Выяснилось, что Apple подписала в Китае сделку на $275 млрд ради сохранения рынка. Как договаривается с КНР самая дорогая компания планеты /Фото Getty Images
Категория
Новости
Дата

Выяснилось, что Apple подписала в Китае сделку на $275 млрд ради сохранения рынка. Как договаривается с КНР самая дорогая компания планеты

Гендиректор Apple Тим Кук Фото Getty Images

7 декабря издание The Information рассказало, что Apple еще в 2016 году непублично заключила договор с китайскими властями. В обмен на лояльность местных регуляторов Apple – в лице своего CEO Тима Кука – согласилась больше инвестировать в китайскую экономику. Экономический эффект пятилетнего плана оценивают в $275 млрд. Чем это обернулось?

Хронология стычки: как поссорились и мирились Apple и КНР

Традиционно у Apple было два ключевых рынка продаж своей техники и сервисов: США и Европа. После прихода Тима Кука на пост CEO в 2011 году компания начала укреплять позиции в Китае. В 2015-м Apple зафиксировала почти двукратное годовое увеличение выручки в КНР, которая достигла $58,7 млрд. Страна стала второй после США по объему продаж. Бум пришелся на рост доходов и увеличение доли среднего класса, а также развитие сотовых сетей.

Обстановка быстро изменилась. В апреле 2016 года китайские регуляторы заставили Apple заблокировать продажи книг и фильмов в магазине iTunes. Компания отреагировала на угрозу десантом из топ-менеджеров, которые приехали встречаться с китайскими чиновниками. 

В мае гендиректор Apple Тим Кук объявил, что Apple инвестирует $1 млрд в китайский такси-сервис Didi Global – на тот момент, самый дорогой стартап страны. Это нетипичный шаг – Apple не занимается венчурными вложениями. Вряд ли он оказался очень удачным: в сентябре 2021 года Didi вышла на биржу и ее капитализация уже сократилась вдвое, до $33 млрд.  

Спустя пять дней после сделки с Didi Кук лично прилетел в Пекин на встречу с высокопоставленными чиновниками из КНР. Страна как раз огласила план 13-й «пятилетки». 

Итогом поездки стал меморандум, по которому Apple согласилась потратить в Китае более $275 млрд в течение пяти лет. Речь шла про инвестиции в инфраструктуру и заказы у поставщиков, обучение местных специалистов, сотрудничество с китайскими университетами и дальнейшие инвестиции в китайские стартапы вроде Didi. По условиям договора он автоматически продлялся еще на год, до мая 2022 года, если обе стороны не были против.

Почему Apple пошла на сделку

Сделки такого рода – не новинка для американских компаний, которые хотят сохранить присутствие на китайском рынке. Но в случае Apple речь идет о беспрецедентном масштабе. В 2006 году Microsoft согласилась потратить на производство в Китае $3,7 млрд, а Cisco заявила о $10 млрд инвестиций в 2015-м.

Меморандум Apple обязывал не только обильно тратить, но и «строго следовать китайскому законодательству и регуляциям». Это быстро обернулось сложностями. Уже в ноябре 2016 года в КНР подписали закон, который обязывал хранить всю персональную информацию граждан на территории страны, – сегодня аналогичный действует в России. Это и другие регуляторные требования означали, что под угрозой работа других цифровых сервисов: облачного хранилища iCloud, карт Apple Maps, платежной системы Apple Pay. 

Чтобы обезопасить компанию, Кук регулярно встречался с высокопоставленными чиновниками, включая главу правительства Ли Кецана – «второго человека» в Китае. Доступ к первым лицам помог компании обойти ряд условий. 

К примеру, Apple разрешили не предоставлять доступ к исходному коду своих операционных систем. Также компания продавила изменение закона, который требовал сделать предустановленные приложения удаляемыми. 

Повоевать пришлось и за iCloud – компания разместила дата-центры для хранения информации в Китае, но построила их в провинциях Гуйчжоу и Внутренней Монголии, где легче было договориться с местными властями. Стратегия сработала: Apple разрешили открыть дата-центры самостоятельно, не привлекать китайских партнеров и сохранить полный контроль над оборудованием. Зато пришлось согласиться на цензуру: Apple удаляет из App Store и других магазинов неугодный контент. Например, приложения для ЛГБТ-дейтинга.

Неизвестная сторона Кука

В чем главная переговорная сила Apple? Это лично Тим Кук. Он пришел в компанию в 1998 году, на следующий год после возвращения Джобса. Его первой задачей было перестроить производственную цепочку. По распоряжению Джобса Apple сократила модельный ряд до четырех компьютеров, а Кук с такой же решительностью вычеркивал из списка контрагентов неэффективных поставщиков. 

Он сделал ставку на аутсорс производства за границу и выбрал Китай, в частности, компанию Foxconn. «Считается, что Apple собирают все в Китае из-за дешевой рабочей силы, – пишет в книге про Кука журналист Линдер Кани. – Но сила Foxconn – в гибкости. Она может призвать армию работников со дня на день». 

Кук сыграл в этом переходе решающую роль и провел множество времени в Китае. «Для Кука было типично улететь в Китай, проработать там три дня, не обращая внимания на шестнадцатичасовую разницу во времени, вернуться в семь утра и уже в 8:30 быть на совещании», – пишет Кани. Если Кук уйдет с поста CEO, компания может остаться без сильного переговорщика. Его контракт длится до 2025 года, профильные СМИ уже называют преемника – это операционный директор Джефф Уильямс. Он сопровождал Кука при подписании судьбоносного момерандума. 

The Information не раскрывает, действительно ли Apple потратила заявленные $275 млрд в Китае. Но указывает, что после многочисленных споров и разбирательств компания выполнила обещания: открыла R&D-центры, назначила регионального топ-менеджера, инвестировала в чистую энергетику, начала плотнее работать с университетами. 

Все это – на фоне беспрецедентного давления США на главного китайского производителя электроники – Huawei. Компании отрезали как доступ к рынку сбыта, так и запретили пользоваться американскими комплектующими и ОС. 

У Apple в Китае – обратная ситуация. В октябре 2021 года iPhone стал самым продаваемым смартфоном в стране. В финансовом отчете за сентябрь 2021-го указано, что Apple заработала в Великом Китае (КНР, Гонконг, Тайвань и Мака) около $68 млрд, или 19% от совокупных продаж. Для сравнения, выручка сотни крупнейших частных компаний Украины, по версии Forbes, в 2020 году составила около $85 млрд, а ВВП страны достиг $155 млрд.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Инвестгид на 2022-й год, Семёнов и его телеканалы, цифровая Украина | Рейтинг работодателей