Государственный железнодорожный монополист «Укрзализныця» анонсировал старт рекордной в истории Украины модернизации пассажирского подвижного состава. Цена вопроса – более 30 млрд грн. На что потратят эти деньги
Список крупнейших экспортеров, год войны Зеленского, приключения Баффета в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и еще два десятка эксклюзивных материалов. Forbes Украина выпустила новый номер журнала. Купить его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.
В начале октября «Укрзализныця» (УЗ) объявила в Prozorro тендер на закупку 80 поездов: 60 пригородных электричек и 20 региональных электропоездов. Общая сумма закупки – 31,5 млрд грн. Заявки принимаются до 1 ноября – аукцион пройдет 7 декабря. Победитель тендера обязан будет выполнить заказ до 2026 года. УЗ ожидает первую поставку в конце 2023-го.
УЗ использует 60 новых электричек на проекте City Express, который компания разворачивает в пригородах городов-миллионников, говорит пресс-служба. На первом этапе проект охватит Киев, Харьков и Днепр. Затем к нему присоединится Львов.
За счет нового подвижного состава УЗ рассчитывает обновить изношенные на 90% пригородные электрички и сократить на основных маршрутах интервал их курсирования в часы пик с 20–30 минут до 10–15 минут. Ежедневно электрички используют около 65 000 человек для поездок на работу из пригорода в Киев. Это около 16% пассажиропотока, подсчитали в УЗ. Компания рассчитывает нарастить этот показатель до 33%. «Мы станем выгодно конкурировать с автобусами и маршрутками, – говорит Александр Перцовский, руководитель пассажирского направления УЗ. – Это значительно разгрузит столичные пробки».
Kyiv City Express получит 30 новых электричек. Еще 30 – модернизируют. Харькову, Днепру и Львову достанется по 10 новых электропоездов. 20 региональных электричек, по словам Перцовского, пустят на маршрутах Сумы – Харьков, Харьков – Купянск, Харьков – Константиновка, Киев – Львов, а после электрификации – в Черкассы и Сумы из Киева.
Кто заплатит за комфорт? Источник финансирования новых поездов будет определен после тендера, говорит Перцовский. Он считает, что возможны три варианта: привлечение заемного капитала, собственное финансирование и привлечение денег из госбюджета. «Вероятно, победитель торгов, если это будет иностранная компания, сможет привлечь для поставки электропоездов финансирование экспортно-импортного банка своей страны», – говорит Перцовский.
Наибольшие шансы на победу у швейцарской компании Stadler, говорит изучивший тендерную документацию Виктор Довгань, бывший заместитель министра инфраструктуры. В конце августа Stadler Rail и УЗ подписали в присутствии Владимира Зеленского меморандум о сотрудничестве. Он предусматривает обновление украинских поездов за счет экспортного финансирования из Швейцарии.
Помимо Stadler УЗ пригласила участвовать в тендере Siemens, Alstom, Pesa, Skoda и Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ). «Все эти компании в состоянии производить электропоезда под потребности УЗ», – говорит Александра Кава, экс-заместитель министра инфраструктуры. Сейчас Кава замминистра финансов.
Обновление затронет не только пригородное сообщение. В июне УЗ подписала с КВСЗ соглашение на поставку 100 пассажирских вагонов. Контракт стоимостью 3 млрд грн финансируется из бюджета страны. До конца 2022 года КВСЗ поставит 88 купейных вагонов и 12 вагонов СВ. Их будут использовать на наиболее востребованных направлениях и неэлектрифицированных маршрутах. В ближайшие три года УЗ рассчитывает получить из госбюджета 40 млрд грн, которые пойдут на обновление пассажирских вагонов.



