С августа прошлого года 227 заправок сети AMIC Energy были арестованы в рамках расследования Бюро экономической безопасности (БЭБ). Следователи утверждают, что компания уклонялась от уплаты налогов и выводила доходы в Россию. AMIC, несмотря на арест, кое-как работает. Какие перспективы у бизнеса АМІС и расследования БЭБ
Суд арестовал сеть заправок AMIC в августе 2022 года в рамках досудебного расследования БЭБ. Следователи подозревают компанию в уклонении от уплаты налогов на 270 млн грн и выводе более 1 млрд грн дивидендов в пользу россиян. Арест не остановил деятельность одной из самых больших сетей АЗС: почти 90% автозаправочных комплексов продолжают работать. Хотя компания не может похвастаться удачным годом: продажи горючего в 2022-м сократились вдвое, выручка упала на четверть.
«Арест не препятствует ведению хозяйственной деятельности предприятия, он только не позволяет продавать активы, мы и не собираемся этого делать», – говорит генеральный директор АМІС Energy в Украине Аудрис Стропус и утверждает, что компания удержала довоенную долю на топливном рынке.
Российское прошлое и непонятное настоящее АМIC
Сеть AMIC – наследница российского «Лукойла». В 2015-м «Лукойл» продал 240 АЗС и шесть нефтебаз в Украине австрийской AMIC Energy Management GMBH. Стоимость сделки, по словам президента «Лукойла» Вагита Алекперова, составила $300 млн. Год назад Forbes оценивал сеть AMIC Energy в $170 млн.
Австрийская компания была основана за два года до закрытия соглашения. Украинский филиал возглавил Роберт Новек – выходец из европейских структур Lukoil. В 2015 году AMIC начала ребрендинг АЗС «Лукойл-Украина».
Конечные бенефициары AMIC «АМИК Украина» – граждане Австрии Клезл Йоханнес и Майер Гюнтер.
О том, что австрийская компания – лишь прикрытие для «Лукойла», писали тогда Liga.net и Deutsche Welle. Так считают и украинские правоохранители. Фактическими владельцами компании являются граждане РФ, говорится в августовском релизе БЭБ. Хотя за полгода следователям не удалось завершить расследование и передать дело в суд.
С 2017 года «АМИК Украина» возглавляет литовец Аудрис Стропус. В Украину он переехал из Польши, где управлял польской сетью АЗС AMIC. До этого Стропус руководил топливной компанией Lietuvos kuras, которая была выкуплена «Лукойлом» и реорганизована в Lukoil Baltija R. После покупки Lietuvos kuras он занимал должность председателя совета директоров Lukoil Balita R., а также президента Lukoil Polska.
В начале 2016 года «Лукойл» продал AMIC Energy свои сети в Литве и Латвии. В Литве замена владельца сети тоже вызвала вопросы в СМИ и правительстве. Но правительственная Комиссия по национальной безопасности Литвы определила, что соглашение AMIC Energy и «Лукойла» не угрожает интересам нацбезопасности страны, рассказывал Стропус в интервью Liga.net в сентябре прошлого года.
Работа под арестом
Из 227 заправок сети работают 197, остальные – во временной оккупации или разрушены, говорит Forbes Стропус.
14 января AMIC подала иск в ЕСПЧ против России. Среди прочего AMIC обвиняет Россию в уничтожении своих заправок и использовании захваченных и уцелевших АЗС для обеспечения армии РФ горючим. Ориентировочная сумма ущерба – 300 млн грн, говорит Стропус.
БЕБ VS бизнес
В сентябре суд арестовал корправа Brocard по инициативе БЭБ. В начале 2022 года в сеть входило 100 парфюмерно-косметических магазинов. Несмотря на попытки стражей порядка передать корправа дистрибьютора Brocard в АРМА, сейчас работают 77 магазинов.
В июле по инициативе БЭБ арестовали имущество премиум-ресторанов Bulldozer Group. Рестораны группы «Рыба пила» и «Ишак» продолжают работать.
А вот после ареста имущества производителя полуфабрикатов, вероятно, ТМ «Ермолино», детективы передали активы в Агентство по розыску и менеджменту активов ( АРМА ).
В 2021 году «АМИК Украина» входила в первую пятерку по реализации горючего. В военном 2022 году объемы продаж компании упали вдвое, до около 180 000 т, однако компания смогла сохранить долю на топливном рынке 7%, по собственной оценке. Конкуренты оценивают долю АМIC более скромно – 4%.
Обвинения БЭБ в связях с Россией больно ударили по продажам AMIC, она потеряла много корпоративных клиентов, рассказывал Forbes топ-менеджер большой сети АЗС в приватном разговоре в конце прошлого года. Падения продаж не связаны с обвинениями в связях с РФ, уверяет Стропус. Причины, по его словам, такие же, как и у всего рынка: падение экономики из-за полномасштабного вторжения РФ, отъезд за границу миллионов украинцев.
Однако топливный рынок упал всего на четверть. Импорт горючего в 2022-м снизился до 7,3 млн т с 9,7 млн т, по данным Консалтинговой группы «А-95». С марта у Украины нет собственного производства горючего, поэтому динамика потребления практически соответствует импорту.
За первые шесть месяцев 2022 выручка ОККО выросла на 64% – до 32,8 млрд грн. За те же полгода WOG удалось увеличить выручку на 18%.
С октября продажи сети вышли на довоенный уровень, утверждает Стропус. «Помогли» российские обстрелы энергетической инфраструктуры, повлекшие частые отключения света по всей стране. 84% заправок AMIC были оборудованы генераторами и работали бесперебойно. В то время только ОККО, WOG и Socar обладали сравнимым уровнем автономных заправок.
Выручка AMIC в 2022 году – 8,5 млрд грн, что на 23,5% меньше, чем в 2021-м. Прибыль за год компания еще не подсчитала, по словам Стропуса. За первые полгода 2022-го AMIC получила 1 млрд грн убытка против 390 млн грн прибыли за шесть месяцев 2021-го.
Несмотря на арест и падение выручки, компания в 2023 году планирует инвестировать в сеть. По крайней мере €5–7 млн пойдет только на восстановление разрушенных Россией заправок, говорит Стропус. В планах – восстановление АЗС в Херсоне, Бородянке.
Перспективы дела БЭБ
БЭБ инкриминирует AMIC уклонение от уплаты налогов более чем на 270 млн грн и вывод 1 млрд грн в 2016–2021 годах в пользу российских компаний. AMIC отвергает обвинения и готова доказывать свою правоту в суде, говорит Стропус. Аудированная финотчетность компании подтверждает отсутствие выплат дивидендов за 2018–2020 годы. Финотчетности за предыдущие годы отсутствуют в открытом доступе.
«Дело не передается в суд почти полгода, это не может не волновать», – говорит член антикоррупционного комитета Рады Ярослав Юрчишин. Следователи БЭБ отказались ответить на вопросы Forbes, объясняя это тайной следствия. «Каждая зацепка может помешать делу», – сказали в пресс-службе БЭБ.
Подобные уголовные дела, по статьям «уклонение от уплаты налогов» и «легализация имущества», редко доходят до суда, говорит Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. Почему? Следствию следует представить суду показания участников и документы, подтверждающие схему. «Но даже этих доказательств, которые очень сложно собрать, может не хватить для приговора о виновности», – говорит юрист.
Ранее досудебное расследование подобного дела могло занять 18 месяцев, говорит Борис. Но во время военного положения Верховная Рада сняла это ограничение. «В сегодняшних реалиях эта история может продолжаться довольно долго», – считает он.
В суде дело могут слушать годами, говорит Борис. Традиционно силовики надеются, что в ходе судебного разбирательства компания признает вину, компенсирует финансовый ущерб и дело закроют.
После публикации в статье уточнены должность Роберта Новека, данные по ребрендингу и доли автономности АЗС AMIC.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.