Ігор Коломойський і Сергій Корецький. /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

«Укрнафту» забрали у Коломойского, поставили новых топов, и компания получила рекордные 4,3 млрд грн. Действительно ли все так эффективно заработало? Экономист Василий Поворозник объясняет реальные причины

Коллаж Анна Наконечная

Самая крупная нефтяная компания страны «Укрнафта», которая в ноябре 2022 года перешла в подчинение государства, получила в первом квартале 2023-го прибыль в размере 4,3 млрд грн. Это вдвое превышает показатель за весь мирный 2021 год. Все благодаря повышению прозрачности работы, уменьшению затрат, росту суточной добычи нефти и трейдингу нефтепродуктами, отмечал ее новый CEO Сергей Корецкий, на управление которого власти возлагают большие надежды. Экономист «CASE Украина» Василий Поворозник проанализировал, что на самом деле повлияло на увеличение прибыли «Укрнафты» и почему в этой ситуации компании необходимо надлежащее корпоративное управление.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Завершить реформу корпоративного управления госкомпаний – один из 19 структурных маяков последнего меморандума Украины и МВФ. От этого в том числе зависит получение Украиной $115 млрд помощи в течение четырех лет. Особенно этот вопрос актуален в контексте специфической «национализации» нескольких крупных предприятий, в частности «Укрнафты».

Руководителя «Укрнафты» сменили сравнительно недавно – в ноябре 2022 года. Им стал экс-управленец сети заправок WOG Сергей Корецкий. На него возлагались немалые надежды, в частности, в контексте увеличения добычи нефти и газа.

В конце мая «Укрнафта» отчиталась, что уплатила в государственный бюджет 1,187 млрд грн налога на прибыль, по результатам первого квартала 2023 года. Это произошло после получения компанией рекордной прибыли в 4,3 млрд грн за этот период. Этот показатель сравним с ее годовой прибылью в 2020-м и 2021 годах.

По словам главы компании Сергея Корецкого, это случилось благодаря повышению прозрачности работы компании, а также уменьшению затрат, увеличению суточной добычи нефти и трейдингу нефтепродуктов.

Получение прибыли и уплата значительной суммы налогов в условиях полномасштабной войны, безусловно, положительный результат. Однако похоже, что он является следствием роста цен на нефтепродукты и продажи запасов «долгового» газа.

Сокращение расходов или увеличение дохода от реализации

Правда, «Укрнафта» не обнародовала промежуточный финансовый отчет эмитента за первый квартал 2023-го, поэтому пока полагаемся только на заявления руководителя компании. Однако консолидированную финансовую отчетность за первые три месяца текущего года опубликовала НАК «Нафтогаз Украины», которая проливает немного света на финансовые показатели «Укрнафты».

По данным этого отчета, в первом квартале 2023 года прибыль «Укрнафты» составила 3,5 млрд грн, что ниже заявленных самой компанией показателей.

Отчет «Нафтогаза» также не подтверждает тезис Корецкого о сокращении расходов «Укрнафты». Напротив, себестоимость реализации выросла с 7,5 млрд грн в первом квартале 2022-го до 9,6 млрд грн в первом квартале 2023 года, а расходы на сбыт увеличились с 0,9 млрд до 1,3 млрд грн за соответствующие периоды.

Так что основным драйвером финансового результата «Укрнафты» стало не столько уменьшение расходов, сколько увеличение дохода от реализации – этот показатель вырос с 9,6 млрд грн до 15,6 млрд грн.

В результате чего квартальный доход «Укрнафты» повысился на 63%, мог бы объяснить финансовый отчет, который пока не опубликован. Впрочем, несложно догадаться, что размер дохода от реализации зависит от объемов реализованной продукции и цен на нее.

Доход «Укрнафты» формируется преимущественно в результате продажи нефтепродуктов и природного газа. В первом квартале 2021 года их доля в структуре доходов компании составляла 82% и 13% соответственно. Вероятно, что и после «национализации» эти структурные факторы не изменились, следовательно, эти виды продукции остаются ключевыми.

Добыча, реализация и доход

«Укрнафта» не раскрывает данные об объемах реализации нефтепродуктов и газа, однако можно предположить, что объемы реализации тесно связаны с уровнем добычи (и переработки) нефти и газа.

Из заявлений «Укрнафты» известно, что компания планирует увеличить добычу нефти на 6,4%, до 1,45 млн т, а газа – на 0,3%, до 1,04 млрд куб. м в 2023 году.

В прошлом году добыча просела в связи с боевыми действими и отключением электроэнергии. Нынешний рост, вероятнее всего, будет возвращением на уровень 2021 года. Так что заявленные компанией темпы восстановления добычи нефти и газа не могут объяснить увеличение дохода в первом квартале.

Его же может объяснить динамика цен на бензины и дизель – нефтепродукты, реализация которых формирует основной объем дохода.

Анализ данных из открытых источников показывает, что розничные цены на бензины выросли с 33,5 грн/л в первом квартале 2022-го до 48,5 грн/л в первом квартале 2023-го, то есть на 45%.

За этот же период цены на дизель подскочили на 54%: с 33,8 грн/л до 51,3 грн/л. Вероятно, именно подорожание корзины нефтепродуктов стало важной причиной увеличения дохода «Укрнафты», а значит, и прибыли.

Основным, но не единственным, потому что был еще газ. Ситуация с ним еще более интересная.

Добыча «Укрнафтой» газа осталась на уровне прошлого года, а цены на газ в первом квартале вообще сократились с примерно 30 000 грн за 1000 куб. м в 2022 году до 20 000 грн за 1000 куб. м в 2023 году. Однако в распоряжении нового руководства оказался неиспользованный запас природного газа, который оно унаследовало от предыдущей команды.

В конце 2022 года тогда новоназначенный руководитель «Укрнафты» Сергей Корецкий заявил, что у компании было чуть более 500 млн куб. м в подземных хранилищах газа страны (ПХГ), который она рассчитывает продавать на бирже или по прямым контрактам.

И действительно, в первом квартале 2023 года «Укрнафта» активно начала распродавать на Украинской энергетической бирже (УЭБ) природный газ из ПХГ. Собственно, продажи газа начались на УЭБ еще в конце ноября 2022-го. До этого «Укрнафта» не продавала природный газ на бирже (кроме продаж газа для предприятий соцсферы в начале 2022-го) почти три года – с декабря 2019-го.

О каком газе идет речь

Согласно упомянутой уже консолидированной промежуточной финансовой отчетности «Нафтогаза» за три месяца 2023 года, в марте 2022 года «Укртрансгаз» и «Укрнафта» подписали соответствующие документы и упорядочили вопросы по 0,591 млрд куб. м природного газа, который находится в ПХГ «Укртрансгаза».

Речь идет о досудебном урегулировании части из «долговых» 9 млрд куб. м газа 2006–2012 годов добычи, за которые «Укрнафта» судится с «Нафтогазом».

Предыдущее руководство компании не продавало этот газ, а новое, вероятно, продало часть этого запаса, увеличив доход от реализации.

Очевидно, что этот газ продавался по текущим ценам (между 17 000–20 000 грн без НДС по котировкам УЭБ), а вот себестоимость была исторической (в пределах от 800 до 1400 грн в зависимости от периода).

Можно предположить, что именно эта разница и способствовала формированию рекордной прибыли «Укрнафты» в первом квартале 2023 года.

Денежные поступления от продажи «долгового» газа позволили погасить немалый налоговый долг компании, образовавшийся после «национализации», и принять в конце мая финансовый план «Укрнафты» на 2023 год.

Лакомый кусок без надлежащего корпоративного управления

Вопрос о финансовом результате «Укрнафты» привлекает внимание к тому, каким образом «Нафтогаз» урегулирует свой долг за газ перед компанией в размере 8,5 млрд куб. м.

Если «Нафтогаз» вернет долг по действующей рыночной стоимости, то «Укрнафта» получит немалый актив, стоимостью более 100 млрд грн (при рыночной цене в Украине в $300–400 за 1000 куб. м без НДС).

Это может стать лакомым куском для коррумпированных политиков и госслужащих при условии ненадлежащего корпоративного управления внутри «Укрнафты», к которой сейчас есть большие вопросы. У «Нафтогаза», в свою очередь, возникнет проблема, где взять газ для покрытия долга.

Если же долг закроют по «старой цене», то «Укрнафта» недополучит огромные средства, которые могли бы быть использованы для развития (при условии надлежащего управления). Также такой вариант вряд ли устроит инвесторов компании (как украинских, так и иностранных), что ухудшит инвестклимат и перспективы получения инвестиций на восстановление Украины.

Следовательно, снова ключевым будет вопрос надлежащего корпоративного управления государственного имущества, и именно к нему должно быть приковано внимание общественности, МВФ и международных партнеров Украины.

В случае с «Укрнафтой» есть определенные проблемы. Так что остается надеяться на их решение в ближайшем будущем.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине