Категория
Новости
Дата

Чем грозит реформа «упрощенки». Аналитические центры указали на слабые места Нацстратегии доходов

3 хв читання

Реформа упрощенной системы налогообложения (УСН), предусматриваемая Национальной стратегией доходов, не приведет к уменьшению злоупотреблений крупным бизнесом с применением УСН. Так считают специалисты экономических аналитических центров и эксперты по налоговой политике, которые проанализировали утвержденный правительством документ. Анализ опубликовал Центр социально-экономических исследований CASE Украина.

Ключевые факты

  • Изменения, которые правительство планирует внедрить по УСН, на практике приведут к превращению упрощенной системы в приближенную к общей. Ею не смогут воспользоваться сотни тысяч малых предпринимателей, привлекаемых УСН исключительно ее простотой, отсутствием учета и умеренными ставками, считают эксперты.
  • Главные риски – массовая тенизация. Экономисты напомнили, что предыдущая попытка уничтожения УСН правительством Азарова в 2010 году привела к массовым протестам и вместе с дальнейшим ухудшением условий УСН закончилась потерей 2,2 млн легальных рабочих мест в микробизнесе.
  • Кроме того, Украина потеряет единственное преимущество, благодаря которому в последние годы росли инновационные отрасли, не приобретя других преимуществ (все еще коррумпированная налоговая и таможенная службы, нереформированная судебная система, слабый уровень госуправления), считают эксперты.
  • Экономисты обращают внимание на то, что попытки притеснения только упрощенной системы налогообложения, как инструментария потенциального (ибо каких-либо расчетов потерь бюджета не приведено) избегание налогообложения, без решения проблемы агрессивного налогового поведения со стороны крупных и сверхбольших компаний – контрпродуктивны.
  • Также эксперты заявили о нецелесообразности отмены упрощенной системы аграрного сектора. Это единственное преимущество украинских фермеров, которое компенсировало значительные дотации, предоставляемые аграриям стран ЕС, дешевые имеющиеся у них кредиты, качественную судебную систему в ЕС и тому подобное, говорится в комментарии.
  • Кроме того, простота налогообложения и невозможность уклонения являются значительными преимуществами в условиях села как для плательщиков, так и для контролирующих органов, отмечают специалисты.

Контекст

«Упрощенка» позволяет компаниям и физлицам-предпринимателям платить единый налог вместо обычных НДФЛ, ЕСВ и военного сбора, использует около 1,7 млн налогоплательщиков. Совокупно они генерировали около 0,9% ВВП в период 2020-2022 годов.

Проблема – системой может пользоваться крупный бизнес, в то время как она была задумана для поддержки небольших предприятий, говорится в НСД. Наибольшей группой участников в группах 1 и 2 являются секторы розничной и оптовой торговли, включая ремонт автомобилей, на которые приходится около двух третей участников и объема оборота. В группе 3 – смещение в сторону профессиональных и IТ-услуг.

Национальная стратегия доходов предусматривает реформу упрощенной системы налогообложения в 2025-2027 годах.

Что предполагает реформа УСН. В течение переходного периода, который продлится три года, ставки единого налога для юрлиц третьей группы постепенно увеличатся до уровня обычной ставки налога на прибыль (18%).

Переходные уровни и окончательное значение ставок еще будут обсуждаться. Цель – привлечь юрлиц к постепенному самостоятельному переходу на общую систему налогообложения. После окончания переходного периода юрлицам запретят использование УСН.

Вторая и третья группы УСН для ФЛП будут объединены в одну группу. Для нее создадут дифференцированную шкалу ставок от минимальных 3% для торговой деятельности до 17% для ряда услуг. Это также будет постепенно происходить. Для плательщиков этой группы будет обязательно применение РРО.

Список видов деятельности, разрешенных для участия в первой группе, будет пересмотрен для того, что исключить из нее высокомаржинальные бизнесы. Фиксированный налог будет отменен, а появится ставка по фактически полученному доходу.

Для крестьянских фермерских хозяйств (физлиц), которые останутся в режиме четвертой группы, налогооблагаемая база будет расширена начиная с года, когда в Украине введут налогообложение земли на основе ее массовой оценки. Для производителей сельскохозяйственной продукции (юридических лиц) ставки единого налога в течение трех лет повысят до уровня ставки налога на прибыль в 18%.

Исключения, позволяющие сейчас не осуществлять учет и документально подтверждать происхождение товаров в реализации, отменят. Далее требования к учету будут максимально упрощенными, но обязательными, независимо от организационно-правовой формы и/или вида деятельности плательщика.

Изменения в упрощенную систему налогообложения или налоги на доходы физических лиц не будут внедряться, пока не возрастут доверие к фискальной системе и безопасность данных налогоплательщиков, сказал министр финансов Сергей Марченко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд