Звездное небо со следами спутника Starlink /Unsplash

Спутники Маска давно обвиняют в загрязнении неба. Теперь ученые посчитали, правда ли это

2 хв читання

Звездное небо со следами спутника Starlink Фото Unsplash

Спутники компании Илона Маска SpaceX – Starlink – влияют на часть важных наблюдений за звездным небом. Такой вывод сделали астрономы Паломарской обсерватории при Калифорнийском технологическом институте, исследовав архивные изображения с ноября 2019 по сентябрь 2021-го. Это одно из первых исследований, которое показывает, действительно ли Starlink способствуют световому загрязнению звездного неба и угрожают науке.

Ключевые факты

• Обсерватория сканирует ночное небо каждые два дня, собирая наблюдения за космическими объектами, такими как сверхновые звезды и околоземные астероиды. Наблюдения проводят на рассвете или в сумерках. Они имеют важное значение для обнаружения астероидов, двигающихся близко к Солнцу и Земле.
  • Анализ выявил 5301 полосу, созданную спутниками Маска. Они повлияли на пятую часть наблюдений. «В 2019 году около 0,5% ночных изображений были подвергнуты влиянию через спутники на орбите, а теперь этот показатель увеличился почти до 20%», — говорит Пшемек Мроз, ведущий автор исследования.
  • Учитывая планы SpaceX вывести на орбиту до 10 000 спутников к 2027 году, ученые ожидают, что почти на всех изображениях ночного неба будет видна по меньшей мере одна полоса, оставленная спутниками Starlink.
  • В настоящее время ученые планируют использовать специальные программы, чтобы вычислить траекторию полета спутников и в результате избежать появления следов их нахождения в космосе во время астрономических наблюдений.
  • О тотальной угрозе речь не идет. Каждая такая полоска затрагивает менее 0,1% пикселей в изображении. «Спутники Starlink пока не сильно мешают астрономам, но если на орбиту будут выведены спутники других компаний, это может стать настоящей проблемой», — говорит Мроз.

Контекст

Компания SpaceX стремится покрыть Землю высокоскоростным интернетом с помощью орбитальных спутников. SpaceX приступила к запуску своих спутников Starlink в 2018 году, и сейчас на высоте около 550 км летает почти 2040 космических аппаратов. Компания имеет разрешение на запуск еще 30 тысяч спутников с опцией увеличить это количество до 42 тысяч.

SpaceX пытается снизить влияние спутников Starlink на астрономические исследования. К примеру, компания начала оснащать спутники специальными солнцезащитными козырьками, призванными уменьшить их отражательные способности. Первый подобный прототип был запущен в июне 2020 года. Исследователи изучили эффективность этого решения и обнаружили, что козырьки действительно уменьшают яркость спутников примерно в пять раз.

Компания Amazon планирует в 2022 году запустить первые два прототипа интернет-спутников Kuiper. Цель проекта Kuiper — запустить группу из 3236 спутников на низкую околоземную орбиту в течение следующего десятилетия. Компания планирует обеспечить доступ к сети в отдаленных районах, где сложно развернуть традиционную инфраструктуру для подключения к интернету. Это похоже на концепцию SpaceX Starlink Илона Маска.

Свои спутники запустила также компания OneWeb – 358 аппаратов покрывают территорию Скандинавии, Великобритании, Ирландии и Канады. Их коммерческую эксплуатацию обещают начать в 2022 году.