Категория
Деньги
Дата

Украинцы мало читают? Пост маркетолога Андрея Федорива взбудоражил почти всю книжную индустрию страны. Какой размер рынка Украины по сравнению со странами ЕС

Слова основателя маркетингового агентства Fedoriv Андрея Федорива об украинском книжном рынке возмутили читательское и издательское сообщества. По мнению предпринимателя, украинцы читают мало, а украинский книжный рынок в 5-10 раз меньше польского. Forbes проанализировал размеры книжного рынка Украины и стран ЕС и спросил издателей, куда двигается индустрия

«Украинцы читают мало. Книги не покупают. Поэтому почти нет классных книжных», – написал Федорив четвертого августа в Facebook. Этот и последующий его посты о книгах стали вирусными – под каждым более тысячи реакций и сотни комментариев. Активное читательское сообщество запротестовало, назвав это обесцениванием игроков книжного рынка и книжных магазинов в частности.

В Украине до вторжения работали только 200 книжных магазинов, а это один книжный магазин на 200 000 человек, рассказывала на пресс-конференции в мае 2023 года директор Украинского института книги Александра Коваль. «После начала вторжения их осталось около 130, – утверждает Коваль. – А в Европе – один книжный магазин на 20 000 человек». Директор УИК цитирует в своих постах и Федорив.

Андрей Федорив, основатель маркетингового агентства Fedoriv

Посты Андрея Федорива о книгах стали вирусными – под каждым более тысячи реакций и сотни комментариев.

Книжных магазинов сейчас около 330, делится своими подсчетами генеральный директор «Фолио» Александр Красовицкий. Только за половину 2023-го открылось 9 книжных магазинов «Книжные магазины Е», говорит директор издательства Vivat Юлия Орлова. Сам Vivat открыл три магазина за последний год – в Киеве, Львове и Ивано-Франковске. В упрек об отсутствии классных книжных магазинов подписчики Федорива называют сетевые магазины от «Книгарні Є», «Книжкового Лева», Vivat, «Издательства Старого Льва», а также относительно новые «Сенс», Zakapelok и «Місто».

Откуда взялась статистика о 130 книжных магазинах? Столько книготорговцев приняли участие в опросе УИК на 17 июля. Институт проводит его, чтобы выяснить размер субсидий, который необходимо предоставить магазинам для компенсации аренды. По состоянию на 7 августа список УИК содержит уже 247 книжных магазинов.

Но не все ритейлеры участвовали в исследовании. «Субсидии не дадут, если на полке будет хоть одна книга на русском, – говорила Коваль. – Или если магазин неспециализирован и выручка от сопутствующих товаров по типу канцтоваров, сувениров, игрушек, кофе составляет более 20%». У таких игроков не было смысла проходить опрос УИК.

В 2021 году сумма розничных продаж книг составляла €50,7 млн, что в 10 раз меньше, чем в Польше, рассказывала Коваль. В конце 2022-го цифра выросла до 57 млн евро благодаря государственной помощи, которую получили украинцы во время пандемии. В прошлом году количество изданных книг уменьшилось почти вдвое – с 17 248 до 8716, а тиражи упали с 25 млн до 9,2 млн, говорится в исследовании Книжной палаты Украины.

Издатели настроены более оптимистично. Украинский книжный рынок до полномасштабного вторжения оценивался не менее чем в $200 млн, говорил генеральный директор «Издательства Ранок» Виктор Круглов. Основатель издательства «Лаборатория» Антон Мартынов оценивает его в $50–100 млн. «Есть полный рынок, включающий бюджетные закупки учебников, а некоторые издатели говорят только о коммерческих продажах», – объяснял такую разницу в цифрах Круглов.

Оценить объем рынка трудно, потому что если это делать по данным налоговой, то данные частично могут удваиваться из-за В2В продаж, написала в Facebook Орлова из Vivat. «Нужно еще учитывать пиратский контент, количество которого не уменьшается», – добавляет она.

Каков размер книжного рынка Украины по сравнению со странами ЕС

Каков размер книжного рынка Украины по сравнению со странами ЕС

Книжная индустрия Украины vs ЕС

У нас есть рамки рынка и теперь мы можем двигаться к его перестройке, говорил Мартынов из «Лаборатории». Опору книжному рынку Украины дали два закона – о поддержке книжных магазинов и о запрете импорта книг из России и Беларуси. Первый позволит магазинам компенсировать расходы на аренду, правда, пока в бюджете не нашли средства на его реализацию. Второй – вытеснил русское, чтобы дать простор для развития украинской книги.

С каких стран нам брать пример? Надо смотреть на скандинавов, чехов, поляков, ближайших по параметру численности населения, но не по доходу на душу населения, уверен Мартынов. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Чехии составляет $49 945, в Польше – $43 268, в Украине – $12 671.

Чехи с 11-миллионным населением имеют книжный рынок больше, чем у поляков с 38-40 млн населения: $550 млн у чехов против $520-540 млн у поляков, рассказывал Мартынов. Украине есть куда расти, добавляет он. Правда, агрегатор статистических данных Statista со ссылкой на собственные подсчеты дает меньшие цифры: книжный рынок Польши в 2022 году – $394 млн, Чехии – $321 млн. Существенно больший рынок первой экономики ЕС Германии – $7,5 млрд.

Средний тираж польских книг составляет 4000-7000 экземпляров, в то время как у нас эта цифра обычно колеблется в пределах 1500-3000, констатирует Круглов. В 2022 году в Польше издали в 3,6 раза больше книг (не тиражей), чем в Украине.

В Польше культуру чтения поддерживают на государственном уровне, говорит Круглов. Там создают читательские клубы для детей и взрослых, проводят книжные мероприятия. Польские авторы являются звездами для своего народа – на книжных мероприятиях по типу Варшавской книжной ярмарки за их автографами выстраиваются очереди, говорит Круглов. В этом году на украинском «Книжном Арсенале» в топе продаж у издательств «Книголав» и Vivat – исключительно украинские книги.

Украинский рынок страдает и от пиратства. Приблизительно 15-20% отечественного книжного интернет-рынка составляет теневая продукция российских издательств, напечатанная в Украине, рассказывал Красовицкий из «Фолио» в 2022 году на брифинге. Штраф составляет 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть чуть более 300 грн, рассказывал адвокат Сергей Глотов для «Читомо». «Можно привлечь к уголовной ответственности, но с точки зрения доказательной базы очень трудно найти виновного», – говорил он.

Поможет книжному рынку развитие инфраструктуры – расширение сети книжных магазинов, библиотек, онлайн-платформ для продаж и распространения книг, считает генеральный директор «Ранка». Будут способствовать развитию книгоиздательского рынка и программы поддержки издательств, говорит Круглов. Государственная программа «еПоддержка», которую запустили в конце 2021 года, за два месяца сгенерировала 1,2 млрд грн продаж книжным магазинам и издателям. На остатки от программы индустрия жила первые месяцы войны, в прошлом году говорил Мартынов.

Украинские издатели ищут решения по развитию книжного рынка. Готовы обсудить программу продвижения чтения, написали в комментариях Федориву соучредитель «Издательства Старого Льва» Марьяна Савка и Юлия Орлова из Vivat. Мартынов предложил 30 владельцам издательств объединиться финансово, чтобы каждый год заказывать коммерческое социологическое исследование рынка.

«Украинский рынок – перспективный, – уверен Круглов. – Сколько нам понадобится лет для роста до уровня Польши? Дело не в терминах, а желании изменений. Издатели в них заинтересованы, готовы перенимать опыт и бок о бок развивать прочный книжный рынок в Украине».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине