Олександр Новіков, НАЗК /Анастасия Шевченко
Категория
Деньги
Дата

От НАБУ до Залужного. Как Украина пытается побороть возросшую во время войны коррупцию. Интервью главы НАПК Новикова

10 хв читання

Александр Новиков, глава НАПК (Нацагентство по предотвращению коррупции) Фото Анастасия Шевченко

Председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александр Новиков рассказал об антикоррупционной политике власти во время войны, возобновлении декларирования, проверке в Минобороны и чиновниках Офиса президента. Интервью

«Международный опыт доказывает, что коррупция во время войны, как правило, растет», – констатирует руководитель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Александр Новиков, 40.

Если полгода назад во время разговора с Forbes он рассказывал о санкциях и конфискации имущества россиян или коллабортанов, то сейчас акценты изменились. В начале февраля по кабинетам и жилищам топ-чиновников, бизнесменов и экс-чиновников прокатилась волна обысков и подозрений. Этому предшествовал ряд увольнений в госструктурах, а также коррупционные скандалы в Министерстве обороны и Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры.

Следует ли ожидать усиленной борьбы с коррупцией дальше, кто имеет полномочия следить за возможным взяточничеством в центрах комплектования и других структурах сектора обороны и осталось ли место санкционной политике в работе НАПК?

Это сокращенное и отредактированное для ясности Интервью с Александром Новиковым.

«Планируем проверку 300 000 деклараций в автоматическом режиме»

В последние недели мы видим активизацию правоохранительных органов по антикоррупционным делам. 1 февраля обыски прошли у десятка чиновников и бизнесменов . С чем вы связываете такую активность?

Первая причина – подготовка Украины к вступлению в ЕС. Без активной антикоррупционной политики это сделать невозможно. То же касается и планов Украины по вступлению в НАТО. От этого зависит и сохранение доверия наших партнеров, и получение финансовой и военной помощи.

Вторая причина – у общества есть огромный запрос на справедливость. 84% граждан готовы выходить на протесты против коррупции – даже во время войны. Это данные последнего исследования общественных настроений, проведенных по заказу USAID.

Вы участвовали в совещании правоохранительных органов у президента в середине января? О нем нам рассказывал Давид Арахамия .

Нет.

Какова тогда роль НАПК в этом процессе?

Мы совместно работаем с НАБУ по выявлению незаконного обогащения чиновников.

НАБУ может запросить у нас вывод о необоснованном обогащении чиновника, у которого нашли большую сумму денег или ценную недвижимость. Мы также можем давать НАБУ результаты собственных проверок. Это важно, потому что вывод НАПК может выступать как доказательство в суде.

К примеру, недавно НАПК выявило признаки незаконного обогащения у нардепа ОПЗЖ Наталии Королевской, которая не задекларировала имение под Киевом и имущество в Москве, а также у нардепа «Слуги народа» Павла Халимона относительно имения в центре Киева стоимостью более 10 млн грн. Данные переданы САП, ведется расследование.

Также признаки незаконного обогащения обнаружены у депутатов областных советов в Черкасской, Полтавской, Волынской и Сумской областях. На основе материалов НАПК открыты уголовные производства, направленные в Высший антикоррупционный суд (ВАКС).

Почему эти люди попали в фокус вашего внимания? Проверяло ли НАПК, например, главу налоговой службы Киева Оксану Датий? Во время обысков 1 февраля ДБР заявило, что у нее обнаружили дорогие авто и недвижимость. По идее, на средней ступени госслужбы можно найти немало таких примеров.

Отдел предотвращения коррупции в Государственной налоговой службе информировал нас о признаках незаконного обогащения этого лица, но материалов, которые нам прислали, было недостаточно для соответствующего заключения. Надеюсь, правоохранители, которые проводили обыски, предоставят дополнительные материалы НАПК.

Вы упомянули Наталию Королевскую и Павла Халимона. Это разные кейсы, но они могут свидетельствовать об определенной приоритетности в проверках НАПК. Первая история касается чиновника пророссийской политсилы ОПЗЖ. Вторая – об элитной недвижимости топ-руководителя президентской фракции в парламенте, о чем стало известно только после журналистского расследования. Правильно ли мы понимаем эту приоритетность?

НАПК – аполитичный орган, для нас не имеет значения должность или политическая принадлежность, мы проверяем всех. Если чиновники в регионах думают, что НАПК находится где-то далеко в Киеве и проверки до них не дойдут, это ошибочное впечатление.

Но действительно, журналистские расследования – один из сигналов, на которые НАПК реагирует в приоритетном порядке.

Сколько чиновников НАПК планирует проверить в этом году?

У НАПК есть система, аналогов которой нет в мире, сверяющей данные декларации с данными всех реестров. У нас работает рабочая группа, которая должна обеспечить проверку 300 000 деклараций в автоматическом режиме. Сейчас мы ведем консультации с владельцами реестров.

Наши сотрудники анализируют данные по приобретению дорогостоящего жилья и транспортных средств не только публичными служащими, но и их родственниками. Например, недавно прокурор из Винницкой области приобрела квартиру в киевском ЖК «Французский квартал» стоимостью 1 млн грн и оформила ее в тот же день на свою бабушку. Мы это обнаружили и направили в САП материалы конфискации у нее этого жилья.

НАПК занимается проверкой не только высокопоставленных должностных лиц, но и всех 700 000 публичных служащих. Всем нужно задуматься над тем, что быть добродетельным – это долгосрочная стратегия успеха, тогда как коррупция – путь к открытию производств САП и НАБУ.

«Залужный понимает важность борьбы с коррупцией в ВСУ»

24 января НАПК инициировало дело в отношении заместителя министра обороны, занимающегося закупками. На какой стадии это дело, есть ли уже некоторые результаты?

Было установлено, что работа по предотвращению коррупции в Министерстве обороны проходила неправильно. К примеру, антикоррупционное управление в структуре министерства не в полной мере участвовало в анализе закупок и проверки контрагентов министерства.

Уже после нашей проверки мы выяснили, что начальник департамента закупок Богдан Хмельницкий скрывал от НАПК материалы аудитов, свидетельствующих о ненадлежащем использовании бюджетных средств.

НАПК составило админпротокол в отношении Хмельницкого и направило его в суд. Мы также направили письмо министру обороны об отстранении этого лица от должности. В конце концов он был уволен.

Мы также направили предписание министерству с рекомендациями, как улучшить работу антикоррупционного сектора. Министр обороны заверил, что готов их выполнить. Осталось ввести.

Будете ли вы контролировать то, как Министерство обороны выполняет рекомендации НАПК?

НАПК проводит плановые и внеплановые проверки. Плановую в прошлом году мы уже провели. Внеплановую можем провести при наличии трех обращений по поводу нарушений вопросов предотвращения коррупции в министерстве. Если такие обращения будут, то мы можем провести повторную проверку в этом году.

Александр Новиков, НАПК /Анастасия Шевченко

Александр Новиков, глава НАПК. Мы совместно работаем с НАБУ по выявлению незаконного обогащения чиновников. Фото Анастасия Шевченко

Сектор обороны не исчерпывается профильным министерством. Имеет ли НАПК право проверять, скажем, центры комплектования или воинские части? Планируете ли исследовать, например, возможную коррупцию во время мобилизации?

Международный опыт показывает, что коррупция во время войны, как правило, растет. Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный понимает важность борьбы с коррупцией в Вооруженных силах. По рекомендации НАПК при Генштабе создано отдельное подразделение по предотвращению коррупции, но, насколько я понимаю, оно пока недоукомплектовано. Но это вопрос времени – в ВСУ мобилизовано достаточно людей с релевантным опытом, например антикоррупционные прокуроры.

Но проверяло ли собственно НАПК другие структуры из сектора обороны, кроме МО?

Мы проверяли военно-гражданские администрации и предприятия из структуры Укроборонпрома на предмет построения антикоррупционных процедур. Ни в одном она не была идеальной.

А центры комплектования?

Нет. Но это хорошая идея.

«У правительственного плана Fast recovery есть существенные коррупционные риски»

Проводило ли НАПК проверки в министерстве Александра Кубракова после коррупционного скандала с закупкой генераторов, где фигурировал один из его заместителей?

Речь идет о заместителе, который перешел в объединенное министерство развития общин и инфраструктуры ( в конце 2022-го произошло слияние Мининфраструктуры и Минобществ и территорий. Новое министерство возглавил эксчельник МИУ Кубраков, также получивший статус вице-премьера. – Forbes). Пока мы не проводили проверки, но вице-премьер обратился к нам с запросом о помощи с настройкой в министерстве работы антикоррупционного подразделения.

НАПК также занималось анализом этого слияния на предмет коррупционных рисков. Какие результаты?

Минобществ и территорий фактически занимались планированием и осуществлением строительства в регионах, МИУ проводило государственную политику в сопредельных сферах. Поэтому определенный конфликт функций есть. Но он не столь важен, чтобы мы могли говорить о необходимости разделения этих министерств.

Вы анализировали план восстановления от правительства Fast recovery, который оценивается в $17 млрд?

Да. Там достаточно существенные коррупционные риски. Мы предоставили комментарии рабочей группе при руководителе Офиса президента, которая занимается планом. Насколько мне известно, вице-премьер по восстановлению озвучил готовность учесть наши предложения.

О чем именно идет речь?

Например, комментарии о работе недавно созданной IT-системы по управлению восстановлением. В частности, в нормативных актах, на наш взгляд, следует прописать, кто является владельцем этой системы и четкие критерии принятия или исключения конкретного проекта. Например, если бы такие критерии были прописаны для закупки генераторов, то пространства для злоупотребления было бы гораздо меньше.

«Особых процедур в отношении работников Офиса президента нет»

Чем завершилась проверка экс-замглавы ОП Кирилла Тимошенко относительно использования им люксовых авто?

Пока не закончилась. Тимошенко предоставил нам необходимые документы и по Chevrolet, и по Porsche. Планируем получить результаты в феврале.

У каждого из заместителей ОП хоть и есть определенный профиль, но по сути нет четкой сферы ответственности. Вместе с тем это достаточно влиятельные люди, например тот же Тимошенко был куратором «Большого строительства». Какое место занимают чиновники ОП в «антикоррупционной карте» НАПК?

У нас нет особых процедур в отношении работников ОП, включая руководителя. Мы проверяем их на тех же основаниях, что и, например, депутатов местных советов. Единственное – они входят в число топ-чиновников, декларации которых проверяем в первую очередь. Но пока мы этого не делаем, потому что еще в марте прошлого года ВР отменила проверки и само декларирование.

Каковы ваши ожидания относительно принятия законопроекта Давида Арахамии о возвращении декларирования?

Я разговаривал с Давидом Арахамией и Александром Корниенко, они говорили, что ожидают внесения законопроекта на голосование в парламенте до конца января. Но этого так и не произошло. Это удивляет, учитывая, что это инициатива руководителя доминирующей фракции в ВР.

Кулуарное объяснение, которое периодически приходится слышать от нардепов – после серии дел по поводу ошибок депутатов при заполнении деклараций, они считают, что НАПК пристает к ним вместо того, чтобы заниматься реальной коррупцией. Соответственно возвращение декларирования еще больше развяжет вам руки в этом смысле.

Напомню, что именно эти депутаты в 2019-м вносили изменения в закон, он предусматривает необходимость указывать в декларациях имущество в пользовании, в том числе в аренде. Не нужно иметь высшее юридическое образование, чтобы понять, что в декларации нужно указывать, где ты проживаешь. НАПК – это орган исполнительной власти. И мы не проверяем только депутатов. Почему президент, министры и судьи способны указать место жительства, а некоторые депутаты – нет?

«Направили на СНБО данные еще около 6000 человек по поводу возможных санкций»

США конфисковали средства российского бизнесмена Малофеева и готовы передать их Украине. Почему кейсы частных лиц стали появляться ранее конфискации активов в собственности РФ? Еще полгода назад речь шла о том, что вероятнее всего будет наоборот.

Вопрос в том, что в США есть законодательство, которое криминализирует избегание санкций и предусматривает конфискацию активов таких лиц. Также парламент США принял закон, позволяющий передавать подобное имущество Украине. У нас же такие действия до сих пор не криминализированы. В Европе – тоже.

Несколько недель назад в Раде появился соответствующий законопроект. Надеюсь, парламент успеет принять его, а президент – подписать к годовщине начала войны. После этого у ЕС также будет модель, по которой они смогут ввести схожую процедуру и у себя. Я думаю, что после этого у нас будут миллиарды долларов конфискованных активов россиян. Они не теряют времени и ищут пути вывода своих активов из-под санкций.

Александр Новиков, НАПК /Анастасия Шевченко

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) со стороны наблюдало за волной обысков и подозрений, прокатившейся по кабинетам и помещениям топ-чиновников, бизнесменов и экс-чиновников в начале февраля. Этому предшествовал ряд увольнений в госструктурах и коррупционные скандалы в Министерстве обороны и Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры. Фото Анастасия Шевченко

Видите ли вы другие кейсы за границей, вроде Малофеева, которые могут быть реализованы в ближайшее время?

Сложно сказать. Но у нас есть примеры, когда НАПК помогало украинской Генпрокуратуре с поиском активов россиян за рубежом. К примеру, мы нашли свидетельство того, что российский пропагандист Соловьев владеет виллой на озере Комо в Италии. Но полгода назад Италия отказалась налагать арест на это имущество по решению украинского суда.

В октябре президент утвердил санкционные списки СНБО, в которые вошли более 2500 физлиц и более 1300 компаний. Продолжает ли НАПК работать над санкциями после этого?

Да, потому что в теме санкций очень много коррупционных рисков. В рамках межведомственной рабочей группы мы направили на СНБО через СБУ данные еще около 6000 человек, на которых могут быть наложены санкции. Сейчас санкции накладываются со скоростью примерно 200 человек в неделю, при таких темпах этот список будет обработан до 2025 года.

Так что мы несколько переориентировали ресурсы. Положили начало треку международных спонсоров войны – это реестр, индексируемый крупнейшей в мире базой для проверки контрагентов World-Check, что важно для всех крупных банков и компаний. Также работаем над отслеживанием произведений искусства подсанкционных россиян и украинских коррупционеров, а также похищенных произведений искусства, которые могут появляться на международных рынках. Третье направление – участвуем в межведомственной рабочей группе по противодействию обходу санкций.

Procter&Gamble или Bonduelle (материнские структуры или украинские подразделения), которые есть в вашем списке «международных спонсоров войны», теоретически могут попасть под санкции СНБО?

Закон предусматривает, что резиденты Украины могут попасть под санкции только в том случае, если СБУ подтвердит их участие в террористической деятельности. Что касается иностранных компаний – теоретически это возможно, но НАПК по запросу МИД занимается идентификацией только компаний, работающих в РФ. Также у нас есть пакет с грузинскими субъектами и иранскими производителями дронов. Из грузинских не под санкциями только Бидзина Иванишвили.

«Антикоррупционную программу можно внедрить за три года»

НАПК направило на согласование Кабмина Государственную антикоррупционную программу. Как этот документ поможет усилить борьбу с коррупцией во время войны?

Программа должна сделать невозможными коррупционные злоупотребления в государственном секторе. Она, в частности, предполагает диджитализацию всех взаимоотношений между бизнесом, гражданами и государством. А также внедрение стандартов НАТО по оборонным закупкам.

Это первая антикоррупционная стратегия, содержащая секторальный компонент – изменения в пятнадцати сферах государственной политики. Прописаны меры по минимизации коррупции в сферах, которые больше всего беспокоят граждан – судебная система, здравоохранение, образование.

Также приоритетом является введение единых правил ведения бизнеса – усиление эффективности работы Антимонопольного комитета и обеспечение реальной конкуренции. Внедрение стратегии сделает невыгодным для финансово-промышленных групп влиять на власть.

Рассчитываем, что на внедрение изменений уходит три года.

В Украине внедрялись десятки разных стратегий. Однако, в основном, их не выполняли должным образом. Какие предохранители на этот раз?

По каждому направлению предусмотрена персональная ответственность за имплементацию тех или иных мер. И в случае невыполнения руководитель НАПК может внести предписание или инициировать вопрос перед Кабмином об ответственности такого лица.

Когда Кабмин будет рассматривать программу?

Еще в 2020 году президент определил закон о Государственной антикоррупционной программе безотлагательным. Парламент два года не может принять его.

И только благодаря позиции Дании, отказавшейся согласовывать кандидатство Украины в Европейский Союз без принятия этого документа, процесс сдвинулся с места.

Сейчас документ лежит на столе у премьера. Его должны были принять еще до саммита Украина–ЕС. Но по непонятным причинам этого до сих пор не произошло.

Мы рассчитываем, что программа будет принята до саммита ЕС, который пройдет 9 февраля в Брюсселе.

Очевидно, что есть только два субъекта, которым не выгодно принятие государственной антикоррупционной программы – коррупционеры и россияне. Первые являются союзниками вторых.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд