Зерно и море. Россия саботирует работу зернового коридора и наращивает собственный агроэкспорт. Что происходит в портах Украины /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Зерно и море. Россия саботирует работу зернового коридора и наращивает собственный агроэкспорт. Что происходит в портах Украины

Shutterstock

На этой неделе должна пройти встреча по продлению соглашения зернового коридора, предварительная договоренность действует до 18 мая. Россия уже мешает прохождению украинских судов, заявляя, что черноморская зерновая инициатива вредит российскому агроэкспорту. Это не соответствует действительности. Как работает зерновой коридор накануне переговоров?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Официально зерновой коридор работает, но россияне по надуманным поводам задерживают движение судов. Некоторые суда инспектируют по 2–4 дня», – говорит Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. Согласно статистике, опубликованной на сайте Украинской зерновой ассоциации, в апреле 65 судов экспортировали агропродукцию. Это меньше, чем даже в первый месяц (август 2022) работы инициативы – 69 судов (средний показатель за девять месяцев – 102 зерновоза).

1 мая было проведено всего пять инспекций из 11, по данным Министерства инфраструктуры. В очереди было 89 судов, из которых 64 направляются в украинские порты под погрузку продовольствием. Количество успешно проверенных на вход инспекций стало критически малым – 1–2 в день. «По факту нового трейда нет из-за угрозы закрытия коридора 18 мая, – говорит Иванов. – Работу коридора трудно назвать эффективной, но лучше так, чем вообще никак».

«Зерновой коридор работает, но его эффективность не превышает 50%», – рассказывают в пресс-службе Министерства инфраструктуры. В марте было экспортировано 3,8 млн тонн, в апреле на 26% меньше – 2,8 млн тонн. В министерстве такое падение экспорта связывают с систематическим отказом российских инспекторов регистрировать и инспектировать новый входной флот в украинские порты. «Это привело к дефициту – в апреле украинские порты приняли практически вдвое меньше флота под погрузку», – добавляют в пресс-службе.

Вдвое уменьшился объем флота, который россияне пропускают на порт «Южный», констатирует Филипп Грушко, член наблюдательного совета группы терминалов TIS, Neptune. По его данным, в январе 2023 года «Южный» принял 30 судов, в апреле их было всего 15. «Судна, запланированные на погрузку в порту «Южный», десятками вычеркивают из планов без объяснения причин, – рассказывает Грушко. – И объемы зерновых, которые должны перевозить эти корабли, не перетекают в другие порты Украины». Фактически это означает, что вместо трех портов в «коридоре» принимают участие только два – Одесса и Черноморск, добавляет он.

Последствия российского саботажа

Если соглашение о зерновом коридоре не будет продлено 18 мая, то в ближайшие несколько месяцев катастрофических последствий не будет, украинский экспорт уже достиг 50 млн тонн зерновых и масличных, и зерновые остатки невелики, говорил на конференции Euro Grain Hub Exchange & Forum президент Зерновой ассоциации Николай Горбачев. Последствия закрытия коридора будут ощутимы позже. «Закрытие коридора даст отрицательный сигнал нашему сельхозпроизводителю, и он может скорректировать свои посевные площади, – говорит Горбачев. – Сейчас это самая главная проблема – сколько будет посеяно кукурузы». По его словам, оценки трейдеров отличаются – от 2,5 млн га до 3,5 млн га. «Если фермеры не досеют кукурузу, это повлияет на следующий урожай и объемы экспорта в следующем году», – объясняет Горбачев.

Из-за блокирования экспорта через порт «Южный» Украина может не выполнить обязательства перед Турцией и ООН по поставкам зерновых на рынки стран Азии и Африки, считает Грушко. В «Южном» сконцентрировано 50% портовых мощностей Украины, которые могут переваливать объемы, необходимые для мирового потребления. «У Одессы и Черноморска нет достаточных ресурсов, чтобы обеспечить ООН ту продовольственную безопасность, на которую рассчитывали участники зернового соглашения (от украинских зерновых зависят более 400 млн человек)», – добавляет Грушко. Он считает, что если движение судов в «Южный» не будет разблокировано, цены на продовольствие вырастут, и в ряде стран возрастет риск голода.

Тем временем на сухопутных границах

Европейская комиссия со 2 мая по 5 июня этого года запретила импорт пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника украинского происхождения в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. В течение этого периода агропродукция сможет по-прежнему поставляться в другие страны – члены блока. Но даже в случае транзита украинские аграрии сталкиваются с кучей бюрократических преград, которые затягивают время отгрузки и наносят ущерб. Детальнее читайте в материале Forbes «Не пройти, не проехать. Европейский транзит для украинского агро открыт, но очереди на границе выросли почти до 40 км. Как одолевают «соседские» преграды наши аграрии».

Россия ведет торг

Главный аргумент РФ, что из-за работы зернового коридора Россия не смогла экспортировать сельскохозяйственную продукцию, также российская сторона требует выполнения ряда условий для продления соглашения. Утверждение, что РФ не может экспортировать свою продукцию из-за украинского зерна, не соответствует действительности. Аналитики агентства AgriCensus отмечают, что экспорт российской пшеницы глубоководными портами в течение недели, закончившейся 2 мая, вырос до 691 000 тонн. Общий экспорт пшеницы с 1 июня 2022-го, включая транспортировку по железной дороге и небольшим портам, уже достиг примерно 37,7 млн тонн, что на 37% выше, чем в прошлом году. «Это наивысший уровень, достигнутый в настоящее время года», – добавляют аналитики AgriCensus.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине