С начала войны Украина полностью отказалась от российского ядерного топлива, запасов хватит на пять – шесть лет, сказал в интервью «Forbes Украина» руководитель НАЭК «Энергоатом» Петр Котин. Инвестиции в собственное производство в компании оценивают в $20–30 млн.
Ключевые факты
- Ранее часть ядерного топлива Украина закупала у российской ТВЭЛ, остальное поставляла американская компания Westinghouse из Швеции. С начала войны «Энергоатом» полностью отказался от российского ядерного топлива. Однако на складах до сих пор есть большой запас, который будет использоваться в течение следующих пяти – шести лет, сообщил Котин.
- В последующие два года Westinghouse пообещала нарастить производство до того количества, которое необходимо Украине, заявляют в «Энергоатоме».
- Отказ от российского топлива почти ничего не стоит: цена на топливо зависит от расценок на уран, поэтому практически одинаковая у разных поставщиков, заявил Котин. Одна загрузка энергоблока на 1000 МВт на один год стоит Украине $30–40 млн.
- В Украине два маленьких энергоблока – на 440 МВт, которые используют российское топливо, но сейчас Westinghouse работает, чтобы выдать партию топлива, которое можно использовать и на малых энергоблоках.
- Украина уже два года работает над разработкой собственного топлива, которую планирует закончить через два года, сообщил Котин. Собственное производство дешевле импорта.
- Инвестиции в собственное производство – $20–30 млн, в которые в основном входит стоимость станков для изготовления топлива.
- Чтобы снизить зависимость от одного производителя, Украине нужны как минимум два поставщика: доля одного должна быть не менее 40% и не более 60%, отметил руководитель «Энергоатома».
- Среди всех компонентов собственного топлива Украине придется импортировать циркониевые трубки и обогащенные урановые таблетки. В Украине отсутствует производство циркония. У нас есть возможность добывать его из руды в Днепропетровской и Кировоградской областях, но изготовление трубок – это сложный процесс. Чтобы сейчас запустить производство, нужно инвестировать около $250 млн.
- Другая проблема – урановые таблетки, то есть само топливо, работающее в реакторе и дающее теплоту для выработки электричества. Украина не может обогащать уран из-за подписания Будапештского меморандума в 1994 году, которым отказалась от ядерного оружия, говорит Котин.
- Украинское предприятие «ВостокГОК» может добывать урановую руду, но для изготовления урановых таблеток эту руду нужно очистить и обогатить, пояснил руководитель «Энергоатома». Обогащением занимаются Россия и другие страны – члены «ядерного клуба». Среди нероссийских компаний на этом рынке могу назвать, в частности, британскую Urenco, имеющую представительства по всему миру.
Контекст
Общая сумма ущерба «Энергоатома» за два месяца войны оценивается в 36 млрд грн. Она включает сокращение производства и повреждение оборудования и инфраструктуры АЭС. Кроме того, с начала войны «Энергоатом» работает только на половину своей мощности.
Два месяца назад атомную электроэнергию в Украине производили все 15 энергоблоков на четырех АЭС – это было впервые. Во время войны потребление электроэнергии в стране упало вдвое, поэтому задействована только половина энергоблоков.
С 4 марта Запорожская АЭС работает под контролем оккупантов. Российские военные назначили начальника, с которым профессиональный персонал атомной станции по управлению энергоблоками должен согласовывать все действия. Оккупанты используют ЗАЭС как военную базу.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.