17 июля завершается действие соглашения о «зерновом коридоре». Эффективно он работал всего три месяца – в остальное время все было непредсказуемо. Сейчас около 30 судов ожидают разрешения российских инспекторов, а каждый день простоя стоит $20 000.
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
Зерновая инициатива не работает – аграрии заплатили более $1 млрд демереджа в ожидании разрешений от российских инспекторов, заявил во время встречи зернового клуба Украинской зерновой ассоциации ее президент Николай Горбачев. «По нашим расчетам, украинские агроэкспортеры потеряли по меньшей мере $210 млн демереджа с ноября 2022 года по июнь 2023 года», – дает более скромную оценку СЕО Kernel Евгений Осипов.
Фактически зерновая инициатива работала эффективно первые три месяца. С августа по октябрь 2022 года ею воспользовалось 421 судно. Они вывезли 9,7 млн т пшеницы, кукурузы, подсолнечника и растительного масла. Инспекционные команды, в которые входили представители Украины, ООН, Турции и России, пропускали в среднем 5–6 судов в день.
За три месяца больше всего зерновым коридором экспортировала Kernel Андрея Веревского – 813 500 т, согласно данным брокерской компании Maxigrain. В первую пятерку вошли: UkrLandFarming Олега Бахматюка (296 800 т), американская ADM (292 700 т), украинская Agroprosperis, принадлежащая американскому New Century Holdings (251 000 т) и «Нибулон» Андрея Вадатурского.
Первые попытки саботажа «зернового коридора» Россией начались уже осенью 2022 года, примерно через три месяца после начала работы зерновой инициативы, вспоминает Осипов.
В октябре коридором воспользовались 176 судов, в ноябре – 85, в июне 2023 – 37. «Если в марте по морским путям Украина экспортировала 4 млн т продукции, то в мае только 1,3 млн т – меньше трети возможных объемов», – говорит Осипов.
С 1 мая 2023 года российские инспекторы регистрировали в среднем два судна за трое суток, говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков. Из-за умышленной затяжки инспекций в Босфоре образовывались очереди из более 100 судов на вход и выход. «Сейчас около 30 судов ждут входа в порты, – добавляет он. – Некоторые из них ждут более 3,5 месяцев».
Судно c 64 000 т зерна на борту основателя агрокомпании «Прометей» Рафаэля Горояна стоит в проливе Босфор уже более 120 дней. За каждый день простоя владелец платит $20 000. «То, что мы заработали на зерновом коридоре, мы потеряли за месяц», – говорит Гороян. В настоящее время судовладельцы в стоимость перевозки закладывают $15 за тонну на простой в Босфоре.
Российские инспекторы беспредельно ведут себя в рамках зернового коридора. Комиссия приезжала ближе к обеду на судно и не успевала сделать инспекцию из-за короткого рабочего дня, который завершался в 15:30, рассказывает Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulker. Могли гонять капитана судна за нетиповыми документами, что занимало еще несколько суток, или просто не появлялись на инспекцию. Могут выбирать из очереди прибывшее судно и игнорировать судно, стоящее в очереди месяцы, и многое другое, добавляет он. «По причине саботирования «зерновой инициативы» мир недополучил около 20 млн т продовольствия, – уверен Осипов. – Это об интересах не только украинского бизнеса, но и всего мира».
Хотя и «коридор» выглядит слишком дорогим в пользовании, в прошлом году он обеспечил прирост золотовалютных резервов и сохранил желание аграриев засевать, говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. «Вероятно, без перспектив функционирования зернового коридора посевные площади в этом году были бы ниже на 25–30%», – добавляет он.
17 июля зерновое соглашение завершается. Продолжат ли его? «Это единственный вопрос, на который я не готов сейчас ответить, – говорил на встрече зернового клуба УЗА Васьков. – У меня нет уверенности, что у него есть шансы». Васьков уверяет, что союзники – ООН и Турция – делают все возможное, чтобы соглашение было продлено.
Опрошенные Forbes аграрии отличаются во мнениях относительно целесообразности «коридора». «Так, как он (коридор. – Forbes) работает сейчас, лучше пусть вообще не работает», – говорит Гороян из «Прометея». Если «зерновое соглашение» будет работать эффективно в течение следующего года, а прошлогодний уровень цен будет сохранен, то ориентировочная валютная выручка от экспорта может составить $13 млрд, подсчитывает Осипов из Kernel.
Что нужно, чтобы коридор работал эффективно? Следует обеспечить минимальные гарантии темпов поставок, а для этого увеличить количество инспекций в сутки до 12–15, считает Осипов. «Самое главное – работа «зернового коридора» должна стать прозрачной», – добавляет он. На сайте ООН должна быть опубликована статистика прохода судов, а также информация о планировании инспекций. Тогда мир собственными глазами увидит, что когда украинская сторона подает на инспекцию 12–50 судов, на рассмотрение попадают лишь одно или два, говорит Осипов.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.