Реформа упрощенной системы налогообложения (УСН), предусматриваемая Национальной стратегией доходов, не приведет к уменьшению злоупотреблений крупным бизнесом с применением УСН. Так считают специалисты экономических аналитических центров и эксперты по налоговой политике, которые проанализировали утвержденный правительством документ. Анализ опубликовал Центр социально-экономических исследований CASE Украина.
Ключевые факты
- Изменения, которые правительство планирует внедрить по УСН, на практике приведут к превращению упрощенной системы в приближенную к общей. Ею не смогут воспользоваться сотни тысяч малых предпринимателей, привлекаемых УСН исключительно ее простотой, отсутствием учета и умеренными ставками, считают эксперты.
- Главные риски – массовая тенизация. Экономисты напомнили, что предыдущая попытка уничтожения УСН правительством Азарова в 2010 году привела к массовым протестам и вместе с дальнейшим ухудшением условий УСН закончилась потерей 2,2 млн легальных рабочих мест в микробизнесе.
- Кроме того, Украина потеряет единственное преимущество, благодаря которому в последние годы росли инновационные отрасли, не приобретя других преимуществ (все еще коррумпированная налоговая и таможенная службы, нереформированная судебная система, слабый уровень госуправления), считают эксперты.
- Экономисты обращают внимание на то, что попытки притеснения только упрощенной системы налогообложения, как инструментария потенциального (ибо каких-либо расчетов потерь бюджета не приведено) избегание налогообложения, без решения проблемы агрессивного налогового поведения со стороны крупных и сверхбольших компаний – контрпродуктивны.
- Также эксперты заявили о нецелесообразности отмены упрощенной системы аграрного сектора. Это единственное преимущество украинских фермеров, которое компенсировало значительные дотации, предоставляемые аграриям стран ЕС, дешевые имеющиеся у них кредиты, качественную судебную систему в ЕС и тому подобное, говорится в комментарии.
- Кроме того, простота налогообложения и невозможность уклонения являются значительными преимуществами в условиях села как для плательщиков, так и для контролирующих органов, отмечают специалисты.
Контекст
«Упрощенка» позволяет компаниям и физлицам-предпринимателям платить единый налог вместо обычных НДФЛ, ЕСВ и военного сбора, использует около 1,7 млн налогоплательщиков. Совокупно они генерировали около 0,9% ВВП в период 2020-2022 годов.
Проблема – системой может пользоваться крупный бизнес, в то время как она была задумана для поддержки небольших предприятий, говорится в НСД. Наибольшей группой участников в группах 1 и 2 являются секторы розничной и оптовой торговли, включая ремонт автомобилей, на которые приходится около двух третей участников и объема оборота. В группе 3 – смещение в сторону профессиональных и IТ-услуг.
Национальная стратегия доходов предусматривает реформу упрощенной системы налогообложения в 2025-2027 годах.
Что предполагает реформа УСН. В течение переходного периода, который продлится три года, ставки единого налога для юрлиц третьей группы постепенно увеличатся до уровня обычной ставки налога на прибыль (18%).
Переходные уровни и окончательное значение ставок еще будут обсуждаться. Цель – привлечь юрлиц к постепенному самостоятельному переходу на общую систему налогообложения. После окончания переходного периода юрлицам запретят использование УСН.
Вторая и третья группы УСН для ФЛП будут объединены в одну группу. Для нее создадут дифференцированную шкалу ставок от минимальных 3% для торговой деятельности до 17% для ряда услуг. Это также будет постепенно происходить. Для плательщиков этой группы будет обязательно применение РРО.
Список видов деятельности, разрешенных для участия в первой группе, будет пересмотрен для того, что исключить из нее высокомаржинальные бизнесы. Фиксированный налог будет отменен, а появится ставка по фактически полученному доходу.
Для крестьянских фермерских хозяйств (физлиц), которые останутся в режиме четвертой группы, налогооблагаемая база будет расширена начиная с года, когда в Украине введут налогообложение земли на основе ее массовой оценки. Для производителей сельскохозяйственной продукции (юридических лиц) ставки единого налога в течение трех лет повысят до уровня ставки налога на прибыль в 18%.
Исключения, позволяющие сейчас не осуществлять учет и документально подтверждать происхождение товаров в реализации, отменят. Далее требования к учету будут максимально упрощенными, но обязательными, независимо от организационно-правовой формы и/или вида деятельности плательщика.
Изменения в упрощенную систему налогообложения или налоги на доходы физических лиц не будут внедряться, пока не возрастут доверие к фискальной системе и безопасность данных налогоплательщиков, сказал министр финансов Сергей Марченко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.