Категория
Деньги
Дата

Общество хочет «быстрых посадок», но это усложняет борьбу с коррупцией. Как бороться со взяточничеством, не забывая о законе. Мнение адвоката Дениса Шкаровского

4 хв читання

С войной запрос общества на борьбу с коррупцией только растет. 77% населения считают коррупцию ключевой проблемой будущего восстановления Украины. Сейчас мы наблюдаем волны активной борьбы с коррупцией, сопровождающиеся публичной оглаской. К сожалению, акцент находится на процессе, а не результате, считает адвокат и партнер VB PARTNERS Денис Шкаровский

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Борьба с коррупцией – одна из рекомендаций Европейской комиссии Украине при получении статуса кандидата на членство в ЕС. Коррупция также мешает нашему вступлению в НАТО.

В прошлом году Верховная Рада утвердила антикоррупционную стратегию на 2021–2025 годы. В ней указано, что дальнейшая борьба с коррупцией остается одним из основных требований общества.

«Запрос общества на борьбу с коррупцией существенно возрос во время войны», – отметил в одном из последних интервью глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков. Это подтверждают результаты опроса, проведенного Transparency International Ukraine. 77% населения считают коррупцию ключевой проблемой будущего восстановления Украины.

Согласно Государственной антикоррупционной программе, устойчивый запрос населения, трансформированный (гипертрофированный) в запрос на массовое уголовное преследование чиновников – проблема, усложняющая борьбу с коррупцией. К тому же отсутствие значительного количества обвинительных приговоров, предусматривающих лишение свободы (или их недостаточная публичная огласка) формирует впечатление о неспособности антикоррупционной реформы достичь цели.

Так борьба с коррупцией реальна?

Проблема взяточничества в Украине стоит очень остро. Сейчас мы наблюдаем волны активной борьбы с коррупцией, сопровождающиеся публичной оглаской. К сожалению, в такой борьбе акцент находится на процессе, а не результате. Промежуточные результаты (обыски, подозрения, меры пресечения) выдают как успех.

Со временем интерес общества к делу теряется, и оно расследуется годами. Это требует от правоохранительных органов создания новых инфоповодов. Цель – удовлетворение запроса общества на массовое уголовное преследование.

Три угрозы:

  • Слишком публичная демонстрация правоохранительными органами процесса расследования, а не результата.

Отчитываться перед общественностью – это важно. Однако в СМИ появляются фотографии с мест проведения следственных действий (деньги, произведения искусства, драгоценности, личное оружие, автомобили).

Обычной является практика публикации видеороликов/мини-сериалов по результатам обысков, сообщений о подозрении. Уголовное производство переходит из юридической плоскости в медийную.

  • Применение судами несоразмерных залогов.

В предвыборной программе на пост президента Украины Владимир Зеленский декларировал: «Подозреваемый в коррупции не выйдет под залог».

Эти декларативные заявления претворяются в жизнь. Залог перестал выполнять функцию меры пресечения (как это предусмотрено УПК Украины), а является фактическим наказанием для лица, вина которого еще не доказана.

За последний год максимальные размеры залогов по коррупционным делам увеличились не менее чем в пять раз. В 2020–2021 годах максимальный размер залога, примененный ВАКС, составлял 120 млн грн, в 2022–2023-х применялись залоги в размере 260 млн грн, 520 млн грн. Тенденция прослеживается и в общих судах, рассматривающих коррупционные дела.

Такие залоги предопределяют безальтернативное ограничение свободы лица, вина которого не установлена обвинительным приговором. Целью уголовного производства становится гонка за цифрами.

  • Злоупотребление/превышение служебных полномочий правоохранительными органами.

Для удовлетворения запроса общества на «быстрые посадки» прокуроры, очевидно, злоупотребляют предоставленными полномочиями.

К примеру:

• искусственно изменяют подследственность дел с целью получения «нужного» суда;

• безосновательно квалифицируют деяния по более тяжелым статьям УК Украины (злоупотребление властью вместо халатности) для применения строжайших мер в политически значимых кейсах.

Какие последствия

Казалось бы, борьба с коррупцией – это всегда позитив, особенно в условиях необходимости привлечения иностранных инвестиций. Однако методы, используемые государством, не только усложняют такую борьбу, но и дискредитируют правовую систему как в глазах населения Украины, так и международного сообщества.

Да, верховенство права и справедливый суд являются условием для получения Украиной инвестиций. Политическая и административная коррупция не лучше, чем «коммерческая».

Последствия состоят в следующем:

  • Снижение доверия к правоохранительным и судебным органам. Никто не считает судебную и правоохранительную системы гарантией защиты.

Законодательство Украины предусматривает четкое разграничение функций обвинения и суда. К сожалению, сторона обвинения для оперативного удовлетворения запроса общества не соблюдает процедуру, предусмотренную законодательством.

Суд вместо того, чтобы оставаться беспристрастным и независимым арбитром, пытается исправить очевидные ошибки или оправдать явные злоупотребления обвинения. При этом аргументы защиты игнорируются.

  • Нивелирование презумпции невиновности.

Переход уголовного производства из юридической плоскости в медийную создает у общества представление о виновности лица задолго до рассмотрения дела судом.

Такое же представление складывается и у суда еще до начала судебного заседания. То есть личность входит в процесс с уже сложившимся негативным отношением к ней. Сообщения в Facebook, Telegram-каналах оказывают существенное влияние на принятие судьями решений.

  • Нивелирование института репутации личности.

Публичность действий правоохранительных органов в отношении личности разрушает ее репутацию в мгновение ока. А после онлайн-задержания, избрания меры пресечения расследование чаще всего переходит в замороженную фазу и может длиться годами без обвинительного приговора. Указанное обусловлено бесперспективностью уголовного производства.

Репутация же личности уже разрушена и восстановлению не подлежит (даже после оправдательного приговора).

Как преодолеть указанные проблемы

  • Изменение правосознания.

В обществе существует мнение, что реформа – волшебная таблетка, которая поможет побороть коррупцию. Реформа не справится с указанными выше проблемами. Это вопрос правосознания. УПК Украины написан качественно. Соблюдение норм всеми участниками дела способствовало бы увеличению качества над количеством.

  • Четкое соблюдение разграничения полномочий между судом и стороной обвинения.

Правовое государство предполагает обязательное наличие независимых институтов обвинения, защиты и суда.

Суд и прокурор должны быть независимы друг от друга. Внепроцессуальное общение прокурора и судьи, исправление судом ошибок обвинения недопустимо.

Кроме того, суд и прокурор должны оставаться независимыми и от влияния общественности.

  • Возврат из публично-политической плоскости в юридическую.

Основной задачей антикоррупционных органов должна стать реальная борьба с коррупцией, а не создание инфоповодов для удовлетворения запроса общества. Меры пресечения должны выполнять функцию, предусмотренную законодательством, а не использоваться в качестве наказания.

Борьба с коррупцией – комплексный и длительный процесс. Удовлетворение запроса общества и «быстрые посадки» не способствуют борьбе, а только ее усложняют.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні