Споры вокруг законопроекта Минюста о возвращении декларирования заставили нардепов реанимировать альтернативный документ почти годичной давности. Станет ли декларирование таким же обязательным для чиновников, как было до войны?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Около двух месяцев Министерство юстиции пыталось согласовать с Международным валютным фондом (МВФ) свою версию законопроекта о возвращении электронного декларирования для госчиновников. Декларирование было остановлено после начала полномасштабной войны. Его восстановление является одним из требований меморандума с МВФ, который Украина должна выполнить до конца июля.
Из-за срочности вопроса и критики правительственного закона со стороны антикоррупционных органов и общественности в процесс вмешались нардепы из президентской фракции. Глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия 20 июля заявил о вынесении на голосование уже на следующем заседании Верховной Рады (ВР) закона №8071 о возвращении обязательного электронного декларирования для чиновников. Документ был зарегистрирован почти год назад, но так и не попал в зал.
Голосование в первом чтении может состояться уже на следующей неделе, говорят два нардепа из президентской партии.
Готов ли парламент возвращать обязательное декларирование и почему этот процесс длится так долго?
Какой формат декларирования предлагают ВР и правительство
Решение вернуться к «старому» законопроекту Арахамии поддержала глава антикоррупционного комитета Анастасия Радина и первый заместитель председателя ВР Александр Корниенко. Еще утром такой сценарий выглядел маловероятным, рассказывали три собеседника Forbes из ВР и антикоррупционных органов. «Это шаг на опережение и попытка предупредить волну критики после регистрации правительственного документа», – говорит один из них.
Законопроект авторства Арахамии четыре собеседника в антикоррупционных организациях и ВР называют почти образцовым. «Именно принятие этого документа ожидает НАПК», – говорит Forbes глава агентства Александр Новиков.
Документ возвращает декларирование в том же формате, котрорый существовал до начала полномасштабной войны.
Лица, не подавшие декларацию, должны сделать это в 60-дневный срок со дня вступления закона в силу. Исключение – граждане, находящиеся на временно оккупированной территории и привлеченные в оборонном секторе, участвующие непосредственно в боевых действиях. «Но речь не идет о чиновниках, которые, например, занимаются закупками у Минобороны», – предупреждает глава антикоррупционного комитета Радина.
По данным НАПК, только 43 народных депутата, четыре члена правительства и три чиновника из Офиса президента (ОП) подали декларацию за 2021 год. За 2022-й – 25 народных депутатов и два члена правительства.
Отсутствие поддержки со стороны народных депутатов, которые не спешат разглашать свое состояние, – одна из причин, почему законопроект Арахамии пролежал почти год в ВР, говорят два нардепа, причастных к обсуждению процесса. Именно поэтому правительство должно было разработать альтернативу, но в нынешнем формате закон не удовлетворяет ни требования МВФ, ни общественности, говорит один из собеседников.
Одна из последних версий закона, которую предлагает рассмотреть Минюст, содержит ряд существенных ограничений по декларированию. Согласно документу, декларант сможет не указывать данные об одном объекте в Украине и одном объекте за границей, которые являются местом фактического проживания его и членов семьи. «Это позволит народным депутатам утаивать имущество, не соответствующее их доходам», – считает юрист из Центра противодействия коррупции (ГПК) Татьяна Шевчук.
Другая опасная норма – возможность подавать изменения в декларацию после возбуждения уголовного дела, отмечает Новиков из НАПК. «Это полностью нивелирует как процесс расследования, так и процесс декларирования», – говорит он.
Еще один недостаток этой версии закона – реестр не будет публичным. Согласно предыдущей редакции закона, имеющейся в распоряжении Forbes, доступ к реестру будут иметь НАПК и НАБУ, а другие правоохранительные органы – по запросу. Еще один вариант, который рассматривался, – предоставлять информацию о декларации по запросу другим лицам, например, членам общественных организаций и журналистам, – говорит заместитель председателя антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин.
Когда обязательное декларирование могут вернуть
Закон Арахамии еще в прошлом году поддержал антикоррупционный комитет, поэтому его путь в зал проще, чем у еще незарегистрированного и не согласованного закона Минюста.
Сейчас у нардепов почти не осталось времени для маневра. «Должны сделать хотя бы вид, что пытаемся вовремя выполнить требования МВФ», – говорит нардеп из президентской фракции, причастный к обсуждению процесса.
Также принятие закона является частью обязательств по вступлению в Европейский союз (ЕС). Одно из требований ЕС – продемонстрировать эффективные расследования по антикоррупции топ-чиновников, а это невозможно без возобновления декларирования, объясняет юридический советник Transparency International Ukraine Александр Калитенко.
Поскольку закон публично поддержали Арахамия, первый заместитель председателя ВР Корниенко и глава антикоррупционного комитета Радина, это весомый сигнал для остальных нардепов президентской политсилы поддержать документ, – говорит собеседник Forbes в антикоррупционном учреждении, причастный к обсуждению документа. «Но единства относительно него пока нет», – добавляет он.
В случае провала закона Арахамии нардепы могут вернуться к обсуждению документа, который подготовил Минюст, предполагают два собеседника из депутатского корпуса и антикоррупционного учреждения.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.