Рекордные цены на уголь не спасают. Почему даже с большим спросом на сырье государственные шахты продолжают терпеть убытки /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

Рекордные цены на уголь не спасают. Почему даже с большим спросом на сырье государственные шахты продолжают терпеть убытки

Shutterstock

Дороже угля не было с 2008 года. Несмотря на это, четыре крупнейших государственные шахты потеряли почти 600 млн грн за шесть месяцев 2021 года

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

На фоне мирового энергетического кризиса европейские цены на уголь в октябре превысили рекордные $270 за тонну. В ноябре сырье подешевело до $150, но это все равно самая высокая цена с 2008 года. Несмотря на это, основные государственные шахты «Торецкуголь», «Львовуголь», «Лисичанскуголь» и «Волыньуголь» потеряли 576 млн грн за половину 2021 года. 

Мировой кризис все же помог. В 2020 и 2019 годах в среднем за полгода шахты теряли почти в три раза больше денег – 1,4 млрд грн. Но добыча угля в госшахтах настолько дорогая, что даже высокие цены на сырье не могут ее перекрыть до конца, говорит Роман Ницович, директор по исследованиям DiXi Group. 

Средняя стоимость добычи 1 тонны угля в госшахтах – около 4 000 грн, говорит бывшая и.о. министра энергетики Ольга Буславец. При этом, до осени они продавали сырье по цене 1650 грн за тонну. За границей уголь уже стоил 3000 грн. В сентябре «Центрэнерго» покупал уголь у государственных шахт чуть дороже, но все равно по цене ниже европейской – 2150 грн за тонну.

Себестоимость добычи растет из-за сложных геологических условий, устаревшего оборудования, износ которого превышает 60%, а также низкой эффективности труда. На государственных шахтах, которые обеспечивают всего 10% добычи угля в стране, работает половина всех сотрудников угольной отрасли – 35 000 человек. При этом госшахты не могут торговать углем по рыночным ценам: в Украине действуют ограничения на стоимость электроэнергии, а стоимость угля – 80% тарифа на электричество от тепловых электростанций.

Частные компании работают эффективнее. Например, «ДТЭК Павлоградуголь», обеспечивающий около половины добычи всего угля в стране, до начала пандемии в 2020 году был прибыльным. По данным «СПАРК-Интерфакс», прибыль компании в 2019 – 6,7 млрд грн, а в 2018 – 6 млрд грн. В середине 2020 года частные угледобывающие компании были вынуждены уйти в простой из-за отсутствия спроса на уголь. В результате в 2020 году выручка «ДТЭК Павлоградуголь» упала два раза до 16,4 млрд грн и компания отчиталась об убытках – 6 млрд грн.

На государственных шахтах разница между ценой для «Центрэнерго» и себестоимостью добычи угля государство покрывает из бюджета. В 2020 году на это ушло около 6 млрд грн, оценивает DiXi Grouр. Большая часть идет на зарплаты шахтерам. «Средства идут не на развитие, а на проедание», – говорит Ницович. При этом рабочим до сих пор должны 1,3 млрд грн.

Сделать все 33 госшахты прибыльными невозможно, говорит Ницович. По его словам, государство должно модернизировать только самые перспективные, а остальные закрыть.

Если бы при подготовке бюджета на 2021 год государство выделило на модернизацию государственных шахт столько денег, сколько просило министерство энергетики, можно было бы уже сэкономить 1 млрд грн, говорит Буславец. Министерство предложило направить 2 млрд грн на закладку шести новых лав на госшахтах, что, по словам Буславец, увеличило бы добычу угля на 550 000 тонн, а в 2022 году – еще на 1,5 млн тонн (госшахты добывают 2,9 млн тонн в год). «Теперь придется искать не 2 млрд грн, которые дали бы дополнительный уголь и заработок госшахтам, а 3 млрд грн на импорт угля и деньги на покрытие задолженности перед шахтерами», – говорит она.

На 2022 год государство заложило 4,5 млрд грн на поддержку угольной индустрии, но это все равно на 3,1 млрд грн меньше, чем просило министерство энергетики, говорит замминистра Алексей Кураков. По его словам, в следующем году Украина останется зависимой от импорта. «Ситуация будет такой же, как сейчас: непрогнозированная аварийность, снижение добычи, большой объем импорта угля из Казахстана и Польши», – говорит Кураков.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине