Рынок горючего в Украине стал еще более конкурентным после преодоления топливного кризиса. Об этом рассказал руководитель WOG Holding Андрей Пивоварский в интервью Forbes.
Ключевые факты
- В 2022 году власти сняли ограничения на рынке горючего, чтобы наполнить его нефтепродуктом: правительство отменило ценовые ограничения на рынке горючего, парламент убрал акциз и снизил НДС, напоминает Пивоварский. «Тогда в Европу за горючим поехали все», – говорит он.
- С июня по сентябрь 2022-го продажа горючего была очень маржинальным бизнесом, объясняет руководитель WOG Holding. Затем маржа начала снижаться.
- Заработавшие деньги на импорте небольших объемов ушли в ритейл, объясняет Пивоварский. «Поставили бочку, сделали навес, – говорит он. – Некоторые решили развиваться и инвестировать в точки продаж».
- Количество игроков увеличилось, а объем рынка снизился. По оценке Пивоварского, в 2022 году ритейл упал на 30% к 2021-му. В 2023 году рынок на 7-10% меньше, чем в 2021-м.
- Тройка лидеров – ОККО, WOG и UPG/«Укрнафта», по словам Пивоварского.
- Раньше было два сегмента: белый и темный рынок. Сейчас белые компании несут полную налоговую нагрузку, серые оптимизируют налогообложение с помощью зарплат в конвертах или скруток НДС. Продавцы ворованного горючего за наличные деньги работают полностью в черном секторе.
Ключевая цитата
«Рынок был высококонкурентным до войны, сейчас он ультраконкурентный», – сказал Андрей Пивоварский.
Контекст
До полномасштабной войны Украина импортировала более 70% потребляемого топлива. В 2021 году из России поступало 30% автогаза и 25% дизтоплива. Также крупным поставщиком горючего была Беларусь. С начала вторжения правительство запретило прямой импорт из страны-агрессора и его пособника.
Весной 2022-го был топливный кризис с километровыми очередями к автозаправкам. Чтобы преодолеть его, правительство отменило ценовое регулирование, а парламент временно отменил акциз и снизил НДС с 20% до 7%.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.