За год войны РФ накопила в оффшорах $80 млрд, но конфисковать их – сложная задача. Как эту проблему решает Запад. Объясняет аналитик Елена Поканевич /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

За год войны РФ накопила в оффшорах $80 млрд, но конфисковать их – сложная задача. Как эту проблему решает Запад. Объясняет аналитик Елена Поканевич

4 хв читання

Getty Images

«Финансовые тайны» защищены настолько хорошо, что любая информация, которая могла бы открыть тайный вход в оффшорную «матрешку», является редкостью. Поэтому цель партнеров Украины в борьбе против РФ – «вытащить» преступные активы из оффшоров, установить их реальных собственников и предотвратить уклонение от санкций.

К чему им приходится прибегать, рассказала эксперт проекта DiXi Group Елена Поканевич

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

ЕС и страны G7 продолжают закрывать лазейки для обхода санкций против России. Ведь уже введенные меры не смогли разрушить экономику страны-агрессора, хотя и значительно ослабили ее. В 2023 году российская экономика вырастет на 0,3% по прогнозу Международного валютного фонда. По предварительной оценке, она должна была сократиться на 2,3%.

Другой вызов – найти и заморозить деньги подсанкционных российских олигархов и политиков, которые они спрятали в оффшорах или странах «финансовой тайны». Эти юрисдикции помогают им отмывать грязные деньги и уклоняться от санкций.

За год войны и действия санкций РФ накопила в оффшорах $80 млрд наличными, недвижимостью и инвестициями за рубежом, по оценкам Bloomberg. Это скрытые теневые резервы, которые помогают Кремлю после 24 февраля 2022 года.

Действующая оффшорная система в течение многих лет помогала диктатору Владимиру Путину и его команде сосредоточивать огромные ресурсы России, монополизировав отрасли экономики РФ. Но из-за анонимности владения сложно точно определить, кто действительно владеет этими ресурсами.

Страны-партнеры Украины применяют разные способы, чтобы «вытащить» преступные активы из оффшоров, установить их реальных собственников и предотвратить уклонение от санкций.

Три направления разоблачения российских оффшоров

1. Реформирование законодательства о бенефициарной собственности

Не только Каймановы острова или Кипр. До недавнего времени некоторые штаты США были популярными «гаванями» для российских богатств.

Но удавка постепенно затягивается. США и ЕС вводят более жесткие правила, чтобы устранить действующие пробелы в борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и уклонением от санкций.

Со следующего года компании с юрисдикцией в США обяжут раскрывать конечных бенефициарных владельцев, то есть лиц, контролирующих компанию.

Наряду с Америкой таких обязательств будут придерживаться и Коста-Рика, Мальта, Люксембург и Лихтенштейн, известные тяготением к непрозрачным финансовым услугам, хотя они и не являются классическими оффшорами.

Евросоюз реформирует законодательство по борьбе с незаконным отмыванием денег и финансированием терроризма. Предусматриваются новейшие правила проверки лиц клиентов компаний, чем они владеют и их контролеров.

Также будет создан Европейский орган по борьбе с отмыванием денег (AMLA) с надзорными и следственными полномочиями. Национальные подразделения финансовой разведки и другие компетентные органы будут иметь доступ к информации о бенефициарной собственности, банковских счетах, реестрах земли или недвижимости.

Депутаты Европарламента также хотят, чтобы страны-члены ЕС собирали информацию о собственности на такие товары, как яхты, самолеты и автомобили стоимостью свыше €200 000 или хранящиеся в свободных зонах товары.

Различных посредников (банки, распорядителей активов и криптоактивов, агентов по недвижимости, профессиональные футбольные клубы) обяжут проверять личность своих клиентов и оценивать риски отмывания денег и финансирования терроризма в своей сфере деятельности и передавать соответствующую информацию в центральный реестр.

2. Применение вторичных санкций к лицам, помогающим скрыть российские деньги в оффшорах

Недавно обнародованные документы Pandora Papers и публичные записи свидетельствуют, что престижные юридические фирмы Великобритании и США помогали российским олигархам, их родственникам и связанным с ними компаниям покупать движимое и недвижимое имущество, решать личные и деловые споры, ориентироваться на западных рынках и переводить деньги в оффшоры.

Оффшорные схемы 90-х годов вроде «российской матрешки», когда в общей цепочке принимают участие многие фирмы-однодневки с номинальными бенефициарами, сейчас уже невозможны. Группам юридических советников приходится придумывать все новые и новые «легальные» юридические лазейки для своих клиентов.

Онлайн-банкинг и разные системы онлайн-платежей и международных денежных переводов позволяют легально оперировать деньгами с оффшорных счетов. Однако и в этом направлении усиливается контроль.

Швейцария – мировой эпицентр оффшорных банковских операций – сегодня находится под пристальным вниманием Министерства юстиции США. Вопрос о швейцарских банках Credit Suisse и UBS, подозреваемых в помощи российским олигархам уклониться от санкций, отмечает Bloomberg.

Следует применять санкции в отношении распорядителей капитала, которые помогают российским олигархам накапливать состояние в оффшорах – банкиров, юристов и бухгалтеров. Предлагается, чтобы именно AMLA наблюдал за конкретными кредитными и финансовыми учреждениями. Также евродепутаты хотят расширить компетенцию AMLA на составление списков высокого риска за пределами ЕС.

3. Обмен информацией и меры по предотвращению образования новых «гаваней» для подсанкционных активов РФ

Поиском скрытых российских активов, а также обнаружением лиц, помогающих подсанкционным лицам такие активы скрыть, занимается рабочая группа «Заморозка и конфискация», созданная странами ЕС и G7, и международная группа REPO (Russian Elites, Proxies и Oligarchs Task Force).

В ЕС и США смещаются акценты с количества на качество санкционной политики против России, усиливается давление на третьи страны, которые становятся новыми «гаванями» для ее преступных активов.

2 марта власти США опубликовали документ Tri-Seal Compliance Note, в котором подробно описано, как РФ обходит санкции и как скрываются настоящие владельцы состояний.

«Красные флажки» избегания лицами санкций или экспортного контроля:

  • использование подставных компаний для международных банковских переводов, часто с привлечением финансовых учреждений в юрисдикциях, отличных от регистрации компании;
  • отказ клиента делиться информацией о конечном использовании продукта, включая нежелание заполнять форму конечного потребителя;
  • поступление платежей из посторонней страны или компании, не указанной как конечный потребитель;
  • управление сложными и/или международными предприятиями, использующими адреса, общие для нескольких связанных организаций;
  • направление товара через определенные пункты перевалки, обычно используемые для незаконного перенаправления запрещенных товаров в Россию или Беларусь. Такие места могут быть в Китае (в том числе Макао и Гонконг) и юрисдикциях вблизи РФ, включая Армению, Турцию и Узбекистан.

Оффшорную систему создавали именно для сокрытия «финансовых тайн». И она хорошо справляется с этой задачей: любая информация, которая открыла бы тайный вход в оффшорную «матрешку» – редкость.

Но широкомасштабная вооруженная агрессия РФ против Украины заставляет демократию изменять подходы и правила. Ведь найденные, замороженные и конфискованные в пользу Украины российские преступные активы – борьба за справедливость.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд