неформальная договоренность с властями была такова: мы покупаем одни из самых дорогих в Европе лицензий, а Рада принимает специальный налоговый режим», – говорит руководитель одной из крупнейших беттинговых компаний.

Во время написания статьи Forbes побеседовал с 15 собеседниками: тремя топ-менеджерами отрасли, представителями регулятора, депутатами, чиновниками. Публично комментировать проблематику топ-менеджмента гемблинговых компаний отказывается, ссылаясь на сенситивность темы.

Разрешить противоречие должен был законопроект 2713-д – «юридический долгострой», принятый в первом чтении еще в июле 2021-го и после этого зависший в парламенте.

Игорный бизнес до сих пор живет с налоговым законодательством образца 2012 года, когда легальными в Украине были только лотереи. Ключевая проблема – отсутствие четкого определения понятий для формирования налоговой базы, говорит партнер Eterna Law Артем Кузьменко.

Прежде всего речь идет о введении специальных терминов типа GGR. От этого зависит адекватное с точки зрения индустрии определение налоговой базы. По текущим нормам гемблинг должен платить налог на прибыль 18%, а их клиенты – 19,5% с каждого выигрыша.

Без отдельного гемблингового глоссария в законодательстве государство не различает доход и прибыль игорного бизнеса, говорит топ-менеджер одной из игорных компаний. «Фактически мы должны платить 18% с дохода за вычетом средств, которые вывел пользователь, но это не GGR», – объясняет он.

В действующем законе сформулировано понятие GGR, но оно не соответствует тому, что считается GGR в гемблинге на практике, добавляет он. «Человек положил на депозит 1000 грн, проиграл, а не выиграл 100 грн и решил вывести остаток – мы должны платить налог с 900 грн», – объясняет руководитель другой беттинговой компании.

По мнению этих собеседников, отсутствие четкой формулировки понятий и процессов подсчета налогов толкает отрасль в серую зону. Такое «всестороннее» налогообложение создает чрезмерную нагрузку на бизнес и ставит его в неравные условия с нелегальными игроками, не покупающими лицензии и вообще не платящими налоги, считают игроки рынка.

Сейчас в Украине действует принцип «высокая плата за лицензию – высокие ставки налога», – говорит юрист юрфирмы Juscutum Екатерина Катрага. В течение 2021–2022 годов лицензионные платежи пополнили госбюджет на 2,56 млрд грн, свидетельствует статистика КРАИЛ. «Украине необходимо найти баланс и сделать либо «высокую плату за лицензию – низкие налоги», либо «низкую плату за лицензию – высокие налоги», – говорит Катрага. – Иначе игорный бизнес вообще будет избегать получения лицензий и, соответственно, не платить необходимые налоги».

В законопроекте 2713-д уже есть основные понятия типа «онлайн-казино», установлена минимальная сумма для взимания налога на выигрыш и вводится единый для всего гемблинга 10%-ный налог с GGR. На встречу с депутатами 30 марта представители индустрии принесли расчеты (имеются в распоряжении редакции), что после принятия законопроекта 2713 отрасль в первый же год заплатит 7,8 млрд грн, у которых есть потенциал увеличиться в 2,5 раза.

Аргумент Гетманцева – игровой отрасли не нужны налоговые льготы. «Мы видели, как в прошлом году этому бизнесу разрешили перейти на систему налогообложения 2% с оборота, но они не заплатили даже за это (на эту систему перешли восемь компаний. – Ред.)», – говорит в комментарии Forbes Гетманцев. По его мнению, игроки, ставшие фигурантами расследования БЭБ и СБУ, должны доплатить налоги за последние годы. «Это безумные деньги», – говорит Гетманцев.

Доначисление должна произвести налоговая. Гетманцев отметил, что налоговики будут анализировать движение по банковским счетам, но сделать это сложно или вообще невозможно, признает на правах анонимности один из топ-чиновников в Нацбанке. Другой вопрос, который пока остается без ответа, – кому выставлять счета после того, как крупнейший игрок рынка Parimatch прекратил деятельность из-за санкций СНБО.

Еще один аргумент против – политическая токсичность темы. «После последних скандалов объяснить обществу, почему мы создаем для игорного бизнеса особые налоговые условия, практически невозможно», – говорит на правах анонимности один из нардепов, входящий в состав Временной следственной комиссии (ВСК) по игорному бизнесу. «Сейчас полное нежелание зала поднимать эту тему», – подтверждает депутат из руководства «Слуги народа».

Цена вопроса /Shutterstock

Цена вопроса

Заместитель главы Нацбанка Дмитрий Олейник заявил, что регулятор оценивает ежемесячный объем игровой индустрии в 12–15 млрд грн. Топ-менеджер крупной беттинговой компании говорит, что когда нет больших спортивных событий, объемы составляют около 7 млрд грн. Обычный объем операций проходящего через банковскую систему азартного бизнеса – 7–9 млрд грн в месяц, говорил Forbes собеседник по топ-менеджменту одного из банков.

КРАИЛ выдала 57 лицензий на игорный бизнес (четыре из них аннулированы в 2022 году). По состоянию на февраль 2023-го официально заниматься беттинговой деятельностью могли Parimatch, Vbet, Favbet. В марте 2023-го СНБО ввел санкции против Parimatch.

В феврале 2023-го букмекеры заплатили 312 млн грн налогов, что является почти половиной того, сколько налогов уплатила индустрия за весь 2022 год – 730 млн грн налогов.

Что тормозит 2713-д

Почему в течение трех лет не поменяли законодательство, когда у «зала было желание»? Единого ответа нет, Forbes услышал от участников игорного рынка и политиков несколько версий.

Первая – лотерейное лобби. Изменение налоговых правил может вывести из тени игроков, которые до сих пор работали как лотерейные франшизы. «Для них ситуация неопределенности выгодна», – говорит на правах анонимности юрист беттинговой компании.

Вторая (и с ней соглашается большинство собеседников) – рынок не такой уж единодушный. Официально новый налоговый закон поддерживали все крупные игроки, но есть и меньшинство, которое предпочло бы продлить полулегальный статус индустрии. «Есть незаинтересованные операторы», – соглашается глава КРАИЛ Иван Рудой.

Два собеседника Forbes из госсектора и один из конкурентов указали на крупнейшего беттингового оператора Parimatch. «Им гораздо выгоднее платить тройную лицензию, чем налоги», – говорит на правах анонимности должностное лицо регуляторного органа. Parimatch не хотел, чтобы в Украину зашли иностранные конкуренты, ожидавшие обновления налогового законодательства, добавляет еще один собеседник.

Parimatch обвинение в торможении принятия 2713-д отрицает. «Мы и так лидер рынка. Для нас сейчас важна капитализация, – говорил Forbes операционный директор компании Сергей Молчанов (разговор состоялся 7 марта, до санкций СНБО, в результате которых была прекращена работа компании в Украине. – Ред.). – То есть, мы первые заинтересованы в том, чтобы все было белым и легальным».

Третья версия – упущен политический момент. Легализации в 2020-м способствовала позиция Офиса президента, Зеленский обещал избирателям легализацию, говорит собеседник Forbes, привлеченный к написанию законопроектов для легализации рынка. «Сейчас ОП занимается другими вещами, и им это не интересно», – добавляет он.

Все в цифру

Тему обновления налоговых правил для игорного бизнеса рано считать закрытой. В Офисе президента пока не желают говорить о налоговых льготах. «Наша задача не состоит в том, чтобы создать льготные условия для «игорки», а чтобы эта индустрия уплачивала налоги сразу «на входе», – говорит заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма. Он не уточнил, пересекается ли этот замысел с идеей министра цифровой трансформации Михаила Федорова.

С лета 2022 года вопрос «игорки» перешел к его министерству. Первую предложенную альтернативу – законопроект с 2% депозитов игроков – не поддержали народные депутаты. «Это была рабочая идея», – говорит о неудаче один из чиновников Минцифры, попросивший не упоминать его имя в этой статье.

«Мы только недавно присоединились к этому горящему поезду», – говорил Федоров в эфире ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным». В марте 2023 года министр озвучил концепцию новой реформы игорного бизнеса: ликвидация КРАИЛ, автоматизированное списание налогов, закрытие сайтов нелегальных компаний, автоматические проверки лицензиатов и т.д. Подробностей пока нет.

Сейчас законопроект дискутируется в правительстве и с депутатами, говорит Федоров. «Скоро должны сформировать группу, которая наработает новый текст», – говорит чиновник Минцифры, знакомый с ходом работы.

О необходимости новой попытки изменить систему говорит и собеседник, причастный к Офису президента. «Вопрос ставок – еще дискутируется, но нам нужно сделать так, чтобы «игорка» платила», – говорит он. Вскоре в ВР появятся альтернативные варианты налогообложения гемблинга, говорят на правах анонимности независимо друг от друга чиновники из ОП и Минцифры.

«Идея Федорова неплохая, и наши расчеты показывают, что государство получает почти столько же налоговых поступлений, как и в случае принятия 2713-д, – комментирует руководитель беттинговой компании. – Но мы обеспокоены временем, необходимым для внедрения. Это в лучшем случае месяцы, а мой прогноз – если ничего не менять, через полгода в Украине не останется легальных игроков».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине