Министр финансов Сергей Марченко о возможности «оплатить» мобилизацию 500 000 человек, рисках в 2024 году и налоговой стратегии до 2030-го. Новый выпуск «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes
Глава Минфина Сергей Марченко – гость еженедельного ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным».
Он рассказал, имеет ли украинский бюджет ресурсы для мобилизации еще полумиллиона человек в ряды Вооруженных сил, какое влияние будет иметь такой масштабный призыв на экономику, остались ли внутренние резервы в стране и зачем нужна Нацстратегия доходов.
Прямая речь Сергея Марченко сокращена и отредактирована для понятности.
О мобилизации
У нас нет информации от Министерства обороны о том, какую конкретную потребность [по финансированию дополнительной мобилизации] мы должны обеспечить. Есть много вопросов в части планов мобилизации, сроков, прогнозов численности лиц и так далее. Мы не работаем напрямую с Генштабом. Для этого есть Минобороны.
Если брать озвученный президентом запрос в 500 000 мобилизованных ( Владимир Зеленский заявил об этом на пресс-конференции 19 декабря, – Forbes ), то оценка потребности дополнительных расходов в 500 млрд грн достаточно корректна. Сейчас в секторе безопасности и обороны более миллиона человек, расходы на их обеспечение – более 1 трлн грн.
Но банальное сложение здесь не работает. Возникают вопросы: какие подразделения не обеспечены, или эти дополнительные 500 000 – для того, чтобы заместить действующие подразделения, или для создания новых подразделений, создания резервов? Речь идет о мобилизации на протяжении всего 2024 года?
Ответов на эти вопросы у меня сегодня нет. Поэтому я бы пока не забегал вперед, а дал бы возможность Генштабу вместе с Минобороны найти подходы и предложить решение, как они это видят. Это и об оптимизации действующих расходов, потому что мы фактически истощили наш внутренний потенциал по финансированию военных нужд. И просто искусственно, условно говоря, увеличить на «энную» сумму миллиардов гривен бюджет не получится, потому что у нас нет этих миллиардов гривен.
У меня нет сомнений в том, что мобилизация нужна. Но я не могу ставить вопросы поиска дополнительных источников средств, не понимая, что вообще происходит. И потому я задаю эти вопросы. Сколько действительно нужно, где это критично, как это все обеспечить. На это должны ответить компетентные органы. Потом мы будем считать.
Нам нужен план. Будет план – будет разговор. Я не готов работать в формате «обеспечить любой ценой», потому что у меня много вопросов относительно цены этого обеспечения.
Какое влияние на экономику может оказать мобилизация 500 000 человек
До войны у нас было 11 млн человек, которые не получали от государства ничего, но и не платили налоги. Предположим, половина мужчины – 5,5 млн мужчин потенциально вне системы любого контроля, любого понимания, где они находятся.
Минимальную сумму налога на доходы физлиц платят около 3 млн человек. Конечно, эти люди работают в экономике, они, возможно, выполняют какие-либо важные функции. Но я не могу сказать, что их можно как-то идентифицировать как потерю.
Конечно, есть потенциальная потеря экономических агентов. Если вы мобилизуете инженера, выполняющего очень важную функцию, и от этого теряет работу еще тысяча человек, нужно сделать так, чтобы этот инженер был забронирован. Поэтому мобилизация должна быть разумной. Люди – это не ресурс, при всем уважении к тем, кто так считает. Люди – это чья-то жизнь.
Не могу сразу сказать, какой будет потеря ВВП, если мы призовем еще 500 000 человек. Конечно, потери будут, в налогах тоже. Но экономика мобилизованных работает по-другому. Эти люди будут получать денежное довольствие, формировать спрос на товары и услуги. Потому нельзя сказать, что это будет только потеря для экономики.
Об эффективности военных расходов
Пока у меня больше вопросов, чем ответов [относительно того, как тратится военный бюджет]. К сожалению, два года войны у меня, как министра финансов, на большинство из них ответа нет. В войну власть гражданских достаточно ограничена, и любые потребности, признаваемые военными потребностями, не дискутируются, а обеспечиваются.
Мы так жили два года. Но на данный момент, я считаю, есть необходимость как минимум привлечь специалистов Министерства финансов к разработке и оценке потребностей [военных] и оценке эффективности затрат.
О Национальной стратегии доходов и изменении налоговой системы
Национальная стратегия доходов – это документ на среднесрочную перспективу, до 2030 года (Кабмин принял стратегию вечером 27 декабря, разговор с министром состоялся утром в этот же день, – Forbes ). Это один из основных определяющих документов в программе с МВФ.
Основная задача документа – обеспечить, чтобы наше «доходное ситечко» не протекало, или, по крайней мере, были обеспечены все возможности, чтобы все источники доходов были обложены налогом. Потому что ни для кого не секрет слабая способность наших администраторов налоговой и таможенной службы.
В первую очередь, эта стратегия направлена на их модернизацию, повышение состоятельности, повышение их человечности, доступности и понимание того, что бизнес – это не дойная корова. Бизнес – это предприятия, которые генерируют рабочие места, платят налоги. И это огромная ценность. Поэтому, прежде всего, будет изменена система администрирования.
Затем речь пойдет об определенных изменениях налоговой политики. Но без смены администраторов никто налоговую политику не будет менять. В 2025-м изменения налоговой системы если и будут, то только точечные. Предварительно согласованные, без сюрпризов.
Когда у нас будет нормальная система администрирования налогов, тогда будем говорить, как нам откалибровать налоговую систему. До этого времени такие разговоры вестись не будут.
Об ожиданиях финансовой помощи от ЕС и США
Всегда есть вероятность того, что что-то пойдет не так, но ЕС – ключевой партнер для нас, и мы очень на них рассчитываем.
В случае с США мы работаем с нашими непосредственными коллегами из Казначейства. И Джанет Йеллен, и ее заместители уверяют нас, что помощь Соединенных Штатов будет. И они предпринимают для этого колоссальные усилия. Мы за это им очень благодарны.
О поиске внутренних резервов в условиях войны
Все возможные оптимизационные решения по расходам мы приняли при подготовке бюджета. Это и распределение НДФЛ военных, и минимизация любых капитальных расходов, не связанных с поддержкой и обеспечением нашего сектора безопасности и обороны. Поэтому я не могу сказать, что здесь что-то еще можно оптимизировать.
По внутренним заимствованиям мы также приближаемся к достаточно оптимальным уровням. Где еще можно посмотреть в части доходов – это работа с серыми рынками, которые, к сожалению, еще существуют в Украине.
Контрабанда, рынок алкоголя, сигарет, игорка. Многое сделано в последнее время, но также есть возможности для оптимизации. В целом это добросовестная уплата налогов субъектами малого предпринимательства. Возможности расширения за счет обложения серой и черной зоны сохраняются.
О ключевых рисках в 2024 году
Ключевой риск – в январе-феврале, потому что этот период будет достаточно напряженным с точки зрения ресурсов. Во-первых, более низкие налоги сезонно, во-вторых, минимальные средства от доноров.
Все остальные факторы, которые будут в течение года, это обеспечение нашего эффективного взаимодействия с МВФ. Потому что это ключевой фактор, позволяющий нам создавать доверие к действиям, поступкам, стране, экономике, экономическим агентам и получать необходимую поддержку в рамках программы МВФ.
Об итогах бюджетного года
Мы закрываем этот год с серьезным достижением в части международной помощи – привлекли более $42 млрд в год. Мы обеспечили рекордный объем заимствований на внутреннем рынке. Это позволило полностью профинансировать необходимые расходы, прежде всего, в секторе безопасности и обороны.
Надеюсь, что выполним план поступлений в госбюджет. По таможне это менее вероятно, по налоговой – достаточно вероятно.
Также Украина выполнила все международные обязательства, в частности состоялся второй пересмотр программы с Международным валютным фондом.
Конечно, что-то можно было сделать лучше, но в целом 2023 год с точки зрения финансов и с точки зрения макрофинансовой стабильности был более обеспеченным, чем 2022-й. О 2024 году еще поговорим, но меня больше беспокоит 2025-й.
Это то, о чем я думаю постоянно. Надо думать и делать, потому что 2025 год начинается, можно сказать, уже сегодня. Те решения, которые будут работать на устойчивость бюджета, нужно готовить сейчас.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.