Игорный бизнес погряз в налоговых и санкционных скандалах. Для окончательной легализации отрасли срочно требуются новые правила игры. Контраргументов и помех – множество. Как выглядит эта запутанная ситуация
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
30 марта состоялась встреча части депутатов Налогового комитета ВР и представителей восьми гемблинговых бизнесов. Это компании, которые 17 марта подписали открытое письмо к власти, говорит один из присутствующих депутатов.
Предмет беседы – будущее налогообложение отрасли. Речь шла также об автоматизированной системе электронного администрирования (система онлайн-мониторинга), разработкой которой занимается КРАИЛ. Это специализированный софт, встраиваемый в сайт организатора азартных игр и позволяющий отслеживать поток платежей. Это, в свою очередь, помогает подсчитать GGR – разницу между суммой всех ставок и выигрышей клиентов. И взимать специальный налог с GGR.
На встрече игорный бизнес согласился протестировать систему на своих ресурсах. «Но у них одно условие: проголосовать 2713-д», – говорит присутствовавший на встрече народный депутат. Компании согласились также оплатить услуги подрядчика, разработавшего софт. Сумма – $1,5 млн, говорит топ-менеджер одной из крупнейших беттинговых компаний, присутствовавший на встрече.
Введение системы онлайн-мониторинга откроет путь к тому, чтобы законопроект 2713-д снова рассмотрели в Налоговом комитете, а затем вынесли на голосование в Верховную Раду, считает депутат. «Если не хватит голосов, тогда его можно расщепить на шесть направлений и принимать маленькими изменениями в налоговый кодекс», – говорит он.
Даже сейчас это будет непросто сделать. Дискуссия о налогообложении отрасли длится уже более трех лет. События последних месяцев: расследование СБУ и БЭБ по поводу возможного уклонения от налогообложения со стороны игорного бизнеса, санкции против крупнейшего игрока Parimatch и важного для индустрии IBox Bank – не сдвинули вопрос с места.
«Никакой другой, кроме существующей в Налоговом кодексе, системы налогообложения не будет», – ультимативно заявил 22 марта председатель Налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев в своем телеграмм-канале. Представители легальных компаний пытаются убедить власти, что отсутствие нового режима налогообложения – путь к тенизации рынка, и государство, наоборот, недополучает миллиарды гривен налогов. В чем проблема?
Что не так с налогами для «игорки»
Легализация игровой индустрии была одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского. В 2020-м «игорку» в Украине снова легализовали после одиннадцатилетнего запрета, но налоговое законодательство под нее не поменяли. «Неформальная договоренность с властями была такова: мы покупаем одни из самых дорогих в Европе лицензий, а Рада принимает специальный налоговый режим», – говорит руководитель одной из крупнейших беттинговых компаний.
Во время написания статьи Forbes побеседовал с 15 собеседниками: тремя топ-менеджерами отрасли, представителями регулятора, депутатами, чиновниками. Публично комментировать проблематику топ-менеджмента гемблинговых компаний отказывается, ссылаясь на сенситивность темы.
Разрешить противоречие должен был законопроект 2713-д – «юридический долгострой», принятый в первом чтении еще в июле 2021-го и после этого зависший в парламенте.
Игорный бизнес до сих пор живет с налоговым законодательством образца 2012 года, когда легальными в Украине были только лотереи. Ключевая проблема – отсутствие четкого определения понятий для формирования налоговой базы, говорит партнер Eterna Law Артем Кузьменко.
Прежде всего речь идет о введении специальных терминов типа GGR. От этого зависит адекватное с точки зрения индустрии определение налоговой базы. По текущим нормам гемблинг должен платить налог на прибыль 18%, а их клиенты – 19,5% с каждого выигрыша.
Без отдельного гемблингового глоссария в законодательстве государство не различает доход и прибыль игорного бизнеса, говорит топ-менеджер одной из игорных компаний. «Фактически мы должны платить 18% с дохода за вычетом средств, которые вывел пользователь, но это не GGR», – объясняет он.
В действующем законе сформулировано понятие GGR, но оно не соответствует тому, что считается GGR в гемблинге на практике, добавляет он. «Человек положил на депозит 1000 грн, проиграл, а не выиграл 100 грн и решил вывести остаток – мы должны платить налог с 900 грн», – объясняет руководитель другой беттинговой компании.
По мнению этих собеседников, отсутствие четкой формулировки понятий и процессов подсчета налогов толкает отрасль в серую зону. Такое «всестороннее» налогообложение создает чрезмерную нагрузку на бизнес и ставит его в неравные условия с нелегальными игроками, не покупающими лицензии и вообще не платящими налоги, считают игроки рынка.
Сейчас в Украине действует принцип «высокая плата за лицензию – высокие ставки налога», – говорит юрист юрфирмы Juscutum Екатерина Катрага. В течение 2021–2022 годов лицензионные платежи пополнили госбюджет на 2,56 млрд грн, свидетельствует статистика КРАИЛ. «Украине необходимо найти баланс и сделать либо «высокую плату за лицензию – низкие налоги», либо «низкую плату за лицензию – высокие налоги», – говорит Катрага. – Иначе игорный бизнес вообще будет избегать получения лицензий и, соответственно, не платить необходимые налоги».
В законопроекте 2713-д уже есть основные понятия типа «онлайн-казино», установлена минимальная сумма для взимания налога на выигрыш и вводится единый для всего гемблинга 10%-ный налог с GGR. На встречу с депутатами 30 марта представители индустрии принесли расчеты (имеются в распоряжении редакции), что после принятия законопроекта 2713 отрасль в первый же год заплатит 7,8 млрд грн, у которых есть потенциал увеличиться в 2,5 раза.
Аргумент Гетманцева – игровой отрасли не нужны налоговые льготы. «Мы видели, как в прошлом году этому бизнесу разрешили перейти на систему налогообложения 2% с оборота, но они не заплатили даже за это (на эту систему перешли восемь компаний. – Ред.)», – говорит в комментарии Forbes Гетманцев. По его мнению, игроки, ставшие фигурантами расследования БЭБ и СБУ, должны доплатить налоги за последние годы. «Это безумные деньги», – говорит Гетманцев.
Доначисление должна произвести налоговая. Гетманцев отметил, что налоговики будут анализировать движение по банковским счетам, но сделать это сложно или вообще невозможно, признает на правах анонимности один из топ-чиновников в Нацбанке. Другой вопрос, который пока остается без ответа, – кому выставлять счета после того, как крупнейший игрок рынка Parimatch прекратил деятельность из-за санкций СНБО.
Еще один аргумент против – политическая токсичность темы. «После последних скандалов объяснить обществу, почему мы создаем для игорного бизнеса особые налоговые условия, практически невозможно», – говорит на правах анонимности один из нардепов, входящий в состав Временной следственной комиссии (ВСК) по игорному бизнесу. «Сейчас полное нежелание зала поднимать эту тему», – подтверждает депутат из руководства «Слуги народа».
Цена вопроса
Заместитель главы Нацбанка Дмитрий Олейник заявил, что регулятор оценивает ежемесячный объем игровой индустрии в 12–15 млрд грн. Топ-менеджер крупной беттинговой компании говорит, что когда нет больших спортивных событий, объемы составляют около 7 млрд грн. Обычный объем операций проходящего через банковскую систему азартного бизнеса – 7–9 млрд грн в месяц, говорил Forbes собеседник по топ-менеджменту одного из банков.
КРАИЛ выдала 57 лицензий на игорный бизнес (четыре из них аннулированы в 2022 году). По состоянию на февраль 2023-го официально заниматься беттинговой деятельностью могли Parimatch, Vbet, Favbet. В марте 2023-го СНБО ввел санкции против Parimatch.
В феврале 2023-го букмекеры заплатили 312 млн грн налогов, что является почти половиной того, сколько налогов уплатила индустрия за весь 2022 год – 730 млн грн налогов.
Что тормозит 2713-д
Почему в течение трех лет не поменяли законодательство, когда у «зала было желание»? Единого ответа нет, Forbes услышал от участников игорного рынка и политиков несколько версий.
Первая – лотерейное лобби. Изменение налоговых правил может вывести из тени игроков, которые до сих пор работали как лотерейные франшизы. «Для них ситуация неопределенности выгодна», – говорит на правах анонимности юрист беттинговой компании.
Вторая (и с ней соглашается большинство собеседников) – рынок не такой уж единодушный. Официально новый налоговый закон поддерживали все крупные игроки, но есть и меньшинство, которое предпочло бы продлить полулегальный статус индустрии. «Есть незаинтересованные операторы», – соглашается глава КРАИЛ Иван Рудой.
Два собеседника Forbes из госсектора и один из конкурентов указали на крупнейшего беттингового оператора Parimatch. «Им гораздо выгоднее платить тройную лицензию, чем налоги», – говорит на правах анонимности должностное лицо регуляторного органа. Parimatch не хотел, чтобы в Украину зашли иностранные конкуренты, ожидавшие обновления налогового законодательства, добавляет еще один собеседник.
Parimatch обвинение в торможении принятия 2713-д отрицает. «Мы и так лидер рынка. Для нас сейчас важна капитализация, – говорил Forbes операционный директор компании Сергей Молчанов (разговор состоялся 7 марта, до санкций СНБО, в результате которых была прекращена работа компании в Украине. – Ред.). – То есть, мы первые заинтересованы в том, чтобы все было белым и легальным».
Третья версия – упущен политический момент. Легализации в 2020-м способствовала позиция Офиса президента, Зеленский обещал избирателям легализацию, говорит собеседник Forbes, привлеченный к написанию законопроектов для легализации рынка. «Сейчас ОП занимается другими вещами, и им это не интересно», – добавляет он.
Все в цифру
Тему обновления налоговых правил для игорного бизнеса рано считать закрытой. В Офисе президента пока не желают говорить о налоговых льготах. «Наша задача не состоит в том, чтобы создать льготные условия для «игорки», а чтобы эта индустрия уплачивала налоги сразу «на входе», – говорит заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма. Он не уточнил, пересекается ли этот замысел с идеей министра цифровой трансформации Михаила Федорова.
С лета 2022 года вопрос «игорки» перешел к его министерству. Первую предложенную альтернативу – законопроект с 2% депозитов игроков – не поддержали народные депутаты. «Это была рабочая идея», – говорит о неудаче один из чиновников Минцифры, попросивший не упоминать его имя в этой статье.
«Мы только недавно присоединились к этому горящему поезду», – говорил Федоров в эфире ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным». В марте 2023 года министр озвучил концепцию новой реформы игорного бизнеса: ликвидация КРАИЛ, автоматизированное списание налогов, закрытие сайтов нелегальных компаний, автоматические проверки лицензиатов и т.д. Подробностей пока нет.
Сейчас законопроект дискутируется в правительстве и с депутатами, говорит Федоров. «Скоро должны сформировать группу, которая наработает новый текст», – говорит чиновник Минцифры, знакомый с ходом работы.
О необходимости новой попытки изменить систему говорит и собеседник, причастный к Офису президента. «Вопрос ставок – еще дискутируется, но нам нужно сделать так, чтобы «игорка» платила», – говорит он. Вскоре в ВР появятся альтернативные варианты налогообложения гемблинга, говорят на правах анонимности независимо друг от друга чиновники из ОП и Минцифры.
«Идея Федорова неплохая, и наши расчеты показывают, что государство получает почти столько же налоговых поступлений, как и в случае принятия 2713-д, – комментирует руководитель беттинговой компании. – Но мы обеспокоены временем, необходимым для внедрения. Это в лучшем случае месяцы, а мой прогноз – если ничего не менять, через полгода в Украине не останется легальных игроков».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.